Только что вернулся с замечательного народного схода на Лахтинской,24 — где неизвестные вандалы сбросили барельеф Мефистофеля.
Собралось больше тысячи человек. Выступали без усилителей (никаких заявок никто не подавал — акция была стихийной), стоя на кухонной табуретке, которую принес из дома мой друг и коллега по ЯБЛОКУ, депутат Александр Кобринский.
Прекрасные, умные и добрые лица, и прекрасные, искренние, интересные выступления. Песни в исполнении Миши Новицкого, стихи в исполнении Дарьи Васильевой, и неповторимая атмосфера. Очень давно не видел такого.
Людей буквально «взорвала» эта, казалось бы, локальная история — и, как представляется, такой бурной реакции не ждал никто. Ни градозащитники, ни, как представляется, те, кто причастен к уничтожению барельефа.
Рассчитывали, что, как обычно, три градозащитника постоят в пикетах, два депутата напишут возмущенные запросы, пять СМИ об этом напишут — и все стихнет…
Оказалось — не так.
Оказался — эффект последней капли, переполнившей стакан. Эффект последнего градуса наклона, после которого центр тяжести выходит из площади опоры. Эффект маленького камешка, срывающего лавину.
Потому что уже «достало» нас всех в этом августе (да-да, опять август!) от кафкианства, на глазах делающегося былью.
То — сжигание «санкционных продуктов», то — цинично-стремительное освобождение по УДО мошенницы Васильевой, то — 20-летний приговор за «терроризм» режиссеру Сенцову, якобы за поджог подоконника в офисе крымских единороссов, то — угроза заблокировать Википедию, то — бодрые заявления министра иностранных дел о «приближающемся конце эпохи доминирования Запада» (именно так, судя по курсу в обменниках, этот конец мы себе и представляли)...
Такое впечатление, что количество абсурда превзошло некий предел. Некую «критическую массу».
При этом на истории с Мефистофелем — еще и ясный отпечаток нарастающего мракобесия, которое «достало» за последнее время очень и очень многих.
«Достало» то, что руководство РПЦ все больше напоминает Идеологический отдел ЦК КПСС.
«Достало» непрерывное шоу бесноватых фриков, прикрывающихся крестами и иконами, бегающих в поисках «чем бы еще оскорбиться», громящих выставки, сжигающих книги и срывающих концерты, и при том остающихся безнаказанными.
«Достало» то, что погромщиков прикрывают и им потакают, ищут у них «благие намерения» и призывают учесть их «оскорбленные чувства».
Чем они «оскорбятся» завтра — «Демоном сидящим» художника Михаила Врубеля? «Мефистофелем» скульптора Марка Антокольского? Обнаженной натурой в Эрмитаже? Самим фактом наличия тех, кто не верит в их богов, или верит в других, или верит не так, или не верит вообще? Может быть, пора напомнить, что закон в светском государстве должен защищать не чувства, а права? И напомнить уроки истории — где ясно написано, чем заканчивается (в том числе, в России) черносотенство?
...На сходе практически бы было провокаторов — всевозможные «молодогвардейцы», нодовцы, «народные соборы» и прочие псевдоправославные активисты попрятались по щелям, видя такое количество народу. Была одна неадекватная дама в начале — заявившая, что мы все безбожники, евреи и сторонники Америки, и какой-то персонаж в конце, кричавший, что мы тут, мол, «пиаримся», а сами «из другого района». Мы его уверенно послали. Куда — не скажу. Но туда, куда надо. И популярно объяснили.
Жаль, что нам так и не удалось повесить напечатанное изображение Мефистофеля на месте подлинного — «Жилкомсервис», который еще позавчера обещал открыть доступ на крышу, со вчерашнего дня лег на дно и отключил трубку. Найти их не удалось даже после моего обращения к вице-губернатору Николаю Бондаренко. При этом глава КГИОП Сергей Макаров, который был на сходе, сказал, что повесить баннер можно — это не нарушает условия охраны памятника. Но увы: попасть на крышу мы так и не смогли. Завтра займемся согласованиями и установкой баннера надеюсь, жилищники выйдут из подполья.
Выступая, я сказал, что мечтаю о том, чтобы каждый случай вандализма, каждое разрушение наших памятников вызывали бы такую же реакцию. Чтобы мы так же стремительно и мощно вставали на защиту своего города. Кроме нас его беречь некому.
Надеюсь, что вандалы будут найдены и наказаны. Следы у полиции есть, надо пройти по ним — и установить виновных. Надо только постараться. Уверен: если бы кто-то написал на этом доме краской (что было бы таким же вандализмом, так как это памятник) какое-нибудь нехорошее слово в адрес Путина — его бы уже нашли и он бы уже сидел в СИЗО. Вот пусть ищут с таким же усердием.
Завтра с Александром Кобринским и градозащитниками подаем заявку на общегородской митинг в защиту Петербурга 12 или 13 сентября.