Государственная контрактная система
Размещение государственных заказов, распределение поставляемой по ним
продукции, установление договорных цен на нее, заключение соответствующих
генеральных договоров осуществляют органы Государственной контрактной системы,
создаваемой с осени 1990 года на уровне союзных республик и Союза Сер на
базе органов Госснаба, Минторга и Агроснаба. Она выполняет в течение переходного
периода функции государственного посредника и обладает необходимыми для
этого полномочиями.
Органы Государственной контрактной системы отделяются от коммерческих
оптовых предприятий, действующих независимо. Взаимоотношения с этими предприятиями
строятся на коммерческой основе.
В составе Государственной контрактной системы создаются территориальные
органы с товарными отделами, непосредственно ведущими размещение госзаказов
и распределение продукции, а также подразделения, координирующие их деятельность
по материальному обеспечению госзаказов.
Объемы и состав госзаказов определяются республиканскими и союзными
органами контрактной системы.
Предлагается следующая схема организации работы органов Государственной
контрактной системы.
Предприятия, пользуясь услугами посреднических оптовых предприятий,
самостоятельно формируют портфели заказов и планы производства, размещают
заказы и заключают хозяйственные договоры. Если в итоге этой работы обнаруживается,
что 60
невозможно разместить заказы на какие-либо виды продукции или не удается
загрузить мощности, то есть не срабатывают рыночные отношения, они обращаются
в территориальные органы Государственной контрактной системы, сообщая им
соответствующие данные.
Таким образом. Государственная контрактная система работает по принципу
отклонений, не препятствуя развитию рыночных связей.
На уровне республиканских органов на основе этих данных определяется
объем и состав госзаказов, потребности республик во взаимных поставках.
Исходя из них, подготавливаются двухсторонние и многосторонние межреспубликанские
договоры.
На этой основе республиканские и территориальные органы осуществляют
работу по размещению госзаказов, установлению договорных цен и распределению
лимитов на материальные ресурсы. Работы проводится с участием производителей,
основных потребителей и оптовых посредников, представляющих интересы мелких
потребителей. Объем госзаказов должен быть, возможно, меньшим, чтобы не
угнетать развитие рыночных отношений.
На 1991 год органы контрактной системы наделяются правом в особых случаях
прекращать или приостанавливать действий заключенных ранее договоров между
предприятиями, когда в интересах народного хозяйства возникает необходимость
переориентации складывающихся товарных потоков.
Чтобы предотвратить необоснованные решения такого рода, предприятиям
предоставляется право оспорить их в арбитраже, который может либо отменить
решение органов контрактной системы, либо взыскать с них ущерб, причиненный
ими предприятию.
В первый период договорные цены, по которым реализуется продукция, производимая
по госзаказам, будет ниже рыночных, хотя и не должны отрываться от них
намного. Соответственно, для потребителей эта продукция тоже может быть
несколько дешевле, что будет заинтересовывать их в обращении к Государственной
контрактной системе. Но она может затем увеличить надбавку к цене за оказываемые
услуги вплоть до того, что для потребителя дешевле окажется приобрести
необходимые ресурсы на рынке.
Таким образом, описанный выше механизм формирования госзаказов “по отклонениям”
плюс политика договорных цен будут стимулировать расширение сферы рыночных
отношений и сокращение объема госзаказов, в конечном счете, до величины
закупок, необходимых непосредственно государству и финансируемых из бюджета.
Через Государственную контрактную систему может также осуществляться
контроль за производителями-монополистами посредством регулирования цен
на их продукцию и принудительного прикрепления потребителей.
|