25 февраля 2014
Блог Льва Шлосберга на "Псковской ленте новостей"

Лев Шлосберг: Кнопкодавство

27 февраля на очередной сессии Псковское областное Собрание депутатов, судя по всему, всё же рассмотрит поправки в свой Регламент, согласно которым «в исключительных случаях при голосовании с использованием электронной системы голосования допускается передача депутатом своего голоса другому депутату в связи с отсутствием на сессии Собрания по уважительной причине». Проще говоря, предлагается определить перечень случаев, при которых депутат имеет право не посещать сессию, но поручить одному из коллег голосовать за себя, при этом указать, как именно голосовать.

Поправки, впервые внесенные в январе, вызвали скандал, были отозваны, прошли техническую доработку, но по существу не изменились.

Измениться может в случае их принятия само Псковское областное Собрание депутатов. Оно окончательно (во всяком случае, до конца пятого созыва) превратится в машину для заочного нажимания кнопок для голосования людьми, бегло просмотревшими заголовки из повестки дня.

Поправки инициированы «Единой Россией». Политическая причина их появления проста: псковский региональный парламент, в котором 26 из 44 мест занимают представители этой партии, так и не стал идеальной и бессловесной машиной для холодной штамповки законопроектов.

А для принятия решения необходимы 23 голоса.

Добиться 100-процентного или близкого к тому посещения сессий депутатами от правящей партии даже с учётом существующего там палочного фракционного жизнеустройства не удалось.

Порой заместители губернатора часами сидели в зале заседаний парламента с единственной целью – не допустить досрочного ухода с сессии «своих» депутатов, от явки которых зависел исход голосования.

Если представить себе, что на каждой сессии присутствуют все 26 депутатов от «Единой России» с заранее заданной программой голосования, то смысл участия в сессии депутатов остальных фракций (если они не согласны с фракцией большинства) заключается только в том, чтобы воспользоваться парламентской трибуной. Повлиять на «счёт матча» невозможно.

Вносимая в Регламент поправка и стала такой «идеальной программой», при запуске которой борьба за решение Собрания утрачивает значение, потому что счёт будет известен до начала матча.

Любую структуру власти можно превратить в имитацию.

И тогда из её деятельности или уходит смысл, или она даже может превратиться в свою противоположность, выродиться.

Слово «парламент» происходит от французского слова parler — говорить.

То есть по смыслу своего происхождения парламент (законодательный и представительный орган власти) – это место для дискуссий.

Обе эти функции парламента неразделимы.

Логическая формула Cogito, ergo sum (лат.) — «Мыслю, следовательно, существую» Рене Декарта абсолютно верна в отношении парламента.

Формулу практической работы парламента можно составить из трёх слов: думаю, говорю, голосую.

Если из этой формулы убрать два первых действия, парламент перестает быть парламентом.

При отсутствии дискуссии парламент вырождается.

Совершенно не случайно регламенты принятия решений парламентами всех стран схожи: доклад, вопросы, обсуждение, выступления, поправки, решения. И всё это – публично. Потому что представительная задача парламента, о которой практически совсем перестали говорить в России, заключается в том, что депутат лично представляет интересы своих избирателей – тех граждан, которые отдали за него свой голос.

В этом смысле парламентарий близок адвокату. Он защищает своего доверителя тогда, когда говорит.

Вы можете представить себе заочного адвоката, который ведет процесс, не находясь в зале рядом со своим доверителем?

Строго говоря, при гражданском процессе даже самого доверителя может не быть, но представитель быть обязан, иначе процесс не состоится.

Депутат выполняет свою работу только непосредственно, он не вправе передавать её никакому другому человеку, эта, образно говоря, доверенность в принципе не может быть передоверена. Вспоминая известный фильм, депутатский мандат – это ключ без права передачи.

Идея «передачи голоса по доверенности» отрицает саму природу депутатской работы.

Но если парламент становится имитацией, то перерождение природы депутатского труда выглядит логично. И тогда неестественное начинает предлагаться уже как норма, как правило, как порядок.

Говорят, что уже больше 15 региональных парламентов России подписались под этим правилом. Псковскому областному Собранию депутатов предложено присоединиться к пока ещё меньшинству. Тоже своего рода аргумент: не мы одни такие, не стесняйтесь, не стыдитесь.

Оппозиция в парламенте не может переиграть власть числом, только умением. Тогда и числа могут меняться.

Именно в публичной дискуссии на сессии депутат аргументирует коллегам свою позицию: доказывает, убеждает, переубеждает.

Нечасто, но это получается. Иногда кому-то становится стыдно голосовать после услышанного так, «как указали до сессии», и депутаты с выжившей совестью находят причины даже уйти с заседания, чтобы не участвовать в непотребстве.

Этот живой процесс общения и влияния в парламенте полностью зацементировать невозможно: жизнь прорывается в зал заседаний и вносит свои поправки в заранее подготовленные сценарии.

Законы проваливаются, звучат крамольные мысли, которые сеют в умах сомнения, а сомнение – враг любой стабильности.

Зачем создавать для нестойких умов депутатов правящей партии ежемесячное искушение в виде выслушивания несогласных и осмысливания альтернативных предложений?

Так можно и большинство нечаянно потерять, что и происходило с «Единой Россией» в Псковском областном Собрании депутатов пятого созыва практически на каждой сессии.

Есть люди, которых это очень раздражает. Им хочется сделать так, чтобы повестка дня предопределяла решение. Внесла проект решения «Единая Россия». В программе «идеального парламента» автоматически срабатывает кнопка «за». Внесли вопрос представители оппозиции. В программе «идеального парламента» автоматически срабатывает кнопка «против».

Неважно, сколько депутатов почтили зал заседаний своим присутствием. Важно, сколько карточек активировано в электронной системе голосования.

Депутат при такой «идеальной программе» – это не человек. Депутат – это электронный голос. Кнопка на пульте голосования.

Тихо. Удобно. Быстро.

Последнее тоже имеет значение, потому что продолжительность заседаний с дискуссиями, хотя они и проходят всего раз в месяц, стала выводить некоторых депутатов из себя. «Голосовать!», – этот призывный клич «единороссов» раздается несколько раз в течение практически каждой сессии.

Можно сказать, что просьба услышана.

История часто подкидывает параллели.

23 февраля, в день краха режима Януковича в Украине, митинг на Майдане потребовал от Верховной Рады Украины введения уголовной ответственности за «кнопкодавство» – так в политическом новоязе братской страны называется голосование одного депутата за другого.

Сам закон о персональном голосовании (согласно которому депутат имеет право голосовать только сам и только за себя) после многочисленных громких скандалов был принят в украинском парламенте год назад.

«Кнопкодавство» стало синонимом слова «ганьба» – позор.

Но любители проголосовать «за себя и за того парня» не перевелись.

Позор не всякого депутата остановит. Потому как это всё «божья роса». Если клейма ставить негде, то какой страх перед позором?

И тогда народ как суверен власти потребовал от своего парламента запретить под страхом лишения свободы голосование одного представителя народа за другого.

И Верховная Рада будет это требование рассматривать.

А Псковское областное Собрание депутатов будет в то же время рассматривать вопрос о том, чтобы сделать «кнопкодавство» правилом, стандартом депутатского поведения, нормой.

Вот и спрашивайте потом, почему Украина не Россия.

А потому.

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Региональные вопросы


Все статьи по теме: Региональные вопросы