Механизм СРП позволит расшить рынок сбыта, но без усилий российских компаний и выравнивания условий конкуренции государством он не сможет гарантировать спокойной жизни
В последнее время среди производителей нефтегазового оборудования отмечается возрождение интереса к законодательству о Соглашениях о разделе продукции (СРП).
Вызвано оно часто тем простым соображением, что законодательство о СРП содержало норму, в соответствии с которой не менее 70% оборудования и услуг по проекту, предоставляемых подрядчиками, должны иметь российское происхождение. Фактическое уничтожение СРП в России в 2003 году превратило в прах и эту норму. При этом подобных норм в отношении проектов, реализуемых в рамках лицензионного режима, российское законодательство не предусматривает.
Само появление этой нормы об обязательной российской доле было вызвано курьёзным толкованием СРП, к которому относились как к «льготному режиму». Все попытки объяснить, что это не так, ни к чему не приводили. Сторонники СРП не раз обращали внимание производителей нефтегазового оборудования, что, с точки зрения спроса на их продукцию, лицензионный режим от СРП ничем не отличается: какая разница – разрабатывается ли месторождение в рамках гражданско-правовой или административной системы? Ведь продавцу водки нет разницы, использует ли покупатель содержимое купленной бутылки с закуской или же только занюхивая «мануфактурой».
С точки зрения производителей нефтегазового оборудования, речь идет всего лишь о рынке сбыта: чем больше проектов, тем больше потенциальные возможности для поставщиков оборудования. Но этот потенциал еще нужно суметь реализовать. Задача распадается на две части: нужно создать условия для реализации нефтегазовых проектов, привлечь инвестиции, и нужно организовать привлечение российских подрядчиков, всемерно помогая им на государственном уровне повысить свою конкурентоспособность. Сегодня государство не занимается ни тем, ни другим.
Стимулирование производства оборудования и предоставления услуг российскими компаниями в рамках нефтегазовых проектов должно быть основано на конкуренции, то есть отдавать приоритет российским компаниям только при условии их конкурентоспособности по цене, качеству и срокам выполнения работ. Подход, при котором российские компании диктовали бы свою волю покупателю, а не предлагали качественный товар, имели бы гарантированный рынок сбыта вне зависимости от того, сколько будут стоить их товары и услуги, какого они будут качества, в какие сроки будут предоставляться, является экономически порочным, а подчас и опасным для разработки месторождений. Он должен быть отвергнут. При этом сама норма о 70% должна быть из законодательства исключена.
Первый подход к стимулированию внутреннего производства заключается в том, чтобы исправленную в соответствии с требованиями конкуренции норму неработающего законодательства о СРП распространить на соглашения, реализуемые в рамках административной процедуры.
Второй путь состоит в том, чтобы полностью демонтировать административный режим, основанный в экономическом отношении на системе льгот и заменить его стабильным инвестиционным режимом, основанным на СРП. При опоре на СРП можно ожидать, при прочих равных условиях, роста инвестиций в разработку месторождений и, соответственно, расширения спроса на товары и услуги. И для российской промышленности второй подход представляется наилучшим.
В любом случае государством должна осуществляться принципиальная промышленная политика. На мой взгляд, она заключается в том, чтобы предоставлять российским компаниям облегченный доступ к кредитам государственных банков или же субсидировать ставки по кредитам частных банков, использовать инвестиционные кредиты и налоговые льготы на цели модернизации производства предприятии, которые являются подрядчиками для нефтегазовых компаний, а не только льгот для самих этих компаний. Цель такой политики – повышение конкурентоспособности российских компаний и уже на этой основе сохранение рабочих мест и доходов бюджетов. Ничего подобного за последние 15 лет российским правительством не делалось.
Идея заключается в том, чтобы российской нефтегазовой промышленности, включая и нефтегазовые компании, и весь сегмент промышленности, который их обслуживает, предоставить возможность превратиться в конкурентоспособную по мировым меркам отрасль. Механизм СРП позволит расшить рынок сбыта, но сам по себе, без усилий российских компаний и выравнивания условий конкуренции государством он не сможет гарантировать отечественным подрядчикам спокойной жизни. Получать доходы, как при капитализме, а работать, как при социализме, не получится.