Два года назад с большой помпой прошел всероссийский конкурс "Россия-10" – патриотическое голосование по поводу того, что считать символом нашей страны.
Большинство голосов набрал коломенский Кремль. Выбор, безусловно, достойный. В субботу я был в Коломне и сам в этом убедился. Но к сожалению, не только в этом.
На сайте проекта помещен вот такой прекрасный вид:
Это точно символ России
а мы с активистами ЯБЛОКА Софьей Русовой, Александром Усердиным и Александром Крицким увидели вот такой:
А это, по-моему, символ ее уничтожения
Туристу, который захочет перенестись в Средневековье, придется включить воображение и представить себе, что на Кремль надвигается гигантское осадное орудие. Да так оно, по сути, и есть!
Как вы думаете, если бы такая фотография сражалась за выбор россиян, вошел бы коломенский Кремль в первую десятку? Что-то заставляет меня в этом сомневаться. Ну, первое место уж точно бы не получил.
И совсем не потому, что древняя архитектура, открывающаяся с этого ракурса, чем-то плоха. Она-то как раз прекрасна: один Успенский собор, заложенный Дмитрием Донским, чего стоит!
Как вы понимаете, самым беспощадным образом портит картину творение зодчих XXI века в виде уродливой новостройки, которая надвигается на Кремль слева.
Наверное кто-то из крымнашески настроенных читателей блога сразу возмутится и скажет, что даже на такие святыни «пятая колонна» умудряется смотреть со своей колокольни. Нарочно исхитрились изыскать для съемки такой ракурс, чтобы обгадить чтимый народом символ России.
И будут, наверное, удивлены, узнав, что
а) вид этот – действительно с колокольни,
б) ракурс обзора выбрал совсем не я, а Дмитрий Донской, основав в 1381 году на другой стороне Москвы-реки Бобренев монастырь
Настоятель монастыря любезно разрешил нам подняться на колокольню, которая сейчас реставрируется, и снять оттуда вид на Кремль
Очевидно, что колокольня является замечательной смотровой площадкой, откуда открывается панорама древней Коломны, включающая Москва-реку и почти первозданный природно-сельскохозяйственный ландшафт между городом и монастырем.
И загадила эту панораму отнюдь не оппозиция, а власть, разрешившая строительным коммерсантам возвести на ул. Пионерской вот это «чудо» архитектуры.
Главное хамство данного «шедевра» состоит в его высоте – 17 этажей. Если было бы 10 – как в первоначальном проекте, то панорама не была бы испорчена.
Это мошенничество – не единственное. Чиновниками областной архитектуры утвердили проектную документацию в 2006-7 годах. Когда действовал еще Генплан 1981 года, согласно которому в этом месте должна быть зона отдыха, а не жилой комплекс.
Новый Генплан 2010 г. (тот самый – секретный) прошел согласование с Министерством культуры РФ только в 2013 году, когда кремль объявили символом
Значит, Минкульт узаконил порчу символа задним числом
Продолжение штурма
Самое интересное-то в том, что порча еще не закончена! На фотографии панорамы вы видите, что между новостройкой XXI и храмом XIV века остается хоть какое-то пространство. Так вот, этот промежуток может совсем исчезнуть, если к 17-этажке будут пристроены еще две секции. А котлованы под них уже вырыты!
Здесь видно 1) насколько новая застройка спальных районов выше прежней (она из монастыря не видна), и 2) возведение фундамента двух новых секций, которые продолжат визуальную атаку на коломенский Кремль
Мечта защитников города сегодня – не допустить строительства двух новых секций дома. Добиться сноса уже незаконно построенных никто даже и не мечтает. Мы же не в Турции живем, де суд может постановить снести небоскребы, которые испортили панораму исторической части Стамбула.
Как такое может происходить в «историческом поселении федерального значения», статус которого присвоен Коломне?
На каждое нарушение закона (в данном случае «Об объектах культурного наследия») есть, как известно, свое «согласование» в инстанциях. Чем больше нарушение, тем глубже «согласование», точнее – удовлетворение чиновника от оного.
Можете по этим телефонам спросить, сколько стоит удовлетворение чиновников, а заодно и поинтересоваться ценой квартир. Особенно на верхних этажах
Для того чтобы «согласованиям» не сильно мешали, еще есть режим строжайшей секретности. Высотность новых зданий муниципальным актом Коломны установлена не выше 10 метров. Правда, только в охранной зоне, установленной новым Генпланом. А где проходит ее граница – секрет. Карты-приложения к генплану на руки никому не выдают и в Интернете не вешают.
Пора нам все-таки познакомиться с главным организатором осады коломенского Кремля
Погром XXI века
Первое, что вы прочтете, открыв официальный сайт города, будет вот это:
«Администрацией городского округа Коломна руководит глава городского округа Коломна на принципах единоначалия».
Батый взял Коломну в 1238, а Шувалов – в 1991.
Батый-то взял и свалил, а Валерий Иванович сидит до сих пор. Дело, на которое первый потратил несколько дней (уничтожение города), второй растянул на долгие годы.
Преувеличиваю? Утрирую? Ну, разве что совсем чуть-чуть.
Не лет назад неизвестные ночью пригнали на одну из улиц посада бульдозер – сносить хозяйственный корпус усадьбы XVIII века, вот что от него осталось:
Ни уголовного дела, ни следствия. Хотя власти прекрасно знают, что это – объект культурного наследия. Об этом говорит защитный навес над ним.
Так поступают с каменными строениями, а теперь – о деревянных.
