[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Пресс-служба]
[Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Актуальные темы] [Персоналии]

Виктор Шейнис
"Яблоко" за честные выборы
Критические дни демократии
Москва, "ЭПИцентр", 1999 год

До недавнего времени смена власти в России происходила как угодно, но только не посредством выборов. Династическое престолонаследие, перевороты, кровавые и бескровные, военные и дворцовые революции "сверху" и "снизу", "подковерные" решения ни перед кем ни за что не отвечавшей партийной верхушки приводили в Кремль или Зимний дворец новых властителей. Ничуть не изменили заведенный от века порядок декоративные "выборы", вроде бы и всеобщие, равные, прямые, при тайном голосовании, введенные "сталинской" конституцией 1936 г.

В калейдоскопе стремительно сменяющих друг друга событий, жесткого противостояния и острых политических схваток мы как-то не замечаем, - а если и замечаем, то не всегда должным образом оцениваем, - что в последние 10-12 лет наша страна начала обретать иной исторический опыт смены власти.

Можно сказать очень много горьких, осуждающих и справедливых слов о том, как у нас теперь проходят выборы. Можно при этом вспомнить выборы 1989 - 1990 гг., когда на волне народного энтузиазма, в ситуации вдруг открывшихся и, как тогда казалось, безграничных возможностей общественной инициативы, избиратели крупных индустриальных и культурных центров дружно проваливали высокопоставленных аппаратчиков и их обслугу и посылали сначала в союзный, а затем и российский парламент людей независимых, нередко не приспособленных к государственной и законодательной работе, но успевших завоевать моральный авторитет в обществе и не страшившихся говорить правду. И сравнить ту исполненную романтических ожиданий политическую весну с выборами последних лет, на которых свободное волеизъявление избирателей придавлено властью денег и невесть как возродившейся номенклатуры, искажено грубыми подтасовками и искусными махинациями доброхотных и наемных умельцев.

И все-таки не стоит ни идеализировать запечатлевшуюся в памяти многих романтику первых свободных выборов в России (достаточно вспомнить "агрессивно послушное большинство" союзного Съезда, избранное в ту же весну, и "затопывавшее" выступления Сахарова и других демократических депутатов), ни развенчивать последние выборы и недооценивать тот опыт, которого на них набирается общество. Ведь происходит вот что: за короткий исторический отрезок Россия проходит путь, который в развитых демократиях потребовал не десятки, а сотни лет. Путь от цензовой избирательной системы и "гнилых местечек", представленных в парламенте наравне с многолюдными промышленными агломерациями, к всеобщему и равному избирательному праву, утвердившемуся лишь в XX веке, да и то не в начале его, от выборов, запомнившихся примитивными приемами избирательного жульничества, - к выборам, объявляемые результаты которых, несмотря на все критические оговорки, вызывают доверие общества. Мы идем несколько иным путем и проходим его в иные, хотелось бы надеяться, ускоренные сроки.

Уже теперь в свой актив Россия может занести два важных достижения. Первое - в сознание людей, в их жизнь, привычные представления входит простая мысль: законная власть - не от Бога, не от традиции, не от решения последнего пленума ЦК некоей партии, а только от свободных выборов. И чем большее количество раз пройдут выборы, чем более открыто и честно они будут проводиться и чем более достоверными в глазах общества будут их результаты, тем более необратимым станет переход нашей страны с точки зрения отношений власть - общество из XVII - XVIII в. в XX в. по европейскому календарю. Сломать это новое сознание, в котором мы видим один из истоков оптимизма, можно либо жестоким насилием над обществом, либо полнейшей профанацией всех избирательных процедур. Недаром не раз возникавшие в последние годы позывы отменить или, что почти одно и то же, отложить выборы не получали развития: сдерживали непредсказуемые последствия вмешательства в уже заведенный порядок вещей.

