[Начальная страница] [Карта сервера] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа "500 дней"] [Программа "400 дней доверия"]
Г.А.Явлинский, А.Ю.Михайлов, М.М.Задорнов
400 дней доверия
Москва, 1990 год

400 ДНЕЙ

При разработке программы была сделана попытка реализовать основные требования к ней — конкретность во времени, достижение результатов в сроки, вызывающие понимание и доверие населения. Поэтапная развернутость этой концепции позволяет сделать ее технологичной и синхронизировать мероприятия отдельных ведомств.

В результате осуществления предлагаемых мероприятий за достаточно короткий срок, например 400 дней (рис. 1,2), может быть создан генотип новой экономической системы, которая сможет в дальнейшем развиваться сама, без чрезвычайных усилий со стороны государства.

1 ЭТАП — ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (50 ДНЕЙ)

1-й день

Выступление президента с программой реформ; начало разъяснительной кампании и проведения ряда предварительных мер:

– декларация равенства прав физических и юридических лиц (в том числе иностранных) на любую хозяйственную деятельность, кроме запрещенной законом;

– объявление порядка передачи (реализации) части жилищного и земельного фондов в собственность граждан; разъяснение форм и порядка денационализации основных фондов, и в том числе режима принудительного перевода на краткосрочную аренду;

– предоставление гарантий прав собственности юридических и физических лиц (советских и иностранных) на любой вид имущества, включая средства производства, землю, жилье, кроме оговоренного круга объектов исключительной государственной собственности;

– исключение из уголовного и административного законодательства статей, касающихся части хозяйственных преступлений (спекуляция, коммерческое посредничество и т.д.); амнистия осужденных по этим статьям с одновременным сообщением об увеличении ассигнований на борьбу с преступностью, направленную против личной собственности и собственности граждан; о мерах по обеспечению общественной безопасности;

– предупреждение о предстоящей налоговой реформе.

Через средства массовой информации проводится разъяснение целей программы и тех выгод, которые получит население в результате ее реализации. Необходимо заявить и о временных отрицательных последствиях, которые будут на промежуточных этапах реформы (инфляция, безработица) и об их неизбежности; сослаться на опыт преоделения кризисов в США, в послевоенной Европе, в сегодняшней Польше.

С 1-го по 50-й день

Ревизия (оценка) национального богатства по основным его видам:

1. Экспертная оценка (с использованием данных незавершенной переоценки) стоимости основных производственных фондов — в отраслевом и территориальном разрезах.

2. Оценка стоимости непроизводственных основных фондов, и в первую очередь — жилищного фонда страны с дифференциацией по степени благоустроенности и уровню износа.

3. Выбор методологии определения цены земли.

4. Ревизия имущества всех общественных организаций.

5. Ревизия золотого (и драгметаллов) запаса страны.

6. Ревизия советских депозитов в зарубежных банках и государственной собственности СССР за границей (включая собственность общественных организаций и отдельных лиц).

7. Подведение итогов инвентаризации незавершенного производственного строительства.

8. Уточнение объемов и структуры стратегических запасов.

9. Выявление и оценка объемов излишков некоторых видов государственного имущества, прежде всего: легкового и грузового автотранспорта; военного имущества; части непроизводственных основных фондов (нежилые помещения, административные здания и т.д.).

Уточнение размеров внешнего и внутреннего государственного долга, объема и структуры денежной массы, платежных и внешнеторговых балансов; баланса денежных доходов и расходов населения; объема и структуры кредитных ресурсов.

Выбор тактики проведения радикальной экономической реформы.

С 10-го дня

Объявление о предстоящей отмене субсидий и дотаций предприятиям, разъяснение новых форм взаимоотношений последних с государством.

Начало процесса денационализации на основе символической реализации (за небольшую плату) либо безвозмездной передачи (пенсионерам, малообеспеченным семьям) части жилищного и земельного фонда страны, а именно:

– жилищного фондов ЖСК (безвозмездно с правом последующей продажи квартир);

– квартир в блочных домах постройки 1950–1960 гг. и равноценных им по уровню благоустройства и степени износа (за символическую плату от 200–300 до 1 тыс. руб.);

— предоставление в собственность колхозникам и рабочим совхозов приусадебных участков размером от 0,15 до 0,4 га в зависимости от местных условий (возможно— за небольшую плату);

— выкуп за символическую (200–300 руб.) плату членами садовых товариществ и дачных кооперативов своих участков земли размером 0,06 га с дифференциацией цены участков в зависимости от размера, расположения.

Снятие ограничения на выкуп остальной части жилищного фонда квартиросъемщиками — но уже за полную цену, с учетом износа; предоставление права пользователям дачных участков выкупа земли по реальной цене и с ограничениями на общую площадь участка (в зависимости от местных условий).

