Можно считать, что Госдума России окончательно прекращает своё существование. Не в смысле фактическом – есть здание, кабинеты, люди в зале заседаний, буфет и столовая. Госдума России заканчивает своё бытие как орган политический. Хоть в каком-то, пусть и небольшом, смысле.
Нужна была последняя точка, которую и бежит ставить т.н. «Справедливая Россия», предлагая проект закона, позволяющий лишить мандата депутатов, не соблюдающих дисциплину голосований. Если такое решение примут, то точка выйдет на славу – большая, жирная, глумливо ухмыляющаяся.
Окончательно добило Госдуму России голосование по Крыму. Единогласие по важнейшему для страны политическому вопросу, отсутствие дебатов, разных мнений слепило разноцветные фракции в один пластилиновый шар.
Если быть точным, то предлагаемый закон должен был бы содержать санкции за нарушение государственной, а не партийной дисциплины.
Фракции теперь всё равно, что отделы в министерстве.
Есть отдел по оскорблениям журналистов и близким к безумию заявлениям – это ЛДПР, есть отдел памяти СССР, с выкрашенной в кирпичный цвет дверью – здесь работают седовласые чиновники из КПРФ, существует департамент широкого профиля, который можно использовать с любых угодных правителям делах – это т.н. «Единая Россия». И, наконец, служба законотворчества о нетрадиционном сексе – здесь висит гордая табличка т.н. «Справедливой России».
В сущности, при таком отношении к законодательной работе, фракции не нужны. Достаточно, чтобы в комнате, за столом с зелёным сукном, собирались представители 4-х «партий», у каждой из которых есть «пакет» из определённого числа голосов и в присутствии председателя из Кремля, как в карты играли по выставляемым на кон законопроектам. Удастся покрыть тот или иной закон нужным числом голосов или нет? Думаю, что и такая игра скоро наскучит, потому собрание обратилось бы к обычным картам.
Депутаты как политические фигуры в такой политической системе как наша, где каждый институт (пресса, парламент, общественные организации) всё больше напоминает сжатые в единой руке фаски, играют роль технического персонала. Говорящих голов в ток-шоу, то ли доносчиков, то ли обвинителей, сочиняющих письма наверх об оппозиционерах, массовки на собраниях по выслушиванию главного руководителя, специалистов (редко) по небольшому кругу вопросов.
Над согнутыми в глубоком почтении спинами, последние законодатели спешно забивают редкие щели, через которые ещё пробивается Солнце вольности. Наступивший мрак осветит лишь красноватый свет рубиновых кремлёвских звёзд, опаливший лица собравшихся, дающий обожжённым величием глазам вид сцены с хозяином их судеб.
P.S.
Когда Госдума России была ещё живой, настоящей, то во фракции «ЯБЛОКО» был принят следующий порядок голосования.
Депутат мог голосовать против решения фракции без последствий. В случае политически важных голосований (таким, например, находись «ЯБЛОКО» в Госдуме России, было бы признанно голосование по Крыму) решением фракции принималось «солидарное голосование».
Но и оно оставляло возможность депутату, не согласному с решением фракции, не голосовать против своих убеждений. Допускалось неучастие депутата в голосовании.
Если депутат нарушал правило «солидарного голосования», то его исключали их фракции «ЯБЛОКО», но не выгоняли из Госдумы России.