Государственное строительство
и конституционные права граждан
Права человека
Федеральный конституционный закон “Об уполномоченном по правам человека”
разработан
при активном участии членов фракции “ЯБЛОКО”, принят Думой в апреле 1996
г. Закон создает законодательные гарантии и реальные механизмы соблюдения
гражданских прав и ограничения произвола государственной власти.
Очевидно, что эффективность реализации закона во многом зависит от фигуры
Уполномоченного. Назначение политически ангажированного кандидата могло
бы скомпрометировать в глазах граждан важный институт гражданского общества.
Поэтому процедура назначения Уполномоченного долгое время была камнем преткновения
на пути принятия закона.
Фракция “ЯБЛОКО” предлагала поддержать утверждение Уполномоченного двумя
третями голосов депутатов Думы, что защищало бы права политического меньшинства
(в том числе, заставило бы оппонентов искать основу для взаимного компромисса).
Поправка позволила, наконец принять закон в третьем чтении и направить
его в Совет Федерации.
Совет Федерации отклонил закон. Долгое время шла упорная работа по выработке
согласованного варианта. Попытки преодоления вето или принятия согласительного
варианта долгое время блокировались фракциями НДР и ЛДПР, но конце концов
закон был принят.
Ограничение власти Президента
Закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О порядке
опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”, внесенный
по инициативе “ЯБЛОКА”, обязывает Президента публиковать законы без подписи
Президента РФ, если обе палаты Федерального Собрания РФ преодолели его
вето.
Борьба с коррупцией
“ЯБЛОКУ” удалось внести в конституционный закон “О Правительстве
РФ” поправку об обязательном ежегодном представлении членами правительства
декларации
о доходах и имуществе.
В 1996-97 гг. Дума рассмотрела два в значительной степени связанных
между собой законопроекта: “О государственном контроле за соответствием
крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами
доходов” и “О противодействии легализации доходов, полученных незаконным
путем”, разработанных при участии “ЯБЛОКА”.
Первый из них вызван тем, что сегодня по самым скромным оценкам теневой
оборот составляет около 700 миллиардов рублей (в ценах 1998 г.). Это как
раз те деньги, большая часть которых идет на крупные расходы (коттеджи,
дорогие автомобили и т.д.) При этом теневой оборот уходит от налогообложения,
что ведет к потере доходов бюджета до 100 млрд. руб.
По мнению разработчиков, под действие закона подпадает от 300 до 500
тыс. сделок в год. При этом покупка дачного домика или отечественного автомобиля
не является сферой применения закона.
В 1998 г. закон вступил в силу.
Реформа судебной системы
В Программе Объединения “ЯБЛОКО” на 1996-2000 гг. особое внимание уделяется
развитию мировых судов, действующих на уровне местного самоуправления,
которые могут принять на себя большое количество мелких дел.
Этому посвящен закон “О мировых судьях в РФ”. Принятый в октябре
1997г., закон был отклонен Советом Федерации и повторно принят в согласительной
редакции 10 декабря 1997 г. В разработке закона активное участие принимали
члены фракции “ЯБЛОКО”. Основная роль фракции в том, что удалось убедить
большинство других фракций и групп поддержать закон.
17 декабря 1998 г. закон подписан Президентом и вступил в силу.
Закон “Об исполнительном производстве в РФ”
Говорит С.А. Попов: “Любой, кому приходилось обращаться в суд, знает,
что решение, вынесенное судом в его пользу - даже не четверть дела, а скорее
всего одна десятая. Нужно еще, чтобы это решение суда было исполнено. Законы,
регулирующие судебное производство, принимались в середине 60-х годов.
По тем временам это были хорошие добротные законы. Кто мог в то время себе
представить, что появятся бандиты, которые будут оказывать сопротивление?
Кто мог представить в то время, что можно будет продавать с молотка предприятия?!
Закон не был рассчитан на это. Кто мог себе представить, что появятся финансовые
пирамиды?! Поэтому понадобилось принятие нового закона.
Целый год я занимался разработкой этого закона. Торопиться здесь было
нельзя. Любая ошибка тиражировалась бы тысячами недоразумениями в конкретных
делах граждан. Закон регулирует, каким образом осуществляется исполнение
решений суда. Как получает решение приставы исполнительный лист, что он
делает. Раньше в значительной степени судебные исполнители руководствовались
инструкцией. К достоинству принятого закона относится то, что это закон
прямого действия. С его принятием число исполненных судебных решений возросло
в два раза. И это несмотря на то что служба судебных приставов по сути
еще не создана.”
Закон принят Государственной Думой, подписан Президентом.
Федеративные отношения
В июле 1996 г. был предложен Закон “О принципах и порядке разграничения
предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации”.
Он был поддержан всеми фракциями, поскольку было очевидно, что проблема
существует и ее надо разрешить. Однако уже второе чтение, прошедшее в декабре
1996 г. показало, что закон содержит нормы, создающие угрозу подрыва единства
и целостности системы федеральной государственной власти. Учитывая это,
фракция “ЯБЛОКО” в целом не поддержала закон. Тем не менее, голосами остальных
фракций и групп он был принят во втором чтении.
12 февраля 1997г. закон был вынесен на третье чтение. На пленарном заседании
фракция “ЯБЛОКО” потребовала вернуть закон во второе чтение для того, чтобы
внести в него поправку о безусловном верховенстве Конституции и федеральных
законов над договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между
федеральными и региональными органами исполнительной власти. Это предложение
было поддержано Думой.
В третьем чтении закон уже содержал положение о приоритете федеральных
законов (Ст. 4). После многочисленных отклонений и проволочек закон вступил
в силу 30 июня 1999 г.
