[Начальная страница] [Карта сервера] [Публикации] [Программа "500 дней"]
Программа "500 дней"
 Раздел I. 
Концепция программы перехода на рыночную экономику 
как основа экономического союза суверенных республик
3. Экономический союз суверенных республик*
*Примечание: Текст данного параграфа дословно согласован с представителями республик, принимавших участие в работе над Программой, и в некоторых моментах может расходиться с положениями других разделов Программы.

Стремление народов к экономическому и политическому суверенитету нашло свое выражение в принятии Деклараций о государственном суверенитете (независимости) республик и законодательных актов, закрепляющих их самостоятельность.

Попытки повернуть события вспять исторически бесперспективны, суверенные республики считают своей общей целью коренное преобразование унитарных политических и социально-экономических структур.

В то же время процессы трансформации национально-государственного устройства СССР, позитивные в своей основе, сопровождаются острыми конфликтами и значиткльными экономическими потерями. Ситуация, в которой ни союзные органы управления, ни республиканские правительства не обладают полнотой власти, необходимой для проведения экономической политики, крайне опасна для экономики, функционирующей как централизованно управляемая система.

Осознавая сходсство основных проблем социально-экономического развития, учитывая сложившиеся производственные, финансово-кредитные, торговые и другие связи, а также необходимость согласованных действий в осуществлении экономических реформ, суверенные государства

Договариваются о создании нового Экономического Союза. Это позволит остановить процесс распада межреспубликанских хозяйственных связей, придать механизмам экономической интеграции принципиально новую основу - добровольность и учет интересов всех республик.

Целью Экономического Союза является обеспечение благосостояния всех народов, развитие и обогащение национальных культур, реализация принципов общечеловеческих ценностей через создание эффективной рыночной экономики и экономическую интеграцию республик, основанную исключительно на взаимном интересе и равноправном партнерстве.

В основу Экономического Союза Закладываются следующие принципы:

1. Экономический Союз основан на началах равенства членов Союза - суверенных государств, добровольно в него вступающих.

2. Основа экономики - предприниматель, предприятие, приумножающие свою собственность и тем самым национальное богатство. Основная роль государства в экономике заключается в проведении макроэкономической политики, формировании рыночной инфраструктуры и обеспечении социальной защищенности граждан.

3. Все суверенные государства, вступающие в Экономический Союз, создают единое экономическое пространство и проводят согласованную политику по формированию условий для свободной предпринимательской деятельности всех хозяйствующих субъектов (предприятий, коммерческих организаций, частных лиц), по защите рынка.*

* Примечание: В переходный период запрещается использование каких-либо торговых ограничений по обмену важнейшими товарами. Перечни, предельные цены и объемы товаров, свободно реализуемых на общественном рынке, определяется всеми республиками в отдельном Соглашении.

4. Условием членства в Союзе является принятие на себя республикой определенных обязательств в полном объеме, вытекающих из Договора о создании Экономического Союза. Государство, не берущее на себя выполнение обязательств в полном объеме может получить при согласии всех членов Союза статус ассоциированного члена или наблюдателя. Члены Союза сохраняют право свободного выхода из него. Государства-участники, нарушающие правила Договора могут быть исключены из Союза.
 

Экономический суверенитет республик - членов Союза

Субъектами государственного регулирования экономики являются союзные республики и Союз, в соответствии с полномочиями, переданным ему республиками. Органы управления Экономического Союза действуют в соответствии с полномочиями, переданным им республиками.

Суверенные республики имеют исключительное право на законодательное регулирование владения, пользования и распоряжения всем национальным богатством, находящимся на их территории. Земля, ее недра, внутренние и территориальные воды, континентальный шельф, воздушное пространство и другие природные ресурсы, созданный экономический и научно-технический потенциал является собственностью их народа, материальной основой государственного суверенитета республик. Суверенные республики имеют право на свою долю в созданном на момент заключения Договора общесоюзном богатстве (в том числе в алмазном, валютном и золотом запасе Союза).*

*Примечание: В скобках - дополнение, предложенное отдельными республиками.

Функции и полномочия членов Союза

Все функции и полномочия членов Союза реализуются исходя из принципа верховенства законодательств суверенных республик и эффективного разделения функций республиканского и союзного управления. В соответствии с этим суверенные государства несут основную ответственность за экономическое развитие своих территорий и осуществляют основанную на разделении компетенции республик и Союза экономическую политику, самостоятельно формируют структуру управления народным хозяйством.

Республики - члены Экономического Союза вырабатывают основы общей экономической политики и совместно принимают законодательство, регулирующее систему межреспубликанских отношений, определяют порядок разрешения хозяйственных споров и конфликтных ситуаций, проводят единую политику пенсионного обеспечения и занятости, согласовывают свои действия по обеспечению социальных гарантий гражданам. Для совместного управления теми сферами деятельности, которые объективно требуют проведения единой экономической политики, они создают органы управления Союза.

