В утренних новостях на государственном Первом канале не стали вспоминать о событиях 19 августа 1991 года. Не говорят об этом и представители нынешней власти. Причины такого поведения достаточно легко объяснимы.
По ощущениям многих демократически мыслящих людей сегодняшняя Россия во многом не отвечает тем идеалам, которые в 91-м отстаивали люди, пришедшие к Белому дому в Москве и к Мариинскому дворцу в Петербурге, чтобы остановить самозванцев из ГКЧП и защитить законно избранные органы власти.
Но ещё важнее то, что такие же ощущения, судя по всему, есть и у власть имущих. Хотя их лидеру вроде бы нечего стесняться своей роли в тех событиях. Путин в те дни находился рядом с мэром города Анатолием Собчаком, а тот публично открещивался от ГКЧП и делал это самым решительным образом. Достаточно напомнить о грандиозном митинге на Дворцовой площади утром 20 августа – тогда людское море заполнило всё пространство площади до самых краёв. И именно там выступал Собчак с обличениями путчистов. И Путин его поддерживал в те дни. Был, конечно, такой эпизод, как организация телефонных переговоров Собчака с городским руководством КГБ, но, по-моему, это лишь небольшая деталь на общем фоне весьма достойного поведения. Так в чём же дело? Почему бы не вспомнить об этих днях?
Вся штука, видимо, в том, что и власти, и оппозиция понимают главное – многое не состоялось так, как мечталось людям почти четверть века назад. Да, есть рыночная экономика, есть частная собственность, можно ездить за границу, читать любые книги, можно создавать оппозиционные организации.
Но… политическую систему всё больше «подмораживает». Свободная и честная конкуренция в политической сфере просматривается всё с большим трудом. А ведь это ключевой вопрос.
Напомню, что в августе 1991 года в Петербурге происходили весьма поучительные события. Уже утром 19 августа собрался Президиум городского парламента (важно, что депутаты сами – по зову сердца – приехали на это заседание; их туда даже никто не приглашал!). Во второй половине дня открылась сессия парламента (в котором тогда было без малого 400 депутатов). Несколько позже появился Собчак, руководивший тогда городской исполнительной властью. И все заняли твёрдую позицию – ГКЧП действует не законно, необходимо восстановить конституционный порядок.
Почему же так вели себя депутаты и мэр города? Для меня ответ очевиден – все эти люди были избраны на абсолютно честных и свободных выборах. Поэтому каждый чувствовал ответственность перед народом, а не перед московским начальством. Именно благодаря этому в Петербурге стали возможными столь решительные действия региональных властей по защите законного порядка в стране.
В 1991 году такой ход мыслей и образ действий был естественным не только для избранных депутатов, но и для тысяч людей вышедших на улицы и площади города, чтобы поддержать закон. Сегодня же представить себе, что подобным образом будет действовать нынешнее руководство города просто невозможно. Властная вертикаль она и есть вертикаль!
Кто виноват в случившейся трансформации – думаю, что понятно.
А что делать? Ответ на этот вопрос гораздо сложнее и требует много места. Тут постом не отделаешься.
Но в качестве шага, без которого точно не обойтись, я вижу необходимость возвращения свободных выборов руководителей регионов. Нужно добиваться снятия совершенно неоправданных и даже нелепых ограничений, которые существуют при выдвижении кандидатов в губернаторы. Система сбора муниципальных подписей показала себя во всей красе – сегодня ни одна политическая сила без поддержки и одобрения властной вертикали ни в одном регионе не может преодолеть муниципальный фильтр. Это уже не настоящие свободные выборы, где кандидаты чувствуют ту самую ответственность перед людьми, а нечто совсем другое. Тут каждый даже потенциальный кандидат невольно будет помнить о своей зависимости от начальства.
Поэтому первая идея, лежащая на поверхности – разрешить всем партиям, официально зарегистрированным в России, беспрепятственно выдвигать своих кандидатов в губернаторов. Вас пугает, что таких кандидатов будет 50 или 100 человек? Что кто-то из них окажется подставной фигурой, типа Жириновского?
Всего этого не стоит сильно бояться. Сейчас главное – начать возвращать конкуренцию в политическую систему. И, может быть, надо начинать именно с регионального уровня.
Предвижу возражения – кто-то, наверняка, скажет, что не все регионы готовы к такому развитию политической системы. Что есть Кавказ, где есть террористы, где без «руки Москвы» дела пойдут совсем плохо. Да, в этих сомнениях есть доля истины. Хорошо, тогда давайте начнём с городов федерального значения, для других регионов на какое-то время оставим это решение на усмотрение местных законодателей.
Но начинать надо. Иначе довольно скоро вместо заморозков в стране получим настоящие морозы и какой-нибудь совсем милитаризированный режим, о котором даже ГКЧПистам думать было бы противно. Тогда будет плохо всем – в том числе и тем, кто сегодня не хочет вспоминать об уроках августа 1991 года.