В апреле 1995 г в первом чтении был принят закон “Об общих принципах
организации законодательных и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации”. Закон устанавливает минимально
необходимые рамочные правила при формировании структуры представительных
и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Такая
норма необходима для нормального функционирования всей системы государственной
власти на основе принципа разделения властей. Принятие закона решает две
важнейшие задачи: закрепляет правовую базу государственного строительства
и создает дополнительные гарантии соблюдения гражданских прав и свобод
в субъектах РФ.
После утверждения закона в первом чтении и Совет Федерации, и Президент
накладывали на него вето.
Фракция “ЯБЛОКО” несмотря на некоторые серьезные замечания по тексту
(не были приняты поправки, устанавливающие ответственность региональных
органов власти и должностных лиц за нарушение федерального законодательства)
посчитала необходимым поддержать закон, поскольку он развивает демократические
тенденции в государственном строительстве и хоть немного ограничивает самоуправство
и безнаказанность региональных властей. Фракция активно работала в согласительной
комиссии по доработке закона.
23 июня 1999 года закон принят ГД с учетом предложений Президента.
Избирательное законодательство
Закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан”
Федеральные и региональные выборы 1993-94 гг., сопровождавшиеся серьезными
нарушениями избирательных прав граждан, выявили отсутствие единой базы
избирательного законодательства в РФ. Часто региональные положения о выборах,
утвержденные распоряжением глав администраций, позволяли сформировать лишь
“карманные” Думы.
При рассмотрении закона “О гарантиях” фракции удалось отстоять принцип
свободного, не стесненного административными рогатками порядка выдвижения
кандидатов - общественными объединениями и гражданами.
Удалось добиться изменений в сторону более демократичного порядка формирования
и деятельности избирательных комиссий на всех уровнях. Все избирательные
комиссии получили право самостоятельно выбирать своих руководителей, а
не получать их путем назначения сверху.
Важнейшим достижением стал порядок формирования Центризбиркома, региональных
и местных избиркомов. Теперь они назначаются на равных представительными
и законодательными органами при непосредственном участии общественности.
Были расширены права членов избирательных комиссий с совещательным голосом
- представителей избирательных объединений и кандидатов, а также наблюдателей
на избирательных участках.
Кроме того, были учтены поправки “ЯБЛОКА” по усилению “прозрачности”
всей работы избирательных комиссий, в особенности подсчета голосов, обязательной
публикации ими подробных итогов голосования и ужесточению общественного
контроля за соблюдением избирательных прав граждан.
Закон вступил в силу в декабре 1994 года.
В 1997 г. была принята новая редакция закона, учитывающая опыт проведения
избирательных кампаний 1995-97 гг. и произошедшие в эти годы изменения
в региональном законодательстве о выборах. Эта редакция ввела следующие
новые нормы:
- установлен приоритет данного закона над остальными законами (как
федеральными, так и субъектов), регламентирующими проведение выборов и
референдумов;
- введено более четкое определение субъектов избирательной кампании
– вместо расплывчатой формулировки, позволявшей участвовать в выборах любой
организации, в уставе которой записано право участия в выборах, к выборам
допускаются только политические общественные объединения, зарегистрированные
не позднее чем за год до дня голосования;
- введена обязательность проведения очередных выборов органов власти
и местного самоуправления, установлен запрет на продление полномочий избранных
органов. Введена верхняя граница срока полномочий выборных органов (5 лет);
- введены дополнительные гарантии на своевременное проведение выборов
в случае разного рода непредвиденных ситуаций: отсутствия нормативной базы,
должного финансирования, избирательных комиссий разного уровня.
- введен запрет на установление любого ценза оседлости для выдвижения
кандидатов – достаточно распространенного инструмента отстранения от участия
в выборах неугодных властям кандидатов. Установлена верхняя граница минимального
возраста кандидатов;
- введена ответственность избирательных комиссий в виде роспуска
по решению суда в случае серьезного нарушения комиссией избирательных прав
граждан;
- установлен новый порядок формирования избирательных комиссий, гарантирующий
включение в их состав представителей разных политических сил;
- расширены возможности общественного контроля за деятельностью избирательных
комиссий. Право направлять наблюдателей теперь имеют не только участники
избирательной кампании, но и все общественные объединения;
- установлен ряд гарантий на проведение референдумов в субъектах
РФ, исключающий возможность произвольного отказа в назначении референдумов;
- определен порядок и общие принципы проверки подписей, представляемых
для регистрации кандидатов.
Последующий опыт избирательных кампаний: давление властей на избирателей,
попытки проникновения во власть криминальных элементов, их изобретательность
в применении различных “грязных технологий” потребовали новой корректировки
этого закона. В 1999 г. была принята по существу третья, радикально обновленная
редакция данного закона:
- введены в жесткие рамки и ограничены возможности досрочного голосования;
- гарантировано информирование избирателей о кандидатах, имеющих
неснятую или непогашенную судимость, гражданство иностранных государств;
- введены нормы, пресекающие изощренные формы подкупа избирателей;
- введены нормы, пресекающие недобросовестную агитацию;
- предусмотрены механизмы, понижающие возможности использования “двойников”
- как кандидатов, так и партий;
- предусмотрен ряд новых мер против широко распространенных злоупотреблений
в день голосования;
- введены дополнительные возможности для совмещения (при определенных
условиях) выборов разного уровня, позволяющие экономить значительные бюджетные
средства, погашать отрицательный эффект “усталости избирателей”;
- введена возможность установления альтернативного варианта регистрации
кандидата, списка кандидатов – не только на основании сбора подписей, злоупотребления
при котором наблюдались как со стороны сборщиков, так и проверяющих, но
и на основании внесенного избирательного залога. Такое нововведение расширит
возможности добросовестных кандидатов и накажет тех. кто осуществляет выдвижение
в целях саморекламы и т.п. Оно позволит также направить в бюджет дополнительные
средства, внесенные в качестве залога “вчистую” проигравшим кандидатом
или партией, то есть в том числе на выплату зарплат, пенсий и т.п.