Как известно, Батый Коломну сжег. А что сейчас происходит? Старинные деревянные дома на посаде близ Кремля, несмотря на всю их уникальность, поддерживать в приличном состоянии городским властям не хочется. А богатым людям пожить в коттеджах в центре города хочется. Вот и сошлись интересы.
Сначала дом сгорает, затем его сносят, а дальше на его месте возникает что-нибудь в этом роде:
Кто живет в этих памятниках архитектуры XXI века, которыми утыкан весь исторический центр, неизвестно, но в народе их называют «домами Шувалова»
Где МЧС, полиция, службы по охране памятников? При батыевом погроме их тоже не было…
В результате такого «подсечно-огневого землевыделения» посад прямо-таки пестрит контрастами.
Дом богатого крестьянина начала ХХ века в стиле «модерн»…
Надпись на табличке: «ДОМ МАСЛОВА, построен в начале ХХ века богатым крестьянином в стиле «модерн…»
соседствует с домом бедного чиновника начала XXI века в стиле «постмодерн»:
В отличие от предыдущего дома, на этом таблички с именем хозяина почему-то нет…
Такие «дома Шувалова» рассыпаны не только по посаду, но и по территории самого Кремля.
Хотите постмодерна совсем по полной программе? Пожалуйста!
Усадьба начала XXI века с башенкой середины XVI. Таков вид изнутри Кремля на его Алексеевскую (Погорелую) башню, возведенную в 1531 году
Домик рядом с Воскресенской церковью, где венчался Дмитрий Донской, только издалека кажется старинным. На самом деле – тоже «шедевр» XXI века:
Храм, где венчался победитель Куликовской битвы – разве не «духовная скрепа» России? Но прикрепилась к ней какая-то дрянь…
Все это означает, что «визуальный штурм» Кремля в его панораме ведется в буквальном смысле для вида. На самом же деле последователи Батыя его уже давно взяли.
Погромить город с таким размахом Шувалов вряд ли бы смог без своего верного городского архитектора Тамары Шленской, которая давала добро на все вышеописанные застройки.
Недавно она получила из рук губернатора боевую награду – премию в номинации «Главный архитектор муниципального образования» за идею сохранения исторического облика Коломны и развития новых туристических маршрутов.
Таким образом выяснилось, что
1. до Шленовой такая идея в голову никому не приходила,
2. премии в администрации МО даются за идеи, а не за их воплощение,
3. не только Шувалов, но и Воробьев является поклонником постмодерна начала XXI века, который с разрешения Шленовой вытесняет старую застройку из Кремля и его окрестностей.
На защите символа России
Как и в 1238 и 1293 годах, жители Коломны пытаются защищаться. Вот только ряды защитников нынче намного жиже. Во главе этих рядов стоит самоотверженная семья Ермаковых – Татьяна и Анатолий.
Это от них мы узнали про «визуальную атаку» на Кремль и по их приглашению приехали с общественной инспекцией в Коломну.
Неужели остановку нельзя разместить подальше от одной из немногих сохранившихся стен «символа России»? – задала городской администрации вопрос активист местного ЯБЛОКА Татьяна Ермакова. За это председатель Горсовета Сиделев (владелец варварской автопарковки внутри Кремля) обозвал ее экстремисткой, а городской суд решил, что он был вправе это сделать.
Только они сегодня пытаются противостоять вышеописанным атакам на Кремль и Посад. А где же все наши записные патриоты из разных партий - думских и недумских? Неужели не жалко им символа России?
Выживет ли наша нация?
Это, наверное, один из самых диких парадоксов нашего времени.
Патриотизм у нас давно стал официальной идеологией и разделяется большинством населением страны. Президент взыскует «духовных скреп» и истоков «национального бытия», радеет о «нравственной основе общества». Ищет сакральные истоки России в Севастополе. Телевизор нельзя включить, не услышав сразу что-нибудь патриотическое.
И в это же время по всей стране ради доходов всяких братков и откатов от них чиновникам идет разрушение настоящих национальных святынь.
Патриотично объявив 2015-й годом русской литературы, разрушаем прекрасный дом, где все дышит памятью о поэтах Серебряного века и Есенине.
Встав вдруг на колени перед киевским князем Владимиром, не замечаем, что давно вытираем ноги о память московского князя Дмитрия Донского. (Кстати, Девичье поле, где он собирал войско на Куликовскую битву, тоже застроили).
Выявив самый популярный символ России, не спешим, как турки, очистить его от порчи, а продолжаем портить с удвоенной силой.
Интерес чиновников еще хоть как-то понятен. Откаты – это не только деньги, но и власть, которую надо покупать, делясь с вышестоящими.
Но что с народом-то происходит? Почему, несмотря на весь патриотизм соцопросов,-ему плевать на свои святыни?
Настоящий патриотизм – это молчание о том, что есть, а наш сегодняшний – крики о том, чего нет.
Настоящий рождается не из зомбоящика, а из тех святынь, которые мы сегодня портим и разрушаем. И передается он не через глотку, а (в том числе) через красоту ландшафта. Открывается вместе с видом на Коломну с колокольни Бобренева монастыря.
Французы назвали это явление «патриотизм колокольни». Они знают, что без «patriotisme du clocher» не будет искренним «viva la France!»
Именно поэтому в цивилизованном мире так трясутся над защитой памятников. Прибыль от туризма – тоже важная вещь, но гораздо важнее чистота источников локального патриотизма, подпитывающая своей энергией жизненную мощь нации.
Что же со всем этим делать? Выключить зомбоящик и залезть на колокольню, пока ее не снесли.
Если этого не сделаем, скоро окончательно утратим источники «национального бытия». Одни символы останутся.