Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимы предпосылки,
которые должны быть созданы в течении переходного периода. Они образуют
каркас, принципы функционирования новой экономической системы.
1) Максимальная свобода экономического субъекта (предприятия,
предпринимателя). Признание важной социальной роли наиболее активных, квалифицированных
и талантливых людей - рабочих, крестьян, предпринимателей и организаторов
производства, всемерное поощрение предпринимательства.
2) Полная ответственность экономического субъекта за результаты
хозяйственной деятельности, опирающаяся на юридическое равноправие всех
видов собственности, включая частную. Смысл собственности в том и состоит,
чтобы ясно определить кто несет имущественную ответственность за результаты
хозяйствования, найти в ходе развития экономики для каждой из форм собственности
сферу наиболее эффективного применения, избавить государство от несвойственных
ему функций.
Только на основе новых отношений собственности может быть решена проблема
долгосрочной заинтересованности предприятий и граждан в обеспечении оптимальных
пропорций потребления и накопления, в обновлении и наращивании производственного
потенциала, в повышении эффективности капитальных вложений. Доходы от собственности
признаются законной категорией доходов.
3) Конкуренция производителей как важнейший фактор стимулирования
хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества
продукции в соответствии с запросами потребителей, снижение издержек и
стабилизации цен. Развитие здоровой конкуренции требует демонополизации
экономики, формирования соответствующей структуры производства, обеспечивающей
присутствие на рынке достаточного числа производителей каждого вида товаров,
свободного входа на рынок любого экономического субъекта, государственной
поддержки конкуренции и предупреждения монополистической практики.
4) Свободное ценообразование. Рыночные механизмы могут эффективно
функционировать только в том случае, если подавляющее большинство цен устанавливается
на рынке свободно, балансируя спрос и предложения. Государственный контроль
за ценами допустим только в ограниченной сфере и без грубого нарушения
законов рыночного ценообразования, которое неизбежно ведет к дефициту.
5) Распространение рыночных отношений на те сферы, где они показывают
более высокую эффективность в сравнении с государственными и иными формами
регулирования. Отсюда следует необходимость дополнения товарного рынка
рынком рабочей силы и финансовым рынком, которые обеспечивают высокую мобильность
общественных ресурсов и их быстрые перемещения в сферы более рационального
применения, стимулируют накопление и научно-технический прогресс.
Вместе с тем в экономике сохраняется значительный нерыночный сектор,
включающие те виды деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно
коммерческим критериям (оборона, часть здравоохранения, образования, науки,
культуры).
6) Открытость экономики, ее последовательная интеграция в систему
мирохозяйственных связей. Принцип состоит в том, что любой экономический
субъект вправе осуществлять внешнеэкономические операции. Иностранные юридические
и физические лица на равных условиях со всеми производителями действуют
на внутреннем рынке в соответствии с установленным законодательством и
общепринятыми международными нормами.
7) Важнейшей задачей государственной власти на всех уровнях и, в первую
очередь, на республиканском и местном является обеспечение высокой степени
социальной защищенности граждан, понимаемой с одной стороны, как предоставление
всем гражданам разных возможностей в том, чтобы своим трудом обеспечить
себе достойную жизнь, а с другой стороны, как государственная поддержка
нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.
8) Все органы государственной власти отказываются от прямого участия
в хозяйственной деятельности (за исключением некоторых специфических
областей). Однако рынок обеспечивая высокую экономическую эффективность
производства, нуждается в государственном и общественном регулировании
в точки зрения упреждения тех негативных последствий, которые могут порождаться
его неконтролируемым функционированием, таких, как нестабильность производства,
чрезмерная имущественная и социальная дифференциация, неравномерность развития
отдельных регионов. Государство осуществляет макроэкономическую политику
и содействует формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности,
прежде всего на направлениях, соответствующим общественным интересам.
|