Закон вступил в силу в сентябре 1997 года.
Закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об
общественных объединениях”
Одновременно с подготовкой новой редакции закона “Об основных гарантиях
избирательных прав...” были внесены изменения в закон “Об общественных
объединениях”. Эти изменения раскрывают понятие “политическое общественное
объединение”, определяют его организационно-правовые формы. Установлен
ряд критериев, которым должно соответствовать политическое общественное
объединение, и – что особенно важно – признаков, по которым объединение
заведомо не может считаться политическим (профессиональный союз; религиозная,
благотворительная или коммерческая организация; организация, допускающая
членство иностранных граждан или участие международных организаций; объединение,
предусматривающее членство только по профессиональному, национальному или
конфессиональному признаку и т.д.). Тем самым сделан важный шаг на пути
к созданию нормальной партийно-политической системы в стране.
Закон вступил в силу летом 1998 года.
Закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания
Российской Федерации”
При обсуждении этого закона фракция “ЯБЛОКО” добилась сбалансированного
порядка формирования Думы в равной степени (50/50) депутатами прошедшими
по партийным спискам и по одномандатным округам. Этот порядок способствует
организации парламента по политическому принципу и становлению многопартийной
системы в обществе, ослабляет влияние местных властей и больших денег на
результаты выборов, способствует приходу в парламент профессионалов.
Фракция вносила и добилась поддержки Думы многих других своих поправок,
которые делают работу избирательных комиссий “прозрачнее”, а контроль общества
за соблюдением избирательных прав граждан более реальным и жестким. Особое
внимание было уделено контролю за подсчетом голосов, публикации итогов
голосования, пресечению подкупа избирателей.
Закон жестко ограничил использование автоматизированной системы при
подсчете голосов, исключив возможность фальсификации.
Фракция с самого начала выступала против содержащейся в президентском
варианте постыдной подачки фракциям, уже представленным в Думе: не собирать
подписи для выдвижения списков кандидатов в следующую Думу. Предложение
Президента было отвергнуто Думой.
В 1999 году была принята новая редакция закона “О выборах депутатов”,
приводящая его в соответствие с новой редакцией закона “Об основных гарантиях...”.
При принятии этого закона удалось отбить попытки коренной ломки сложившейся
избирательной системы и отстоять (в том числе на слушаниях в Конституционном
Суде) основные принципы существующей системы выборов: смешанную избирательную
систему, в соответствии с которой половина депутатов Думы избирается в
одномандатных округах, а другая половина – в федеральном округе по спискам
избирательных объединений и блоков; 5-% барьер; возможность кандидата одновременно
баллотироваться и в составе списка, и по одномандатному округу. В этом
законе конкретизированы новые нормы закона “О гарантиях...”, исправлен
ряд “отступных положений”, на которые пришлось пойти в 95 году. Кроме того,
в закон был введен ряд новых норм, в соответствии с которыми:
- расширены возможности ведения предвыборной агитации, установлен
гарантированный минимум доступа кандидатов и партий к бесплатному эфирному
времени и печатной площади;
- предусмотрено обязательное представление данных о доходах и имуществе
кандидатов;
- отменен изживший себя институт досрочного голосования отдельных
избирателей, широко использовавшийся в последние годы для “организованного”
голосования за “нужных”” кандидатов; для избирателей, которые не смогут
участвовать в выборах по месту жительства, введено голосование по открепительным
удостоверениям;
- введена процедура повторного подсчета голосов на избирательном
участке при обнаружении ошибок в первоначальном подсчете;
- детально прописаны нарушения, позволяющие применить санкции к нарушителям
избирательного законодательства.
Закон вступил в силу в июле 1999 года.
Закон “О выборах Президента РФ”
При рассмотрении законов “О выборах Президента” “ЯБЛОКУ” удалось ввести
вышеуказанные контрольные механизмы, а также повлиять на положение о количестве
подписей, необходимых для выдвижения кандидата - оно было снижено с 1,5
млн. до 1 млн. Такой порядок является более демократичным, так как ослабляет
преимущества тех, кто обладают административными полномочиями. Закон вступил
в силу в мае 1995 года.
Для организованного проведения президентских выборов 2000 года чрезвычайно
важно, чтобы новая редакция закона, регламентирующего их проведение, была
принята действующим составом Государственной Думы, а не готовилась второпях,
в преддверии самих выборов.
К осени 1999 года была закончена подготовка новой редакции этого
закона. Согласно договоренности проект внесен в Думу Президентом, что должно
облегчить его дальнейшее прохождение. В предварительном порядке нам удалось
согласовать с представителями Президента ряд новых положений, направленных
на установление более четких процедур, препятствующих злоупотреблениям.
Как и закон “О выборах депутатов Государственной Думы” 1999 года, новая
редакция этого закона приведена в соответствие с законом “Об основных гарантиях...”.
Кроме того, детальное отражение в законе нашла особая роль избирательных
объединений и блоков в проведении выборов Президента, что также должно
способствовать становлению современной партийно-политической системы в
России.
“О референдуме Российской Федерации”
Закон вводил контрольные механизмы при подсчете результатов референдума
и демократический порядок формирования комиссий по проведению референдума.
