Председатель Кировского «Яблоко» Дмитрий Махнев поздравил ветерана отечественной войны.
Дмитрий Махнев и Зинаида Фёдоровна не родственники, а просто живут в соседних домах. Тем не менее, при первой возможности рассказать о ней и лишний раз поздравить в преддверие праздника Победы, он тут же организовал эту встречу.
Зинаиде сейчас 87 лет и живёт она одна в однокомнатной квартире на Филейке. В 1986 году во время аварии на Чернобыльской АЭС она находилась в Харькове - в непосредственной близости от места катастрофы и с тех пор является инвалидом второй группы. Встретила же войну она в пограничном городе Выборге близ Ленинграда, где была в гостях у брата. Воспоминания о войне даются ей нелегко, но Зинаида Федоровна уверена, что рассказывать о войне подрастающему поколению необходимо, чтобы не допустить повторения того, что однажды произошло. По её словам, сегодня многие воспринимают День Победы как просто годовщину окончания войны, хотя праздник этот должен быть напоминанием и предупреждением о том, как бывает плохо, когда нет мирного неба над головой.
Родилась Зинаида в Кургане, но войну встретила не дома. Перед началом войны она уехала в гости к брату, который после Финской войны остался жить в приграничном Выборге. На момент начала войны ей было всего 14 лет, однако непосредственных военных действий она не застала. Всю войну Зинаида Федоровна жила в Кургане, трудилась на мясокомбинате и иногда привлекалась к сельхозработам - дёргала лён и заготовляла сено.
Особенно в годы войны ценился хлеб, рассказывает Зинаида: - Дневная пайка хлеба составляла 200 граммов хлеба, а потом была повышена до 350 граммов. Бывало придёшь, получишь пайку хлеба, завернёшь её в платочек и плачешь. И сейчас, глядя на маленьких детей, которые крошат хлеб птицам, меня буквально пробирает дрожь. Можно ведь сходить крупы какой-нибудь купить и ей птиц покормить, дело-то хорошее, но с другой стороны, что с маленьких детей возьмёшь? Вот такое отношение к хлебу сформировала у моего поколения война.
Сейчас она вспоминает, что война застала ее семью ночью, тогда тишину нарушил гул множества самолётов, которые как стая ворон летели на город: - В том участке, где находится Выборг было много самолётов, вот как вороньё. Застала нас война в постели, когда мы спали. Прибежал сосед и кричит: "Сергей Фёдорович, война, война!". Разумеется, тогда уже было понятно, что война будет, но такого внезапного налёта никто не ожидал. Это же не мотоцикл, а действительно громкий шум и многих людей он застал буквально в одной рубашке.
Сразу после появления немецких самолётов брат посадил Зинаиду в поезд до Ленинграда, откуда она на самолёте улетела домой в Курган. Всего в семье Фёдора Головина было восемь детей, но старшие либо ушли на фронт, либо трудились на заводах, обеспечивая поставки вооружения для фронта. Все жили бедно, но при этом самоотверженно трудились, вспоминает Зинаида Фёдоровна: - Мы все жили очень тяжело, но в моём окружении все были тружениками. Но самое главное - было необыкновенное вдохновение, желание жить и желание победить. Можно даже сказать, что была уверенность в том, что мы победим. У нас была учительница, я до сих пор её хорошо помню, так она нас приводила в свой сад, давала каждому по яблоку и говорила, мол, не переживайте, дети, всё это скоро кончится.
О победе Зинаида узнала, как и все курганцы, из репродуктора: - О победе сообщили по радио. Телевизора тогда никакого не было. Просто это было очень громко, как-то со всех сторон стал в кучу собираться народ, всё идут и идут... Ликование было, всеобщее ликование с поднятыми руками. Никаких цветов и плакатов там не было, только что объявили. Вот так и встретили победу. Все выбежали на улицу, было уже тепло, май месяц, но осознание этого только приходило. Объявить-то объявили, но представления о том, как это и что пока не было.
Уже потом, закончив обучение Зинаида по распределению попала в Киров, где познакомилась и вышла замуж за Виктора Суханова, художника декораций в Кировском театре драмы. После смерти Виктора она так и осталась жить в Кирове. Сейчас у неё 4 внука и вот-вот появятся первые правнуки.