Сегодня губернатор Петербурга Георгий Полтавченко встретится с президентом России Владимиром Путиным, и с почти 100-процентной вероятностью (возможность иного – бесконечно малая величина) сообщит ему о своем непреодолимом желании досрочно уйти в отставку.
Но вовсе не потому, что Георгий Сергеевич, занимающий свой пост с сентября 2011 года, больше не хочет управлять северной столицей. Все наоборот: он хочет управлять ей и дальше. И для этого пойти на выборы 14 сентября нынешнего года – как и другие губернаторы (число которых перевалило на второй десяток), подавшие в отставку, чтобы тут же переизбраться на собственную должность.
Вообще-то, если губернатор (как и любой другой человек) подает в отставку, это означает, что он больше работать в этой должности не хочет. Что он устал, утратил интерес, ослаб здоровьем, наконец – не справляется с работой и честно это признает. Казалось бы, элементарная логика проводит к выводу о невозможности для «отставника» немедленно начать претендовать на только что освобожденное им место? Но российское законодательство (которое в этой части давно пора менять) подчиняется другим правилам. И ежели президент дает на то свое согласие – «отставник» получает право участвовать в досрочных выборах…
Почему развернулась настоящая «эпидемия отставок» - не секрет.
Рейтинги президента, вознесенные вверх захватом Крыма и оглушающей имперской пропагандой, представляются губернаторам спасительным канатом, ухватившись за который, они легко взберутся на свое прежнее место, но уже в качестве избранных народом (ранее их на эти должности утверждали местные парламенты по представлению президента – а нынче надо проходить через выборы). И до осени, как они полагают, эти рейтинги еще не упадут.
До осени еще не придет массовое понимание того факта, что аннексия Крыма не принесла счастья его жителям, но привела к гигантским затратам бюджета, а для тех, кто живет в российских регионах, обернулась лишь нехваткой денег на их нужды.
До осени еще не придет массовое осознание оглушительного провала на «украинском фронте» и грандиозного пропагандистского обмана, жертвами которого стали все, поверившие в несметные полчища «украинских фашистов» и «бандеровцев»». При том, что многим уже сегодня ясно, сколько анекдотичны заявления слившихся в экстазе единороссов, жириновцев, «эсеров», коммунистов и националистов о «киевских неофашистах» - если уж на выборах президента Украины Рабинович получил больше голосов, чем Тягнибок и Ярош вместе взятые…
До осени еще не придет массовое ощущение падения уровня жизни, вызванного санкциями. А они неминуемо приведут к снижению объема экспорта российских энергоресурсов, ограничению импорта высоких технологий, трудностям для российских бизнесменов в получении западных кредитов. И, значит – к росту цен и удару по кошелькам подавляющего большинства граждан.
Все это придет – через полгода или год. Так же неотвратимо, как солнечный восход или закат.
Карета неминуемо обернется тыквой, лошади – мышами, кучер – крысой.
Рейтинги, накачанные пропагандой, как мышцы – анаболиками, сдуются, как проколотые воздушные шарики.
Одурманенное телевизионными наркотиками массовое сознание вступит в стадию «ломки».
И неизбежно возникнет вопрос «за что боролись»? И восторг сменится раздражением, уверенность – растерянностью, надежда – разочарованием.
Но благополучно избранные губернаторы уже будут прочно сидеть на собственных местах – еще целую пятилетку.
Конечно, все они страхуются от неожиданностей. И питерская администрация – не исключение.
В спешном порядке через петербургское Законодательное Собрание с явной «подачи» Смольного «продавлены» изменения к закону о выборах губернатора, которые являются ничем иным, как инструкцией по фальсификации результатов.
Судите сами: разрешено голосование по месту «временного пребывания» граждан и на «временных» участках, о которых оппозиция может вообще не узнать. «Временные участки» создадут на режимных предприятиях, куда не проникнут никакие независимые наблюдатели, и нарисуют там любые результаты. Как это уже было – 95% за единороссов.
Введено досрочное голосование без обязанности для избирателя подтверждать документами уважительные причины, по которым он не сможет быть в городе в день голосования – значит, на участки будут автобусами привозить пенсионеров или «бюджетников», которые без всяких доказательств причин своего отсутствия в день выборов, будут голосовать досрочно. И, как это уже было, 80-летние старушки, объясняя необходимость досрочного голосования, будут уверенно заявлять, что «уезжают в отпуск» - и получать бюллетени.
На избирательных участках не будет видеокамер – записи с которых могут хоть как-то помешать фальсификациям. Можно будет, как и раньше, имитировать «повторный подсчет голосов», не приглашая на него оппозиционных наблюдателей или членов комиссии – а потом, опустив глазки, врать, что до них «не смогли дозвониться»…
Мы с коллегами по «Яблоку» вносили поправки, отменяющие нормы, которые создают условия для фальсификаций – но безуспешно.
Потому что именно создание этих условий и было главной целью закона.
Как говаривал Станислав Ежи Лец – «стыдно подозревать, когда вполне уверен».
Что дальше? А дальше – пресловутый «муниципальный фильтр», который в Петербурге составляет аж 10%. При том, что почти 90% муниципальных депутатов контролируют единороссы (или они от них избраны, или они туда перебежали).
Один возможный вариант – московский, как в 2013 году на выборах мэра столицы, когда по инициативе Сергея Собянина дали зарегистрироваться нескольким оппозиционным кандидатам: Алексею Навальному, Сергею Митрохину, Ивану Мельникову (называть таковым Николая Левичева язык не поворачивается).
В этом случае в Петербурге будет интересно: среди политиков есть, кому бросить серьезный вызов Полтавченко.
Другой вариант – фарс: кроме Полтавченко, которому придется выдвигаться от «Единой России» (самовыдвижения в Петербурге не предусмотрено), регистрируют несколько явно декоративных кандидатов, должных изображать видимость конкуренции.
Если Георгий Полтавченко выберет второй вариант – губернатором он, конечно, останется. Но легитимности это ему не прибавит. Скорее, наоборот.
Да и сравнений с Сергеем Собяниным избежать не удастся. Причем, явно не в пользу петербургского губернатора.