Было принято важнейшее положение, согласно которому референдум назначается
только по инициативе народа (либо непосредственно, — при наличии 2 миллионов
подписей, либо через представляющий его институт Конституционного Собрания),
а не по усмотрению Президента, палат Федерального Собрания или требованию
отдельных субъектов Федерации. Это положение предотвращает превращение
референдума в средство политических манипуляций.
Закон вступил в силу в мае 1995 года.
Закон “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс и кодекс
об административных правонарушениях”
Изменения и дополнения в оба кодекса, подготовленные при активном
участии депутатов “ЯБЛОКА”, были приняты и вступили в силу в 1995 году.
Однако в ходе последующих избирательных кампаний выявились новые, изощренные
формы нарушения духа и буквы избирательного законодательства, которые потребовали
введения дополнительных ограничений и запретов в законы о выборах и соответствующих
санкций – в Кодексы.
В настоящее время в Думе практически закончена подготовка к принятию
нового Кодекса об административных правонарушениях, в котором в дополнение
к существующим санкциям в числе иных устанавливается ответственность за:
- нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных
с подготовкой и проведением выборов и референдумов;
- нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламирования
коммерческой деятельности кандидатов;
- проведение агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено
законом;
- нарушение установленных законом прав кандидатов, избирательных
объединений (блоков) на пользование помещениями;
- различные формы подкупа избирателей;
- незаконное использование денежных средств кандидатом, избирательным
объединением, избирательным блоком;
- финансирование избирательной кампании, проведения референдума помимо
избирательных фондов, фондов референдума.
Однако в связи с тем, что новая редакция Кодекса об административных
правонарушениях вступит в силу не ранее 2000 года, а избирательная кампания
по выборам депутатов Думы и – особенно – Президента нуждается в более жестких
механизмах, гарантирующих соблюдение установленных законами ограничений,
депутатами “ЯБЛОКА” был подготовлен и внесен в Думу закон о дополнениях
действующего Кодекса и закон об установлении административной ответственности
юридических лиц (принят в первом чтении), в которых реализуются указанные
положения Нового КоАПа. Кроме того, в первом чтении приняты дополнения
в закон “О милиции”, обеспечивающие содействие милиции деятельности избирательных
комиссий.
Законодательство о местном самоуправлении
В своих программных документах “ЯБЛОКО” последовательно отстаивает принципы
федерализма и выступает за создание в России эффективной системы местного
самоуправления. Эти установки получили отражение в работе фракции над важнейшими
законами.
“Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации”. При рассмотрении закона во втором чтении фракции
удалось провести 21 поправку. Эти поправки относятся к следующим направлениям:
-
укрепление независимости органов самоуправления по отношению к областным
администрациям;
-
увеличение числа вопросов, которые могут решаться местным сообществом самостоятельно,
в том числе - определение структуры органов самоуправления;
-
усиление контроля представительных органов местного самоуправления за исполнительными.
Усилиями фракции “ЯБЛОКО” должностные лица местного самоуправления не получили
статуса неприкосновенности (иммунитета). Опыт работы Государственной Думы
показал, что институт неприкосновенности может стать приманкой для людей,
скрывающихся от правосудия.
Закон “Об общих принципах”, вступивший в силу 1 сентября 1995
г. поначалу не исполнялся достаточно большим числом субъектов РФ. Примерно
в половине регионов он саботировался. Происходило это потому, что органы
законодательной власти и губернаторы не хотели делится властью с местным
самоуправлением. С целью противодействия этому саботажу “ЯБЛОКОм” был разработан
закон “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”, вступивший
в силу в октябре 1996 г.
Говорит один из разработчиков закона депутат фракции “ЯБЛОКО” С.А. Попов:
“Схема, которую мы разработали такова: если законодательные собрания не
приняли в установленный срок закон о выборах в органы местного самоуправления,
то вступают в силу федеральные правила, регулирующие выборы. Никто не отнимает
у органов власти субъекта РФ назначить дату выборов, но если он этим правом
не воспользовался, дату назначит суд по обращению граждан”.
Со времени вступления в силу Федерального закона судами были назначены
выборы органов местного самоуправления муниципальных образований в ряде
субъектов Российской Федерации - Кемеровской области, Брянской области,
Курской области, Пензенской области, Мурманской области, Московской области,
Еврейской автономной области, в Санкт-Петербурге и других. По имеющимся
данным назначенные по обращениям граждан в суд выборы проведены в Кемеровской
области в 11 муниципальных образованиях, в муниципальных образованиях Пензенского
района Пензенской области, г. Биробиджане. В Курской области 29 июня проведены
выборы в 511 муниципальных образованиях, избрано 508 правомочных представительных
органов местного самоуправления (3600 депутатов), 510 глав администраций.
Благодаря закону выборы состоялись также в Туле и Таганроге.
Право на осуществление гражданами местного самоуправления определяется
и гарантируется статьями 12, 130-133 Конституции России. Однако ни одна
власть не сможет функционировать, если она не имеет источников финансовых
средств. Закон “О финансовых основах местного самоуправления в РФ”,
разработку которого возглавило “ЯБЛОКО”, направлен на формирование собственных
финансовых ресурсов органов местного самоуправления, достаточных для выполнения
возложенных на них функций.
Закон предусматривает право субъектов Федерации закреплять часть регулирующих
доходов за местными бюджетами.
