Экономическая политика 1985-1990 годов
В 1985 году было верно выбрано направление экономических преобразований
(децентрализация, усиление мотивации к труду), однако длительное отсутствие
программы радикальных реформ, половинчатость принимаемых решений и некомпетентность
руководящих органов управления экономикой лишь обострили кризисные явления.
Особый вред принесла денежная и кредитно-финансовая политика правительства.
Эскалация государственных расходов при сохранении неизменной структуры
производства привела, по сути, к ликвидации потребительского рынка. К1985
году в экономике СССР уже был накоплен значительный инфляционный потенциал,
не находивший проявления в силу жесткости финансовой системы. Однако в
ХII пятилетке этот потенциал резко возрос, и виной тому - вопиющая некомпетентность
и безответственность руководства финансовых органов. Если за 1981 -1985
годы учтенный внутренний государственный долг возрос на 37,8 млрд. рублей,
то за последующие 5 лет его прирост составит не менее 400 млрд. рублей.
Учитывая, что к концу 1989 года чистый внешний долг СССР увеличивался более,
чем в 2 раза по сравнению с уровнем 1984 года, можно сделать вывод - последние
годы государство, по сути, “живет в долг” и уже находится на грани банкротства.
Политика “ускорения”, предусматривавшая опережающее развитие машиностроения
в рамках прежних структурных приоритетов, обострила макроэкономическую
несбалансированность.
Дополнительные финансовые ресурсы, полученные за счет эмиссии, накачивались
в инвестиционную сферу, и без того отличавшуюся гипертрофированными масштабами.
Подавляющая часть дополнительных капвложений омертвилась в незавершенном
строительстве и в неэффективных производствах, вызвав мощную инфляционную
волну. Начиная с 1988 года, ситуацию в капитальном строительстве можно
охарактеризовать как инвестиционный кризис, преодолеть который никакие
ассигнования уже не помогают. Наиболее значительно снизился ввод в действие
объектов социально-культурной сферы, срываются планы жилищного строительства.
Резкое увеличение централизованных расходов на социально-культурные
мероприятия хотя и было ориентировано на повышение уровня жизни широких
слоев, на деле имело обратный эффект, так как также целиком финансировалось
путем эмиссии. В этих условиях номинальный рост доходов населения немедленно
“съедается” инфляцией и одновременно усиливается дефицит (см. Приложение).
Немалые потери понес государственный бюджет в ходе антиалкогольной компании,
а также из-за изменения конъюнктуры рынка мирового рынка нефти. Крупных
затрат потребовала ликвидация технологических катастроф (Чернобыль) и стихийных
бедствий. Не менее серьезным фактором дестабилизации финансовой системы
стал неконтролируемый рост остатков денежных средств на счетах фондов экономического
стимулирования (ФЭС) предприятий, начавшийся в 1986 году.
Особенно быстро - почти в 10 раз - за это время выросли средства фонда
развития производства (ФРП). Втрое увеличились остатки средств по фонду
материального поощрения (ФМП) и фонду социально-культурных мероприятий
и жилищного строительства (ФСКМ). Давление этих денег испытывают все рынки,
и прежде всего рынок средств производства. Основная причина такого положения
- сохранение “мягких” бюджетных ограничений при отказе государства от изъятия
свободного остатка прибыли предприятий.
* Примечание: Опережающий
рост денежной массы (М3, обслуживающей и наличный, и безналичный оборот)
по сравнению с ростом ВНП - концентрированное выражение экономической полититкии
последних лет и источник сегодняшнего финансового кризиса. На графике хорошо
видно, как ускорился рост денежной массы после 1987 года (падение М3 в
1986 году связано с изменениями методологии счета).
Инфляционное финансирование дополнительных расходов государства при
отсутствии объективной статистической информации позволило некоторое время
поддерживать иллюзию перемен. И тем сильнее социальное недовольство сейчас,
в период жесточайшего финансового кризиса. Контроль за ростом денежной
массы в сегодняшних условиях уже невозможен без чрезвычайных мер.
Эти ошибки в экономической политике были сделаны на фоне непоследовательных,
половинчатых действий по изменению отдельных элементов сложившейся системы
хозяйствования, нередко идущих дальше внешнего слоя проблем.
В течение полугода Правительство предложило по сути две, принципиально
различающиеся программы реформ, из которых ни одна не вызвала доверия,
и обе оказались непригодными для практической реализации.
Как ни парадоксально, но этап 1985 - 1990 годов был объективно необходим
обществу для создания бесперспективности существующей социально-экономической
системы и выработки программы перехода к иной модели развития. Значительная
инерционность общественного развития не позволяет избежать периода “переоценки
ценностей”, а накопленные в это время знания, идеи необходимы для последующих
реформ.
Необходимость немедленно определить принципиальное направление экономической
реформы, принять программу действий и приступить к ее реализации диктуется
рядом обстоятельств:
-
снижение темпов роста промышленного производства, начавшееся в конце 1988
года, перешло в экономический спад, который углублялся с каждым месяцем;
-
ситуация в финансовой сфере вышла из-под контроля; бюджетный дефицит, внутренний
государственный долг и объем денежной массы увеличиваются с ускорением;
-
внешнеэкономическое положение страны продолжает ухудшаться, платежеспособность
государства обеспечивается уже за счет использования резервов, объемы которых
неуклонно сокращаются;
-
потребительский рынок почти полностью вытеснен нормированным распределением
товаров и “черным рынком”, социальная напряженность достигла предела;
-
органы государственного управления республиканского, областного и районного
уровня, предприятия в отсутствие программы экономической реформы вынуждены
искать выход из сложившейся ситуации в одиночку, что порождает центробежные
тенденции и усугубляет кризис.
|