Второе - наше избирательное законодательство, введенное в действие в 1993 - 1999 гг., - одно из наиболее разработанных в мире; оно открывает широкие возможности для гражданской инициативы и общественного контроля, находится на уровне международных демократических стандартов, а в некоторых отношениях и превосходит их. Это, конечно, не означает, что оно не нуждается в совершенствовании. От первых нормативных актов, на основе которых проводились выборы 1993 г., к сегодняшнему дню пройден немалый путь. Весомый вклад в эту работу внесли депутаты и эксперты "ЯБЛОКА". Корректировка избирательного законодательства - главным образом на основе опыта проходящих избирательных кампаний - будет продолжаться и впредь. Подчеркнем, однако, главное: фундаментальные основы избирательной системы, в частности, на выборах в Государственную Думу, заложены. Их пересмотр на обозримую перспективу крайне нежелателен и опасен. Что действительно актуально и необходимо - это усвоение обществом, в особенности реальными и потенциальными участниками избирательных кампаний, сложных, разветвленных норм избирательных законов и гражданское давление, подтягивающее избирательную практику к уровню избирательного законодательства.

Первое, что необходимо здесь преодолеть, - это нарастающее разочарование в выборах, широко распространившееся неверие в силу избирательного бюллетеня. Важно, чтобы все общество, а не только его политический актив, осознало: выборы - это тот критический момент, когда у него появляется не только реальная возможность одобрить или отклонить тот курс, который проводился в последние годы, и назначить тех, кто на ближайшем историческом отрезке станет определять, что в нашей жизни надо сохранить, а что и как - изменить. Конечно, сделать это непросто, и результат сделанного выбора далеко не всегда очевиден и осязаем. Выборы, в особенности в расколотом, резко поляризованном обществе, редко приносят бесспорную, всесокрушающую победу одной из сторон, их результаты не могут удовлетворить всех. Еще менее способны вызвать энтузиазм и получить поддержку компромиссные решения, которые вынуждена принимать ответственная власть. В среде победителей, которым мешает оппозиция, и еще больше - среди побежденных, не желающих смириться с поражением, в стране с неразвитой политической культурой возникает искушение: не дожидаться следующих выборов (как вариант: резко изменить правила игры в свою пользу, скажем, с помощью плебисцита) и обратиться к не раз испытанным - насильственным средствам.

Так, мнится тем и другим, можно достичь своих целей быстрее и радикальнее. Вспомним: ждановско-сусловские идеологи небезосновательно объявили "изменой марксизму-ленинизму" даже не тот момент в идеологическом развитии некоторых западных компартий, когда те "забыли" упомянуть в своих программных документах диктатуру пролетариата (по Ленину, "главное в марксизме"), отреклись от Советской власти и признали парламент - все это оставалось в пределах тактических уловок поднаторевших на таких маневрах "марксистов" ленинско-сталинского разлива. Поворотным пунктом на пути "предательства интересов рабочего класса" идеологи из ЦК КПСС сочли внятный ответ, который дали наконец "еврокоммунисты" на конкретные вопросы, которые долго и настойчиво задавали компартиям их политические оппоненты: к власти - только через большинство на свободных многопартийных выборах; власть, безусловно, передается победителю следующих выборов.

"ЯБЛОКО" - демократическая, гражданская партия, претендующая на власть, самостоятельно или в коалиции с близкими политическими силами, исключительно на основе выборов и посредством свободных, демократических выборов. Вот почему в нашей парламентской работе мы уделили колоссальное внимание избирательному законодательству, призванному обеспечивать справедливые и честные выборы, организации общественного контроля за проведением выборов и подсчетом голосов, выявлению и пресечению приемов, посредством которых власть и деньги пытаются продиктовать свою волю на выборах.

Об этом наш отчет избирателям.

Содержание

Критические дни демократии
Немного истории
1996 - 1999: что сделано
Мажоритарная или пропорциональная?
Для кого калашный ряд?
Кто командует парадом?
Закон против злоупотреблений власти
Закон против криминала
Закон против "грязных технологий"
Последний довод избирателя
Чего мы еще хотим
Ловушки избирательного закона

См. также:
В.Шейнис

Обсуждение книги
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Пресс-служба]
[Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Актуальные темы] [Персоналии]


info@yabloko.ru