Говорит один из разработчиков закона С.С. Митрохин: “Местные бюджеты
несут основное бремя затрат на социальную и коммунальную сферы. В 1995
г., например их доля в финансировании “социалки” составляла 58 % против
27 % региональных и 15 % федеральных расходов. Еще тяжелее нагрузка, ложащаяся
на плечи муниципальных образований в связи с финансированием жилищно-коммунального
хозяйства. И это вполне естественно: люди живут - в самом обыденном
смысле этого слова, т. е. едят, пьют, потребляют воду, тепло и электроэнергию,
ездят на общественном транспорте - не на таких огромных территориях, которые
носят названия “Российская Федерация” или, например, “Московская область”,
а в конкретных и компактных городах, поселках и сельских районах, именуемых
“муниципальными образованиями”. В этом смысле местные бюджеты, финансирующие
весь этот набор жизненно важных потребностей, представляют собой не просто
низовое звено бюджетной системы, но и ее фундамент, основание всей бюджетной
пирамиды. В полном противоречии с этим обстоятельством сегодня выстроена
система принятия бюджетных решений, которая представляет собой перевернутую
пирамиду: чем ниже уровень бюджетной иерархии, тем меньше он имеет прав
по формированию собственных доходных источников. И наиболее бесправны как
раз местные бюджеты. В большинстве стран с развитым местным самоуправлением
главным источником обеспечения местной общины являются имущество и доходы
ее граждан. В современной России эти источники способны покрыть не более
20 - 25% минимальных финансовых потребностей муниципальных образований.
В том числе и по той причине, что местные бюджеты несут на своих плечах
львиную долю расходов по обслуживанию жилищно-коммунального сектора. В
этих условиях главными резервуарами жизненных соков для подавляющего большинства
местных сообществ являются федеральные налоги, в числе которых, помимо
подоходного, решающую роль играют налоги на прибыль предприятий и на добавленную
стоимость. Суть проблемы заключается в том, что данная “подпитка” не контролируется
самими муниципалитетами: руку на “рубильнике” держит администрация региона.
Именно она определяет, в каких размерах отчисления от общегосударственных
налогов поступают в города и районы, и может изменять эти доли произвольно
из года в год. В результате местные власти как правило не имеют представления
о том, на какую финансовую базу они могут рассчитывать не только в отдаленном,
но и в самом ближайшем будущем. На местном уровне отсутствует финансовая
стабильность - важнейшее условие социально-экономического развития территорий.
Ограничить этот произвол был призван закон о местных финансах, основная
идея которого заключается в том, что определенные “дозы” централизованной
финансовой “подпитки” (т. е. доли отчислений от федеральных налогов) закрепляются
за местными бюджетами на постоянной основе”.
Закон задает ряд стратегических направлений, по которым должен развиваться
институт местных финансов. Самым важным является ограничение возможности
рискованного использования средств местных бюджетов, являющегося питательной
средой для финансовых злоупотреблений.
Закон дает муниципалитетам больше возможностей для взимания налогов
и соответствующего контроля. Они получили право создавать налоговую службу
для сбора местных налогов и местного казначейства для исполнения своих
бюджетов. При этом они лишились права создавать внебюджетные фонды.
Ограничено участие местных властей в финансовых операциях на фондовом
рынке, в передаче средств местных бюджетов в уставные капиталы банков,
выпуски муниципальных займов.
Создавая финансовую базу местного самоуправления, и таким образом работая
на разумную децентрализацию финансовой и политической власти, закон способствует
становлению демократического государства и развитию институтов гражданского
общества, что является одной из главных целей “ЯБЛОКА”.
Закон вступил в силу в ноябре 1997 года. Практика применения закона
показала, что пока он сработал не на всех территориях. Во многих субъектах
РФ он либо игнорируется, либо открыто нарушается региональными властями.
Поэтому в 1999 г. “ЯБЛОКО” разработало и провело через Думу ряд поправок
к этому закону, на которые президент, к сожалению, наложил вето. В то же
время очевидно, что даже в нынешнем несовершенном виде данный закон создает
правовое поле, в рамках которого можно проводить работу по совершенствованию
института местных финансов.
Оборона и безопасность
Законодательная деятельность “ЯБЛОКА” в области оборонной политики осуществлялась
в трех основных направлениях:
1) укрепление гражданского контроля над Вооруженными силами и военной
деятельностью, реформа Вооруженных сил и военного строительства;
2) повышение социальной защищенности военнослужащих;
3) создание национальной правовой базы процесса сокращения и ограничения
вооружений.
Активную позицию “ЯБЛОКО” заняло при обсуждении проекта федерального
бюджета на 1999 год в части расходов на национальную оборону.
Представленный Правительством РФ проект федерального бюджета на 1999
год практически предлагал законсервировать постепенную деградацию Вооруженных
Сил РФ.
Фракция “ЯБЛОКО” -- представила ряд поправок к предлагаемому законопроекту,
направленных как на улучшение материального обеспечения военнослужащих,
так и на качественное улучшение системы вооружения.
Все целевые статьи расходов и виды расходов предлагалось сделать
закрытыми. Комментирует член фракции “ЯБЛОКО” Алексей Георгиевич Арбатов:
“таким образом ставилась преграда для открытого обсуждения в Государственной
Думе и средствах массовой информации проблем и хода финансирования расходов
на оборону. Налогоплательщики лишаются права знать конкретно, на какие
цели расходуются государственные средства. Такое положение привело бы к
ограничению возможностей гражданского контроля над деятельностью военных
организаций, увеличению возможности нецелевого использования бюджетных
средств. При этом информацию по своему оборонному бюджету Российская Федерация
должна ежегодно представлять в ООН. Значит, засекречивание имело целью
закрытие этих данных не от мирового сообщества, а от собственных граждан”.
В результате настойчивой позиции фракции “ЯБЛОКО” виды расходов по
целевой статье “Содержание Вооруженных Сил” были открыты.
