В наследство от Думы первого созыва вновь пришедшие парламентарии
получили избирательное законодательство, во многом напоминавшее
слоеный пирог: оно включало разные, подчас довольно плохо состыкованные
друг с другом, содержащие многочисленные дыры пласты, регулирующие
проведение выборов. Но условия для работы с избирательным законодательством
в новой Государственной Думе были для нас более благоприятны.
Во-первых, численность фракции "ЯБЛОКО" увеличилась
почти вдвое, соответственно возрос ее вес при голосовании в Думе.
Во-вторых, законотворческую работу можно было начинать не с нуля,
как в 1994 г. (юридически президентские положения о выборах 1993
г. не имели законной силы для любых последующих выборов и не регулировали
избирательные процессы на уровне регионов и местного самоуправления),
а опираясь на законодательную базу, хотя и не вполне полноценную,
но закрепившую смешанную избирательную систему на выборах в Думу
и вобравшую в себя ряд важных положений, которые мы отстаивали
изначально.
В-третьих, "яблочные" депутаты могли опереться на сотрудничество
с нашим активом, нарастившим опыт проведения уже ряда избирательных
кампаний и настойчиво выдвигавшим свои предложения, расширявшим
интеллектуальный потенциал законотворческой работы.
В-четвертых, сама Дума оказалась значительно более четко структурированной
в политическом отношении. Это облегчало согласование позиций и
позволило привлечь к конструктивному сотрудничеству представителей
некоторых других фракций. Это также обогащало законотворческую
работу и облегчало прохождение подготовленных законов в Думе.
В-пятых, удалось наладить взаимно уважительное сотрудничество
с теми людьми в Центральной избирательной комиссии, которые оказались
способны подняться над ведомственным интересом и внесли важный
вклад и в разработку обновляемых законов, и в их продвижение за
пределами Думы. Немалое значение имеет и обновление состава и
руководства Центризбиркома в марте 1999 г, среди членов с правом
решающего голоса которого появилась представительница "ЯБЛОКА".
Есть основания надеяться, что на предстоящих выборах Центризбирком
займет более независимую и юридически корректную позицию.
В-шестых, значительно более спокойная обстановка сложилась в
Комитете по законодательству и судебно-правовой реформе, на который
возложена работа с избирательным законодательством: ведущая роль
представителей "ЯБЛОКА" в этой области не ставилась
под сомнение, а наши инициативы, как правило, получали необходимую
поддержку.
Основные задачи, которые мы ставили перед собой в сфере избирательного
законодательства на этом этапе, сводились к следующему:
- защитить и упрочить фундаментальные основы избирательной системы
на выборах депутатов Государственной Думы, натиск на которые с
разных сторон вновь усилился после того, как были объявлены результаты
выборов 1995 г.;
- ввести в ткань избирательных законов те наши предложения, которые
не удалось отстоять в 1994 - 1995 гг., прежде всего, относящиеся
к общественному контролю за проведением выборов, гласности и прозрачности
в работе избирательных комиссий, в особенности при подсчете голосов
и обнародовании итогов голосования;
- ограничить посредством федерального законодательства правовой
беспредел, наблюдавшийся в избирательных законах и избирательной
практике во многих субъектах Федерации,
- добиться отклонения хлынувших как из рога изобилия законодательных
инициатив, призванных обеспечить свободу рук ведомствам, региональным
и этническим элитам и грубо ущемляющих конституционные права граждан
(введение языкового и иных цензов, манипулирование нарезкой избирательных
округов и т. п.);
- заложить в законодательство средства пресечения различных фальсификаций,
искажения и манипулирования волей избирателей, известные и вновь
изобретаемые формы которых являли практически каждые следующие
выборы.
Мы начали с обновления принятого в 1994 г. рамочного закона об
основных гарантиях избирательных прав граждан РФ. В сентябре 1997
г. вступил в силу его новый вариант, который теперь был также
распространен на порядок проведения референдума.
Впрочем, не обошлось без новых осложнений. Еще раз была повторена
операция, с которой мы столкнулись в первой Думе. "Яблочному"
проекту, многократно обсужденному и уже одобренному профильным
комитетом, был противопоставлен другой текст, подготовленный в
Центризбиркоме и внесенный от имени президента. Именно он был
принят думским большинством в первом чтении. Но мы уже имели опыт
действий в подобной ситуации: в ходе доработки закона в него были
внесены сотни поправок, извлеченных из нашего отвергнутого проекта.
Нет худа без добра: опыт сотрудничества, порой жарких
споров и поиска компромиссных решений, приобретенный представителями
различных политических сил и государственных институтов в процессе,
по сути, "скрещивания" двух проектов, сделал дальнейшую
работу над избирательным законодательством более конструктивной,
а его прохождение - несколько более облегченным и предсказуемым.
Начавшаяся вслед за тем работа над новой версией закона о выборах
депутатов Государственной Думы (первое чтение состоялось в ноябре
1997 г.), а также ряд обнаружившихся злостных махинаций на выборах
различного уровня потребовали еще раз вернуться к рамочному закону,
новая, третья по счету и наиболее разработанная редакция которого
вступила в силу в апреле 1999 г., правда и теперь не без задержек
и злоключений, "сюрпризов", которые то и дело преподносили
нам то Совет Федерации, то президентская администрация. Параллельно
в июле 1998 г. важные поправки были внесены в закон об общественных
объединениях. В июле 1999 г., на исходе последнего срока перед
объявлением даты очередных выборов" удалось ввести в действие
обновленную версию также и закона о выборах в Государственную
Думу. На очереди - подготавливаемые нами закон о выборах президента
(обновленный вариант которого должен быть принят не позднее осени
1999 г.), новые редакции законов о федеральном референдуме, о
формировании Совета Федерации, а также сопровождающие законы -
поправки в Уголовный кодекс. Кодекс административных правонарушений
и иные, устанавливающие санкции за нарушения избирательных законов.
Мы будем добиваться их принятия еще до истечения срока полномочий
нынешней Государственной Думы.
Конечно, наша работа с избирательным и сопровождающим его законодательством
не была и не обещает быть беспроблемной.
|