В общих интересах социально-экономического развития республики делегируют создаваемым ими органам управления Союзом следующие полномочия:

1. Создание экономических условий для поддержания обороноспособности, обеспечения государственной безопасности Союза и борьбы с организованной преступностью.

2. Разработка перспективных прогнозов экономического и социального развития страны, формирование и реализация крупных народнохозяйственных программ общесоюзной значимости.

3. Реализация согласованной кредитно-денежной и валютной политики, направленной на укрепление покупательной способности рубля. Недополучение ограничений на движение денежных ресурсов внутри Союза.

4. Разработка и введение единых таможенных правил, обеспечивающих защиту общесоюзного рынка. Недопущение использования квот, ограничений или таможенных барьеров на пути движения согласованного перечня товаров внутри Союза.

5. Регулирование в общесоюзном масштабе цен на ключевые виды сырья, продукции, товаров и услуг, круг которых согласовывается всеми субъектами Экономического Союза.

6. Разработка стратегии внешнеэкономической политики .Формирование и использование общесоюзного валютного фонда, выполнение обязательств Союза ССР перед международным сообществом.

7. Разработка и осуществление мер общесоюзного значения по обеспечению экологической безопасности населения.

8. Разработка и осуществление мер общесоюзного значения по реализации политики в сфере социальной защиты и обеспечения граждан.

9. Организация единой патентной и метрологической служб, службы единого времени, мер и весов, установление общесоюзных и внедрение международных стандартов, организация общесоюзной статистики и единой системы бухгалтерского учета.

10. Управление теми сферами деятельности и целевыми программами, которые по своему характеру требуют единого в масштабах Союза руководства, а именно:

  • важнейшими фундаментальными исследованиями; 
  • оборонными программами; 
  • единой экономической системой; 
  • магистральным железнодорожным и трубопроводным транспортом; 
  • атомной энергетикой; 
  • космическими системами и исследованиями; 
  • общесоюзной системой связи, информации и информатики; 
  • государственной общесоюзной системой по предупреждению и действию в чрезвычайных обстоятельствах. 
Государственные органы управления морским, рыболовецким (океанским) и воздушным транспортом передают свои полномочия вновь образуемым трансреспубликанским акционерным компаниям. Подобные компании по согласованию республик могут создаваться и в других сферах.

В целях решения общих для суверенных республик задач они образуют совместную собственность всех республик (союзную собственность). Решение вопросов о создании и управлении союзной собственностью осуществляется на договорной основе.

В своей деятельности по выполнению закрепленных за ними полномочий союзные органы управления и республики должны руководствоваться следующими основными требованиями:

1. Делегированные союзным органам управления полномочия не могут быть изменены без согласия всех субъектов Договора.

2. Субъекты Договора несут экономическую ответственность за нарушение принятых обязательств.

3. Делегированные союзным органам управления полномочия должны обеспечивать единообразную регламентацию экономического режима на основе антимонопольного законодательства, согласованных мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией, охрану интересов потребителей, регулирование и выравнивание стартовых условий перехода республик к рыночным отношениям.

Правовой основой новых экономических взаимоотношений между суверенными республиками служит настоящий Договор и разработанные в соответствии с ним законодательные и нормативные акты.
 

Органы управления Союзом

Структура органов управления Союзом в зависимости от их характера может формироваться на паритетном представительстве всех республик или по федеративному принципу их построения.
 

Членство в Экономическом Союзе

Членом Экономического Союза может быть республика, признающая основные принципы построения Союза и берущая на себя все соответствующие обязательства.

Если суверенное государство не принимает на себя какое-либо из согласованных всеми членами Союза обязательств, то оно получает статус ассоциированного участника Экономического Союза (наблюдателя) и пользуется правом участия в отдельных общесоюзных программах при условии и с момента внесения своей доли средств на их финансирование.

В случае желания одной из республик выйти из Экономического Союза ее высший орган управления обязан заблаговременно уведомить об этом всех членов Союза, при этом выходящая республика обязана гарантировать погашение долгов, выполнение заключенных договоров и других обязательств.
 

Бюджет Союза

Порядок формирования и использования бюджетов суверенных республик определяется законодательствами этих республик. Они самостоятельно разрабатывают и используют систему налогообложения, сборов и обязательных платежей. Все субъекты хозяйствования, юридические и физические лица, находящиеся на территории республик, производят отчисления (взносы и платежи) только в республиканские и местные бюджеты.

Бюджет Союза формируется путем передачи республиками финансовых средств для реализации делегированных Союзу полномочий. Взнос каждой республики в бюджет Союза определяется исходя из объема ее ВНП (национального дохода) либо ВНП на душу населения. Увязка величины взноса республики в союзный бюджет с размером ВНП на душу населения направлена на выравнивание стартовых условий перехода к рыночным отношениям для всех субъектов Экономического Союза. По согласованию между республиками этот взнос может устанавливаться в виде федерального бюджета.