Фракция “ЯБЛОКО” и ранее при обсуждении федеральных бюджетов в 1995-1999
годах вносила поправки, направленные на улучшение финансирования армии
продовольствием, а также на увеличение расходов на военные НИОКР и закупки
современного вооружения. Такие поправки были приняты в бюджетах 1996 и
1997 г.г.
Программа жилищного обеспечения военнослужащих уже долгое время представляет
собой одну из самых труднореализуемых проблем. Ранее “Яблоко” предлагало
внедрение в практику обеспечения жильем военнослужащих его покупку с помощью
государственных жилищных сертификатов. Это позволяло обеспечить участие
военнослужащих в приобретении не только в первичном, но и во вторичном
рынке жилья. Предложение было реализовано в 1998 году соответствующим Указом
Президента России, началась выдача сертификатов, но после 17 августа это
мероприятие практически сошло на нет.
В 1998 году планировалось выдать Государственных жилищных сертификатов
(ГЖС) 15,6 тысячам военнослужащих. На деле выдано 10,2 тысячи ГЖС, но в
связи с разразившимся кризисом реализовано из них будет не более 5 тысяч.
Таким образом, обеспечено квартирами будет 9,5 тысяч увольняемых военнослужащих,
то есть 43 % нуждающихся. 24 апреля 1999 года Правительство РФ вернулось
к этому вопросу и подписало график выделения 18 тысячам военнослужащим
жилищных сертификатов.
После принятия Федерального закона “О статусе военнослужащих” в 1998
году, в разработке которого активно участвовала фракция “ЯБЛОКО”, Правительство
Российской Федерации должно было обеспечить к концу 1998 года увеличение
денежного содержание военнослужащих не менее чем в 2,9 раза. Только в этом
случае уровень жизни военнослужащих будет приближен к прожиточному минимуму.
В то же время, в соответствии с предложенными “ЯБЛОКОМ” поправками
к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 1999 год”, оклады по воинским
должностям должны увеличиться с 1 января 1999 года в 1,62 раза (в среднем
для офицеров это составит 300-400 рублей в месяц). Кроме того, с 1 июля
планируется повысить оклады по воинским званиям в 2 раза ( это составит
в среднем также около 300-400 рублей). Но даже эти повышения денежного
довольствия не позволят вывести семьи военнослужащих на минимальный прожиточный
уровень, который составляет в различных регионах 1100-1400 рублей в месяц
на одного человека.
В процессе обсуждения бюджета на 1999 год по предложению фракции
“ЯБЛОКО” была также принята поправка об исключении из проекта федерального
закона “О федеральном бюджете на 1999 год” статьи 104, приостанавливающую
действие статьи 49 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы и их семей”.
В результате этих усилий пенсии военнослужащим в апреле 1999 года
были перерасчитаны и в августе 1999 года уже началась их выплата в увеличенном
размере.
“О государственном оборонном заказе” Участие фракции в подготовке
этого закона обеспечило целевое финансирование оборонных предприятий и
конструкторских бюро, защищая их от неплатежей, а их работников от невыплат
заработной платы и массовых увольнений.
В апреле 1995 года внесенные изменения в закон “О воинской обязанности
и военной службе” задним числом увеличивали срок службы уже призванным
военнослужащим срочной службы, что было прямым нарушением Конституции.
Принятие закона отрицательно сказывалось на возможности проведения реальной
военной реформы, поскольку способствовало сохранению нынешней ненормальной
ситуации в Вооруженных Силах.
Исходя из этого фракция “ЯБЛОКО” поддержала закон об отмене увеличения
срока службы для уже проходящих срочную службу военнослужащих.
В марте 1998 г. закон вступил в силу.
Важным направлением по укреплению гражданского контроля над Вооруженными
Силами было участие фракции в работе по принятию Федерального закона
"Об обороне”. Данный закон - важнейший элемент национальной правовой
базы, регулирующей отношения в области обороны, права и полномочий высших
органов государственной власти в данной сфере. Закон — шаг вперед в укреплении
парламентского контроля по предотвращению использования Вооруженных Сил
для выполнения несвойственных им задач. Кроме того, он содержит ряд ограничений
в отношении ведомственных войск и других формирований, что создает реальные
возможности по сокращению их количества.
Вместе с тем, закон нуждается в значительном совершенствовании. В связи
с этим в Комитет по обороне был внесен законопроект “О внесении изменений
и дополнений в статью 26 Федерального закона “Об обороне”. Предложенные
поправки регулируют полномочия Президента, а также существенно повышают
полномочия Федерального Собрания. Закон устанавливал норму, по которой
в законе о бюджете указывается штатная и фактическая численность военнослужащих
и гражданского персонала Вооруженных Сил. Это необходимо для того, чтобы
решения по финансированию статьи “Национальная оборона” принимались депутатами
не вслепую, а с полным пониманием того, на какую численность выделяются
средства по таким строкам, как денежное довольствие, заработная плата,
продовольственное обеспечение и т.д. Закон был принят в конце 1997 г. и
позволяет более эффективно использовать бюджетные средства.
Наука
Наряду с вопросами государственного строительства, бюджета, экономическое
развития фракция не упускала из внимания и другие важные проблемы. Одной
из них являлся вопрос об организации научной деятельности и приоритетах
государственной политики в научно-технической сфере. Для решения фракцией
“ЯБЛОКО” был внесен закон “О науке и научно-технической политике”.
Говорит А. Захаров: “В истории Государственной Думы это был первый случай,
когда проект закона внес ни Комитет, ни правительство, а целая фракция.
