До недавнего времени смена власти в России происходила как угодно,
но только не посредством выборов. Династическое престолонаследие,
перевороты, кровавые и бескровные, военные и дворцовые революции
"сверху" и "снизу", "подковерные"
решения ни перед кем ни за что не отвечавшей партийной верхушки
приводили в Кремль или Зимний дворец новых властителей. Ничуть
не изменили заведенный от века порядок декоративные "выборы",
вроде бы и всеобщие, равные, прямые, при тайном голосовании, введенные
"сталинской" конституцией 1936 г.
В калейдоскопе стремительно сменяющих друг друга событий, жесткого
противостояния и острых политических схваток мы как-то не замечаем,
- а если и замечаем, то не всегда должным образом оцениваем, -
что в последние 10-12 лет наша страна начала обретать иной исторический
опыт смены власти.
Можно сказать очень много горьких, осуждающих и справедливых
слов о том, как у нас теперь проходят выборы. Можно при этом вспомнить
выборы 1989 - 1990 гг., когда на волне народного энтузиазма, в
ситуации вдруг открывшихся и, как тогда казалось, безграничных
возможностей общественной инициативы, избиратели крупных индустриальных
и культурных центров дружно проваливали высокопоставленных аппаратчиков
и их обслугу и посылали сначала в союзный, а затем и российский
парламент людей независимых, нередко не приспособленных к государственной
и законодательной работе, но успевших завоевать моральный авторитет
в обществе и не страшившихся говорить правду. И сравнить ту исполненную
романтических ожиданий политическую весну с выборами последних
лет, на которых свободное волеизъявление избирателей придавлено
властью денег и невесть как возродившейся номенклатуры, искажено
грубыми подтасовками и искусными махинациями доброхотных и наемных
умельцев.
И все-таки не стоит ни идеализировать запечатлевшуюся в памяти
многих романтику первых свободных выборов в России (достаточно
вспомнить "агрессивно послушное большинство" союзного
Съезда, избранное в ту же весну, и "затопывавшее" выступления
Сахарова и других демократических депутатов), ни развенчивать
последние выборы и недооценивать тот опыт, которого на них набирается
общество. Ведь происходит вот что: за короткий исторический отрезок
Россия проходит путь, который в развитых демократиях потребовал
не десятки, а сотни лет. Путь от цензовой избирательной системы
и "гнилых местечек", представленных в парламенте наравне
с многолюдными промышленными агломерациями, к всеобщему и равному
избирательному праву, утвердившемуся лишь в XX веке, да и то не
в начале его, от выборов, запомнившихся примитивными приемами
избирательного жульничества, - к выборам, объявляемые результаты
которых, несмотря на все критические оговорки, вызывают доверие
общества. Мы идем несколько иным путем и проходим его в иные,
хотелось бы надеяться, ускоренные сроки.
Уже теперь в свой актив Россия может занести два важных достижения.
Первое - в сознание людей, в их жизнь, привычные представления
входит простая мысль: законная власть - не от Бога, не от традиции,
не от решения последнего пленума ЦК некоей партии, а только от
свободных выборов. И чем большее количество раз пройдут выборы,
чем более открыто и честно они будут проводиться и чем более достоверными
в глазах общества будут их результаты, тем более необратимым станет
переход нашей страны с точки зрения отношений власть - общество
из XVII - XVIII в. в XX в. по европейскому календарю. Сломать
это новое сознание, в котором мы видим один из истоков оптимизма,
можно либо жестоким насилием над обществом, либо полнейшей профанацией
всех избирательных процедур. Недаром не раз возникавшие в последние
годы позывы отменить или, что почти одно и то же, отложить выборы
не получали развития: сдерживали непредсказуемые последствия вмешательства
в уже заведенный порядок вещей.
Второе - наше избирательное законодательство, введенное в действие
в 1993 - 1999 гг., - одно из наиболее разработанных в мире; оно
открывает широкие возможности для гражданской инициативы и общественного
контроля, находится на уровне международных демократических стандартов,
а в некоторых отношениях и превосходит их. Это, конечно, не означает,
что оно не нуждается в совершенствовании. От первых нормативных
актов, на основе которых проводились выборы 1993 г., к сегодняшнему
дню пройден немалый путь. Весомый вклад в эту работу внесли депутаты
и эксперты "ЯБЛОКА". Корректировка избирательного законодательства
- главным образом на основе опыта проходящих избирательных кампаний
- будет продолжаться и впредь. Подчеркнем, однако, главное: фундаментальные
основы избирательной системы, в частности, на выборах в Государственную
Думу, заложены. Их пересмотр на обозримую перспективу крайне нежелателен
и опасен. Что действительно актуально и необходимо - это усвоение
обществом, в особенности реальными и потенциальными участниками
избирательных кампаний, сложных, разветвленных норм избирательных
законов и гражданское давление, подтягивающее избирательную практику
к уровню избирательного законодательства.
Первое, что необходимо здесь преодолеть, - это нарастающее разочарование
в выборах, широко распространившееся неверие в силу избирательного
бюллетеня. Важно, чтобы все общество, а не только его политический
актив, осознало: выборы - это тот критический момент, когда у
него появляется не только реальная возможность одобрить или отклонить
тот курс, который проводился в последние годы, и назначить тех,
кто на ближайшем историческом отрезке станет определять, что в
нашей жизни надо сохранить, а что и как - изменить. Конечно, сделать
это непросто, и результат сделанного выбора далеко не всегда очевиден
и осязаем. Выборы, в особенности в расколотом, резко поляризованном
обществе, редко приносят бесспорную, всесокрушающую победу одной
из сторон, их результаты не могут удовлетворить всех. Еще менее
способны вызвать энтузиазм и получить поддержку компромиссные
решения, которые вынуждена принимать ответственная власть. В среде
победителей, которым мешает оппозиция, и еще больше - среди побежденных,
не желающих смириться с поражением, в стране с неразвитой политической
культурой возникает искушение: не дожидаться следующих выборов
(как вариант: резко изменить правила игры в свою пользу, скажем,
с помощью плебисцита) и обратиться к не раз испытанным - насильственным
средствам.
Так, мнится тем и другим, можно достичь своих целей быстрее и
радикальнее. Вспомним: ждановско-сусловские идеологи небезосновательно
объявили "изменой марксизму-ленинизму" даже не тот момент
в идеологическом развитии некоторых западных компартий, когда
те "забыли" упомянуть в своих программных документах
диктатуру пролетариата (по Ленину, "главное в марксизме"),
отреклись от Советской власти и признали парламент - все это оставалось
в пределах тактических уловок поднаторевших на таких маневрах
"марксистов" ленинско-сталинского разлива. Поворотным
пунктом на пути "предательства интересов рабочего класса"
идеологи из ЦК КПСС сочли внятный ответ, который дали наконец
"еврокоммунисты" на конкретные вопросы, которые долго
и настойчиво задавали компартиям их политические оппоненты: к
власти - только через большинство на свободных многопартийных
выборах; власть, безусловно, передается победителю следующих выборов.
"ЯБЛОКО" - демократическая, гражданская партия, претендующая
на власть, самостоятельно или в коалиции с близкими политическими
силами, исключительно на основе выборов и посредством свободных,
демократических выборов. Вот почему в нашей парламентской работе
мы уделили колоссальное внимание избирательному законодательству,
призванному обеспечивать справедливые и честные выборы, организации
общественного контроля за проведением выборов и подсчетом голосов,
выявлению и пресечению приемов, посредством которых власть и деньги
пытаются продиктовать свою волю на выборах.
Об этом наш отчет избирателям.
|