[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Пресс-служба]
[Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Актуальные темы] [Персоналии]

Виктор Шейнис
"Яблоко" за честные выборы
1996 - 1999: что сделано
Москва, "ЭПИцентр", 1999 год

В наследство от Думы первого созыва вновь пришедшие парламентарии получили избирательное законодательство, во многом напоминавшее слоеный пирог: оно включало разные, подчас довольно плохо состыкованные друг с другом, содержащие многочисленные дыры пласты, регулирующие проведение выборов. Но условия для работы с избирательным законодательством в новой Государственной Думе были для нас более благоприятны.

Во-первых, численность фракции "ЯБЛОКО" увеличилась почти вдвое, соответственно возрос ее вес при голосовании в Думе.

Во-вторых, законотворческую работу можно было начинать не с нуля, как в 1994 г. (юридически президентские положения о выборах 1993 г. не имели законной силы для любых последующих выборов и не регулировали избирательные процессы на уровне регионов и местного самоуправления), а опираясь на законодательную базу, хотя и не вполне полноценную, но закрепившую смешанную избирательную систему на выборах в Думу и вобравшую в себя ряд важных положений, которые мы отстаивали изначально.

В-третьих, "яблочные" депутаты могли опереться на сотрудничество с нашим активом, нарастившим опыт проведения уже ряда избирательных кампаний и настойчиво выдвигавшим свои предложения, расширявшим интеллектуальный потенциал законотворческой работы.

В-четвертых, сама Дума оказалась значительно более четко структурированной в политическом отношении. Это облегчало согласование позиций и позволило привлечь к конструктивному сотрудничеству представителей некоторых других фракций. Это также обогащало законотворческую работу и облегчало прохождение подготовленных законов в Думе.

В-пятых, удалось наладить взаимно уважительное сотрудничество с теми людьми в Центральной избирательной комиссии, которые оказались способны подняться над ведомственным интересом и внесли важный вклад и в разработку обновляемых законов, и в их продвижение за пределами Думы. Немалое значение имеет и обновление состава и руководства Центризбиркома в марте 1999 г, среди членов с правом решающего голоса которого появилась представительница "ЯБЛОКА". Есть основания надеяться, что на предстоящих выборах Центризбирком займет более независимую и юридически корректную позицию.

В-шестых, значительно более спокойная обстановка сложилась в Комитете по законодательству и судебно-правовой реформе, на который возложена работа с избирательным законодательством: ведущая роль представителей "ЯБЛОКА" в этой области не ставилась под сомнение, а наши инициативы, как правило, получали необходимую поддержку.

Основные задачи, которые мы ставили перед собой в сфере избирательного законодательства на этом этапе, сводились к следующему:

- защитить и упрочить фундаментальные основы избирательной системы на выборах депутатов Государственной Думы, натиск на которые с разных сторон вновь усилился после того, как были объявлены результаты выборов 1995 г.;

- ввести в ткань избирательных законов те наши предложения, которые не удалось отстоять в 1994 - 1995 гг., прежде всего, относящиеся к общественному контролю за проведением выборов, гласности и прозрачности в работе избирательных комиссий, в особенности при подсчете голосов и обнародовании итогов голосования;

- ограничить посредством федерального законодательства правовой беспредел, наблюдавшийся в избирательных законах и избирательной практике во многих субъектах Федерации,

- добиться отклонения хлынувших как из рога изобилия законодательных инициатив, призванных обеспечить свободу рук ведомствам, региональным и этническим элитам и грубо ущемляющих конституционные права граждан (введение языкового и иных цензов, манипулирование нарезкой избирательных округов и т. п.);

- заложить в законодательство средства пресечения различных фальсификаций, искажения и манипулирования волей избирателей, известные и вновь изобретаемые формы которых являли практически каждые следующие выборы.

Мы начали с обновления принятого в 1994 г. рамочного закона об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ. В сентябре 1997 г. вступил в силу его новый вариант, который теперь был также распространен на порядок проведения референдума.

Впрочем, не обошлось без новых осложнений. Еще раз была повторена операция, с которой мы столкнулись в первой Думе. "Яблочному" проекту, многократно обсужденному и уже одобренному профильным комитетом, был противопоставлен другой текст, подготовленный в Центризбиркоме и внесенный от имени президента. Именно он был принят думским большинством в первом чтении. Но мы уже имели опыт действий в подобной ситуации: в ходе доработки закона в него были внесены сотни поправок, извлеченных из нашего отвергнутого проекта. Нет худа без добра: опыт сотрудничества, порой жарких
споров и поиска компромиссных решений, приобретенный представителями различных политических сил и государственных институтов в процессе, по сути, "скрещивания" двух проектов, сделал дальнейшую работу над избирательным законодательством более конструктивной, а его прохождение - несколько более облегченным и предсказуемым.

Начавшаяся вслед за тем работа над новой версией закона о выборах депутатов Государственной Думы (первое чтение состоялось в ноябре 1997 г.), а также ряд обнаружившихся злостных махинаций на выборах различного уровня потребовали еще раз вернуться к рамочному закону, новая, третья по счету и наиболее разработанная редакция которого вступила в силу в апреле 1999 г., правда и теперь не без задержек и злоключений, "сюрпризов", которые то и дело преподносили нам то Совет Федерации, то президентская администрация. Параллельно в июле 1998 г. важные поправки были внесены в закон об общественных объединениях. В июле 1999 г., на исходе последнего срока перед объявлением даты очередных выборов" удалось ввести в действие обновленную версию также и закона о выборах в Государственную Думу. На очереди - подготавливаемые нами закон о выборах президента (обновленный вариант которого должен быть принят не позднее осени 1999 г.), новые редакции законов о федеральном референдуме, о формировании Совета Федерации, а также сопровождающие законы - поправки в Уголовный кодекс. Кодекс административных правонарушений и иные, устанавливающие санкции за нарушения избирательных законов. Мы будем добиваться их принятия еще до истечения срока полномочий нынешней Государственной Думы.

Конечно, наша работа с избирательным и сопровождающим его законодательством не была и не обещает быть беспроблемной.

Содержание

Критические дни демократии
Немного истории
1996 - 1999: что сделано
Мажоритарная или пропорциональная?
Для кого калашный ряд?
Кто командует парадом?
Закон против злоупотреблений власти
Закон против криминала
Закон против "грязных технологий"
Последний довод избирателя
Чего мы еще хотим
Ловушки избирательного закона

См. также:
В.Шейнис

Обсуждение книги
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Пресс-служба]
[Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Актуальные темы] [Персоналии]


info@yabloko.ru