В бюджете Союза предусматриваются следующие направления расходов (укрупненно):

  • оборона*; 
  • государственная безопасность*; 
  • борьба с организованной преступностью*; 
  • крупные природоохранные мероприятия; 
  • социальные и другие целевые программы общесоюзного значения; 
  • фонд регионального развития (и субвенций); 
  • фонд чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф; 
  • обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга СССР; 
  • внешнеэкономическая деятельность Союза; 
  • содержание органов управления Союза; 
  • финансирование фундаментальных научных исследований* 
  • резервный фонд. 
* Примечание: Общая сумма расходов по статье определяется с учетом расходов, которые республика добровольно берет на себя.

Республики - члены Экономического Союза по взаимной договоренности могут финансировать выполнение и иных экономических, научно-технических, социальных и экологических программ на двусторонней или многосторонней основе.
 

Валютный фонд Союза

Валютный фонд создается республиками с целью финансирования внешнеэкономической деятельности Союза в части делегируемых ему полномочий и формируется за счет взносов республик в размерах, определяемых на базе долей каждой из них в указанном фонде. Величина последнего определяется исходя из необходимости покрытия целого ряда затрат в валюте:

1. Обслуживание внешнего государственного долга СССР. Для этого его размер, а также согласованная доля в нем каждой из республик формируется по состоянию на дату, определенную в Договоре (обслуживание внешнего государственного долга СССР осуществляется всеми республиками в согласованном порядке. Для этого его общий размер фиксируется по состоянию на дату, определенную в Договоре. Ассоциированным членам Союза фиксируется их доля и определяется порядок его погашения)*.

* Примечание: В скобках - редакция, изложенная представителями Казахстана, Узбекистана и Киргизии.

2. Все новые займы осуществляются либо сообща, и тогда возникают затраты по обслуживанию внешнего долга Союза, либо отдельно. Во втором случае долг является внешним государственным долгом соответствующей республики и затраты по его обслуживанию ложатся только на нее.

3. Предоставление иностранным государствам займов и иной экономической помощи, а также заключение соглашений на получение такой помощи из иностранных источников от имени Союза требуют согласованного решения всех республик.

4. Выполнение ранее принятых внешнеэкономических обязательств , обязательств по взносам в международные организации, банки и фонды осуществляется в порядке, аналогичном указанному в п. 1,2.

5. Импорт для реализации общих программ, содержание загранучреждений и ряд других расходов осуществляются исходя из потребности в указанных расходах и финансируются республиками в тех же долях.

Общесоюзные валютные резервы создаются на уровне, достаточном для гарантирования существующего внешнего долга СССР и новых общесоюзных программ.
 

Экономический Союз и реформа

Суверенные государства - члены Союза не видят иного пути преодоления кризиса социально-экономической системы, кроме радикальной экономической реформы, основанной на создании рыночной экономики.

Они констатируют невозможность улучшения сложившегося положения при существующей структуре управления народным хозяйством СССР. Структура органов управления Союза должна быть создана в соответствии с изложенными принципами создания Экономического Союза.

Каждая суверенная республика самостоятельно на основе согласования концепции разрабатывает комплекс мероприятий по переходу к рыночным отношениям, определяет последовательность шагов в становлении рыночной экономики. С учетом специфических условий республики устанавливают наиболее эффективные способы использования производственно-экономического потенциала, осуществляют структурные преобразования, создают основные рыночные структуры. Вместе с тем успешное проведение экономической реформы возможно только на основе эффективной координации действий всех республик.

Основой согласованных действий государств - членов Экономического Союза должна стать Программа перехода к рыночной экономике, а разработанные на ее основе типовые проекты законодательных и нормативных актов могут использоваться при подготовке соответствующего республиканского законодательства. Для реализации Программы при Президенте СССР создается межреспубликанский экономический комитет.
 

О приложениях к Договору об Экономическом Союзе

Вместе с заключением Договора о создании Экономического Союза его участники подписывают ряд соглашений, регламентирующих формы и механизмы согласования экономической политики государств - членов Экономического Союза, в том числе:

1. О создании резервной Системы Союза и проведения единой денежно-кредитной политики.

2. О бюджете Союза.

3. О налоговой политике.

4. О таможенной политике в Союзе.

5. О валютном фонде Союза и валютной политики.

6. О поставках и работах для общесоюзных нужд.

7. О межреспубликанских поставках.

8. О пенсионном фонде Союза

9. О фонде занятости Союза.
 

Содержание 

Раздел I. Концепция программы перехода на рыночную экономику как основа экономического союза суверенных республик

Глава 1. Социально-экономическая ситуация

Глава 2. Цели реформы и принципы новой экономической системы

Глава 3. Экономический Союз суверенных республик

Глава 4. Логика и этапы перехода на рыночную экономику

Глава 5. Механизмы поддержания стабильности производства в переходный период
 

Обсуждение программы

См. также: Программа "500 дней"
 

[Начальная страница] [Карта сервера] [Публикации] [Программа "500 дней"]
info@yabloko.ru