Объединённые силы КПРФ, «Единой России» и «Молодой гвардии» начали наступление на телеканал «Дождь», задавший своим зрителям вопрос: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?».
Политические отряды номенклатуры вчерашней и номенклатуры сегодняшней ведут беглый огонь из подручных твиттеров, выдвинули на острие удара молодогвардейские пикеты, запрашивают поддержку «с воздуха», сверху - от прокуроров.
Между тем, такого развития событий попавший в окружение телеканал «Дождь» мог избежать, если бы задал своим зрителям другой вопрос: «Нужно ли было в период блокады снабжать партийную и советскую номенклатуру Ленинграда по повышенным нормам?»
Вот отрывок из статьи историка К.М. Александрова «Власть и голод»:
«Жёсткая стратификация продовольственного снабжения вела к разной смертности в разных группах населения.
Так, например, по свидетельству 1-го секретаря Ленинского райкома ВКП (б) А.М. Григорьева, «из состава аппарата райкома, Пленума райкома и из секретарей первичных организаций никто не умер» (Цит. по Яров С.В. Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941-1942 гг. СПб., 2011. С.407).
В соответствии с постановлением Ленинградского исполкома от 17 декабря 1941 года ужин секретарям райкомов ВКП (б), представителям райисполкомов и их заместителям отпускался без зачёта продовольственных карточек. В I квартале 1942 года в умиравшем городе можно было получить шоколадный торт, мясо, белый хлеб, масло, курагу, печенье … (Там же. С. 412, 417) всё лишь зависело от того, насколько ценной считала власть жизнь того или иного ленинградца.
Инструктор отдела кадров Ленинградского горкома ВКП (б) Н.И. Рябковский, вступивший в должность в декабре 1941 года, в марте 1942 года отправился поправлять здоровье в горкомовский стационар в поселке Мельничный Ручей. Вот его записи:
«Каждый день мясное – баранина, ветчина, кура, гусь … колбаса, рыбное – лещь, салака, корюшка, и жареная, и отварная, и заливная. Икра, балык, сыр, пирожки и столько же черного хлеба на день, тридцать грамм сливочного масла и ко всему этому по пятьдесят грамм виноградного вина, хорошего портвейна к обеду и ужину» (Там же. С. 409).
Проведи телеканал «Дождь» такую подготовку, боевая капэрээфия и едроссия из номенклатурных кабинетов в атаку не пошла, сидела бы за столами молча.
Властные привилегии номенклатурного государства любят тишину. В прошлом и настоящем.
* Редакция «Эха Москвы» отказалась разместить эту заметку в моём блоге на сайте радиостанции с формулировкой: «Цитируемый материал не может иметь больший объём, чем основной текст».