31 октября 2014
Репортаж (фото, видео)

Дмитрий Флорин: В автозак за «Сообщим все Путину», вежливость за оппозиционность и митинг за больницы

В среду под окнами мэрии на Тверской по асфальту полиция таскала врачей и учителей (некоторые из них кричали: «Вот Путин узнает, что вы тут делаете!»), пришедших подавать заявление, требуя выдать им положенное по закону. А в четверг под окнами ФСБ на Лубянке «отъявленные оппозиционеры» кричали: «Слава Украине и героям Майдана!», а также о том, что «Империя Путина будет уничтожена», их просто попросили уйти с центральной площадки на Лубянке. И никого не задержали. Власть, ты чё?

29 октября Вход в Жилищный департамент Москвы. Это во дворе мэрии. Около 30 человек. Плюс журналисты. Принесли коллективное заявление с требованием выполнить обещания власти об обеспечении их, педагогов и врачей, жильем.

Обещали, люди отработали положенные годы, так давайте. Зарплата учителей и медиков такая, что терпеть по полтора десятка лет эту «бьютифул лайф» можно только из-за какой-то цели. У некоторых цель была в виде обещанного жилья. Мучились, концы с концами сводили в надежде на квартиру в столице, и вот на тебе. Облом. А ведь всего-то пришли заявление подать. Публика явно не «митинговая» и уж вовсе не оппозиционная. Это просто «бюджетники».

Александра Зимбовского, гражданского активиста, я узнал в 2012 году, во время протестных акций в Москве. Будучи репортером Радио Свобода, я снимал сюжет о трех протестных лагерях в столице. После разгона «абая» на Чистых прудах, образовалось два протестных лагеря. Националистический – на Баррикадной и либеральный – на Арбате. И мало кто обращал внимание на то, что под окнами мэрии, во дворе, уже несколько дней вели свою акцию протеста люди, лишенные жилья в общагах после развала различных госструктур, сокращения армии и прочего.

Им негде стало жить. И они пришли жить к мэрии. Вели себя спокойно, разложили «пенки», еду, термосы с чаем. Полиция их не трогала, видимо, из-за контрастности с другими «оккупаями». Но отличие с «абаями-баррикадными-арбатами» было главное – под мэрией сидели люди с реальными проблемами. Точечно-адресными. Семьями, с детьми. А по Москве перемещались толпы протестующих «за сменяемость власти».

Несомненно, политическая подоплека протеста «абаев» важна, но у протестующих было где жить, что есть. А у сидевших под мэрией – «быстрорастворимые» макароны, хлеб с «докторской» и чай. И идти им было некуда.

С этими людьми под мэрией сидел и Александр Зимбовский. С ними же он пришел 29 октября к Жилдепартаменту. Никакой акцией это нельзя было назвать. Просто внутрь здания пропустили только одну женщину, которая понесла коллективное заявление. Остальные ждали у входа.

А Зимбовский принес свернутый и упакованный в целлофановый пакет спальный мешок. Никто не знает, что он намеревался с ним делать. Возможно, хотел повторить то, что делал в 2012 году. Сесть на спальник и протестовать под окнами чиновников круглосуточно. Но он в итоге не сделал ничего.

На месте присутствовали члены партии «ЯБЛОКА» Григорий Семенов, Майя Завьялова и Игорь Бакиров. Я и Семенов все снимали на видео. Ну вот мы свидетели – в толпу людей у входа была введена цепочка полицейских в бронежилетах и со спецсредствами. Подполковник полиции поднял с земли лежавший под ногами людей спальник, передал помощнику, а затем дал команду брать Зимбовского.

Полицейские окружили его, подхватили за все, за что смогли подхватить и понесли. Через 5 метров уронили. С Зимбовского слетела шапка, полетел в сторону мобильник, женщины стали кричать.

А Сашу потащили волоком в автозак, стоявший за другим углом мэрии через дорогу. Женщины пошли за ним. Их отсекли. И вот тут началось самое интересное.

Одна из женщин стала кричать на оцепление полиции: «Почему вы не защищаете русских матерей? Почем у вы боритесь с русским народом? Вы не русские солдаты, не русские офицеры!» Потом спросила молоденького сержантика: «Вы на Украине родились?» Тот ответил: «Нет, слава богу». Она: «А почему вы против русских тут АТО устраиваете?» В это время другая женщина стала кричать на полицию: «Вы же так позорите Путина!» Ее спросил журналист, мол, а вы думаете, Путина про это не знает? Она ответила: «Не знает! Ну вот теперь узнает!»

И несколько женщин стали стращать полицию «именем Путина». Они были уверены, что полицейские испугаются и им сразу дадут их заслуженные квартиры. Кто-то из журналистов вспомнил 1905 год. И человека по имени Гапон. И «веру в хорошего царя», который «просто не знает».

А в ответ этих женщин просто стали задерживать, таскать в автозаки и увозить в Тверское ОВД для составления протокола об участии в несанкционированной акции. Семерых. А это – минимальный штраф в 10 000 рублей. Вот тебе баба и Сергеев (Владимиров) День!

30 октября Темно. Улица. ФСБ. Группа людей собралась возле Соловецкого камня на Лубянке. Оттуда – через автопоток на центр площади, на «пенек Дзержинского».

Спокойно вышли под, о боже, святая-святых – под окна здания ФСБ России! Развернули огромный баннер-растяжку: «Свободу политзаключенным!», зажгли файеры и стали скандировать: «Свободу политзаключенным!», «Россия – тюрьма народов!», «Свободу Савченко!», «Слава героям Майдана!», «Слава Украине! Героям слава!», «Нет фашистской империи Путина!». Спустя 3 минуты к людям, держащим баннер подбежали двое сотрудников ДПС с жезлами и… стали спрашивать бумагу, разрешающую проведение акции.

Люди простояли под ФСБ около 5 минут. Полиция требовала, чтобы журналисты прекратили съемки. Потом (внимание!) – попросили уйти с площади всех, так как у протестующих не было разрешения на проведение акции. Тогда люди свернули баннер и спокойно, переходя дорогу в неположенном месте (а положенного там просто нет), ушли обратно к Соловецкому камню.

А по дороге спели гимн Украины. Европа прям. И у всех было ощущение, что происходящее, по крайней мере, фантастично.

2 ноября В 14 часов на Суворовской площади в Москве пройдет общегородской митинг против сокращения столичных больниц. «ЯБЛОКО» принимает в нем участие. Эта тема близка партии, по поводу сокращения больниц «ЯБЛОКО» уже проводило акции и ранее. И будет проводить. Но не для того, чтобы «рассказать царю», а для того, чтобы заявить, что люди против сокращения больниц. Прийти и громко заявить. Смело и по существу – как вышли вчера люди на Лубянку. Не «уведомляя», а не боясь.


Дмитрий Флорин (фото и видео автора).

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Репортажи


Все статьи по теме: Репортажи