Это был закон о науке, внесенный фракцией ЯБЛОКО. У него была довольно
большая сложная судьба. Его портили очень сильно, но тем не менее он был
принят, причем в этом созыве. А внесен он был в прошлом созыве, причем
в самом начале. К сожалению, в связи с отсутствием бюджетного финансирования,
закон этот не может действовать в полном объеме. Но это уже проблема исполнения
закона, а не самого закона. Но это - существенный шаг вперед”.
Одновременно в Думу были внесены проекты Правительства и Совета Федерации,
преследующие узковедомственные цели. В ходе согласительных процедур был
выработан единый проект, который хотя и значительно уступал проекту “яблочников”,
тем не менее сохранял предложенные ЯБЛОКОм существенные принципы:
- законодательно закреплял минимальный уровень господдержки науки (4%
расходной части бюджета);
- впервые закреплял базовые права научных работников: право на участие
в конкурсе финансируемых проектов, право на публикацию, право на информацию,
не содержащую гостайны;
- законодательно закреплял существование как государственных, так и
частных фондов финансирования научных исследований, формулировал базовые
принципы осуществления независимой экспертизы научных проектов;
- придавал гласности процесс формирования государственной научной политики.
Закон вступил в силу 12 июля 1996 г.
”О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О науке и
государственной научно-технической политике”
Закон предусматривает возможность создания в федеральных органах исполнительной
власти, коммерческих организациях и в органах государственной власти субъектов
Российской Федерации внебюджетных фондов для финансирования научных исследований
и экспериментальных разработок.
Принят Государственной Думой. Подписан Президентом 17.12.98 г.
Итого, предлагается отдать на образование - 3% ВВП, на науку - 4% ВВП.
Охрана окружающей среды
В программе “Реформы для большинства” в качестве одного из главных экологических
приоритетов называется защита от загрязнений, вызывающих повышенную заболеваемость
и нетрудоспособность населения, а также создание программ экологической
реабилитации территорий.
Фракция “ЯБЛОКО” известна своей активностью в сфере экологии. Особенно
много внимания фракция уделяла проблеме ввоза на территорию России радиоактивных
отходов. Нашими усилиями был приостановлен процесс ввоза и захоронения
радиоактивных отходов из Венгрии в марте 1994 года.
По инициативе фракции “ЯБЛОКО” Госдума впервые в своей истории обратилась
в Конституционный суд с запросом о конституционности Указа Президента РФ
(“О государственной поддержке структурной перестройки и конверсии атомной
промышленности в г. Железногорске Красноярского края”, 25.01.1995 г.),
который разрешает прием для временного хранения отработавшего ядерного
топлива с зарубежных атомных электростанций.
Перечисляемые ниже федеральные законы были разработаны при непосредственном
участии “ЯБЛОКА” в лице члена фракции, председателя Комитета по экологии
ГД Т. В. Злотниковой.
Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”
призван обеспечивать профилактику заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической
обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнение санитарно-профилактических
мероприятий, проведение социально-гигиенических мероприятий в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Подписан Президентом 30 марта 1999 г.
Закон “Об особо охраняемых природных территориях” регулирует
отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых
природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных
комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов
растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных
процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического
воспитания населения.
Подписан Президентом 14 марта 1995 года.
Закон “Об экологической экспертизе” устанавливает процедуру проведения
экологической экспертизы промышленных проектов.
Говорит Т.В. Злотникова: “Закон позволяет оспаривать в судебном порядке
вплоть до Верховного Суда такую деятельность Правительства, как например
строительство высокоскоростной магистрали “Санкт-Петербург - Москва”, перевод
лесных земель, занятых лесами 1-й группы, в нелесные для использования
их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным
фондом без положительного заключения государственной экологической экспертизы,
или - утверждение Правительством федеральных целевых программ, при реализации
которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, таких
как “Топливо и энергия”, “Уничтожение запасов химического оружия в Российской
Федерации” и др.
А такая практика, к сожалению, имеет место - без положительного заключения
государственной экологической экспертизы начато строительство высокоскоростной
магистрали Санкт-Петербург - Москва , Правительством РФ ежегодно переводится
из лесных земель в нелесные по несколько десятков тысяч гектар, точно также
утверждается большинство федеральных целевых программ.
Ни депутатские запросы, ни обращения, ни открытые письма к Президенту,
Правительству, Генеральному Прокурору России не могут изменить ситуацию.
Наличие соответствующих норм в действующем законе “Об экологической
экспертизе” позволило при поддержке граждан и общественных организаций
подготовить и выиграть иск в Верховном Суде РФ об отмене двенадцати соответствующих
Постановлений и Распоряжений Правительства Российской Федерации за 1996
год.
Управление государственной экологической экспертизы Госкомэкологии России
ежегодно проводит экспертизу более 50 объектов государственной экологической
экспертизы федерального уровня - проектов и технико-экономических обоснований
крупных объектов, целевых программ и нормативно-правовых актов. Благодаря
нашему закону экспертные подразделения территориальных природоохранных
органов ежегодно осуществляют экспертизу более 90 тыс. объектов.”
Подписан Президентом РФ 22 ноября 1995 г.
Закон “О радиационной безопасности населения”. Определяет правовые
основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его
здоровья.
Закон запрещает превышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения
граждан от всех источников ионизирующего излучения; всех видов деятельности
по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная
для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного
дополнительным к естественному радиационному фону облучением.
Закон регламентирует принцип оптимизации - поддержание на возможно низком
и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных
доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника
ионизирующего излучения.
Подписан Президентом РФ 9 января 1996 г.
Закон “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" направлен
на преодоление негативной динамики заболеваемости населения, особенно
детского, в результате снижения иммунного статуса организма под влиянием
пестицидов и агрохимикатов. (Установлено, что в мире вклад пестицидов в
заболеваемость населения составляет от 1% до 3%, в России до 7%.)
Негативное воздействие пестицидов и агрохимикатов на окружающую среду
и здоровье людей во многом определяется неэффективностью правового регулирования
и контроля на стадиях их регистрации, производства, хранения, транспортировки,
рекламирования, торговли, ввоза, вывоза, применения, размещения и удаления.
Закон устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения
с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами
в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды.
Подписан Президентом РФ 18 июля 1997 г.
Закон "Об отходах производства и потребления” призван обеспечивать
предотвращение отрицательного воздействия отходов на здоровье человека
и окружающую среду, а также максимальное вовлечение их в хозяйственный
оборот в качестве дополнительного источника сырья.
Закон предусматривает комплекс требований, обеспечивающих охрану окружающей
среды и здоровья людей в процессе обращения с отходами, экономический механизм
в данной сфере, включая стимулы в повышению заинтересованности в использовании
отходов.
Подписан Президентом 24 июня 1998 г.
Федеральный закон “О гидрометеорологической службе” обеспечивает
конституционные права юридических и физических лиц на получение гидрометеорологической
информации и информации о загрязнении окружающей природной среды, устанавливает
обязанности по представлению информации ее производителями, действующими
на территории России в организации и учреждения, осуществляющие формирование
и ведение государственных информационных ресурсов в этой области, защищает
потребителей от некачественной и недостоверной информации.
Закон вступил в силу 19 июля 1998 г.
Закон “О ратификации Базельской конвенции "О контроле за трансграничной
перевозкой опасных грузов и их удалением". Присоединение к Конвенции
означает, что теперь на Россию распространяются международные нормы обращения
с токсичными и ядовитыми веществами. Введен в действие их международный
перечень, установлен правовой режим, позволяющий не пропускать на территорию
России подобные грузы. Принятие настоящего закона является существенной
гарантией против превращения территории России в мировую свалку токсичных
отходов.
Закон вступил в силу.
В борьбе с депутатскими привилегиями
Фракция “ЯБЛОКО” последовательно выступала против закона “О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон “О статусе депутата Совета Федерации
и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации”, в котором содержалась попытка расширить количество депутатских
льгот и привилегий.
10 февраля 1999 г. Государственная Дума повторно, после согласования
с Советом Федерации, приняла этот закон 330-ми голосов. Фракция “ЯБЛОКО”
единственная в полном составе голосовала против.
Закон сохраняет положение о том, что:
- зарплата депутата Госдумы приравнивается к денежному содержанию федерального
министра со всеми дополнительными выплатами;
- ежегодно депутату выплачивается “пособие на лечение” в размере двойной
зарплаты;
- по желанию депутата ему может быть выплачена единовременная компенсация
за жилье.
К числу новых привилегий депутатов и сенаторов относятся:
- выплата выходного пособия в размере трех месячных вознаграждений
в случае неизбрания их в Думу (Совет Федерации) нового созыва;
- право на получение пенсии всеми депутатами, независимо от возраста,
в размере 75% от депутатской зарплаты на день обращения за установлением
пенсии и с последующей ее индексацией;
Для членов Совета Федерации фактически устанавливается вторая зарплата
под видом “возмещения расходов на осуществление их деятельности”.
Результаты голосования 10 февраля (в процентах):
Фракции,
депут. гр. |
ЯБЛОКО |
КПРФ |
НДР |
ЛДПР |
Рос.
регионы |
Народо-
властие |
Аграрии |
“за ” |
0.0 |
87.6 |
86.7 |
12.0 |
61.9 |
69.6 |
86.1 |
против |
82.6 |
7.0 |
3.3 |
2.0 |
4.8 |
8.7 |
2.8 |
воздерж. |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
не голосов. |
17.4 |
5.4 |
10.0 |
86.0 |
33.3 |
21.7 |
11.1 |
23 июня 1999 г. Государственная Дума в очередной раз, после работы Согласительной
комиссии Советом Федерации и Президентом, приняла закон “О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон “О статусе депутата Совета Федерации и
статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации”. Несмотря на некоторые улучшения, закон не только сохранил
ряд старых льгот депутатам и сенаторам, но и вводит новые, в частности:
- выплату выходного пособия в размере месячного вознаграждения в случае
неизбрания их в Думу (Совет Федерации) нового созыва;
- право на получение пенсии всеми депутатами, проработавшими в парламенте
не менее 3-х лет, в размере 75% от депутатской зарплаты на день обращения
за установлением пенсии независимо от возраста.
Всего “за” проголосовало 298 человек, результаты (по фракциям в процентах):
И на этот раз “ЯБЛОКО” оказалось единственной фракцией, которая в
полном составе голосовала против:
Фракции,
депут. гр. |
ЯБЛОКО |
КПРФ |
НДР |
ЛДПР |
Рос.
Регионы |
Народо
властие |
Аграрии |
“за” |
0,0 |
83,7 |
85,5 |
85,7 |
56,8 |
63,0 |
91,4 |
“против” |
87 |
4,7 |
9,7 |
4,1 |
11,4 |
17,4 |
5,7 |
воздерж. |
0,0 |
0,8 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
не голосов. |
13,0 |
10,9 |
4,8 |
10,2 |
31,8 |
19,6 |
2,9 |
“ЯБЛОКО” считает, что депутатская деятельность должна финансироваться
не через льготы за счет бюджетов всех уровней, а через создание фиксированных
фондов, как это делается во всех цивилизованных странах. |