Реализация мелких и средних предприятий следующих отраслей и сфер народного хозяйства:

– розничной и мелкооптовой торговли;

– бытового обслуживания населения и части иных платных услуг (туризм, гостиничное хозяйство и др.);

– общественного питания;

– подрядных строительных организаций;

– автомобильного транспорта;

– убыточных совхозов и подсобных хозяйств крупных промышленных предприятий;

– пищевой, легкой промышленности, промышленности стройматериалов, деревообрабатывающей;

– полиграфической промышленности;

– предприятий других отраслей промышленности с числом занятых менее 300 человек;

– большей части предприятий материально-технического снабжения.

Предоставление налоговых, кредитных и иных льгот мелким и средним денационализированным предприятиям, снятие препятствий для иностранных инвестиций в этот сектор.

Переход к свободному ценообразованию для негосударственного сектора экономики (для сдерживания роста цен использовать механизм обязательного уведомления о повышении цен за 20–40 дней; установление практики “замораживания” цен на 1–2 месяца с момента выкупа предприятия — имея в виду, что на следующих этапах реформы свободное ценообразование станет нормой для всей экономики).

Проведение налоговой реформы, предусматривающей:

– единые ставки налогообложения прибыли юридических лиц с использованием антиинфляционных и антимонопольных вариантов формирования ставок налога;

– прогрессивную шкалу налогообложения в зависимости от уровня рентабельности (?);

– повышение цен только после предупреждения государственных органов за 1–2 месяца и уплата определенного прогрессивного налога за увеличение цен;

– введение государством предельного индекса цен на определенные виды продукции с жестким прогрессивным налогом за его превышение;

– прогрессивное налогообложение доходов физических лиц, шкала которого должна быть более жесткой в сравнении с налогообложением юридических лиц;

– налогообложение имущества, находящегося в личной собственности (сверх определенного уровня); уточнение ставок земельного налога, налога на наследство и дарение; и, напротив, льготное налогообложение производственных фондов, находящихся в частной собственности;

– жесткие санкции за уклонение от уплаты налогов; создание эффективной налоговой инспекции;

– налог на новое производственное строительство (временно);

– возможное увеличение ставок косвенных налогов на некоторые потребительские товары с целью изъятия в бюджет части денежных средств населения и предприятий путем роста цен до уровня, балансирующенго спрос и предложение.

С 30-го дня

Отмена субсидий и дотаций убыточным предприятиям, в том числе колхозам и совхозам.

Реализация неустановленного оборудования со складов производственных строек, предназначенных к консервации.

Продажа основных и оборотных фондов, земли колхозов и совхозов – банкротов.

Свободная реализация акций крупными предприятими ряда отраслей экономики.

На подготовительном этапе реформы случаи полного выкупа предприятий, по-видимому, будут единичными; основные усилия должны быть направлены на законодательное и организационное обеспечение широкого разгосударствления на II этапе.

Наконец, в первые 30 дней начинаются переговоры с Западом о получении льготных кредитов, субсидий, об отсрочке платежей. Для обучения за границу с конкретными задачами направляются группы специалистов. Начинается формирование материальных и финансовых резервов на государственном (республиканском) и региональном уровнях.

Законодательное обеспечение

Издание пакета президентских указов, среди них:

– о банках; о Государственном банке;

– об акционерных компаниях;

– о предпринимательстве;

– о формах и порядке разгосударствления;

– о банкротстве;

– о единой системе налогообложения.

Вносятся изменения в следующие законодательные акты:

– Закон о государственном предприятии;

– Основы законодательства СССР об аренде;

– Закон о собственности (с включением в него четкой системы гарантий собственности физических лиц);

– Закон о земле; законодательство о бюджете;

– жилищное законодательство.

Организационное обеспечение следующих этапов программы

1. Создание институционной системы оценки и приватизации государственной собственности (особо и в первую очередь – земельный фонд и жилищный фонд);

2. Организация фондовой биржи, оснащение ее соответствующим электронным оборудованием; единого Государственного акционерного фонда или нескольких фондов на региональной основе, либо нескольких государственных банков-холдингов;

3. Реорганизация всей системы сбора и обработки статистической информации – с созданием подсистемы для обеспечения реформы.

4. Реорганизация всей системы профессионального обучения и переподготовки – с выделением перспективных специальностей.

5. Приглашение зарубежных специалистов для экспертизы, организации рыночного регулирования и др. – по направлениям реформы.

6. Создание службы контроля и прогнозирования социально-экономических процессов.

7. Разработка гарантий минимума социальной защищенности всем гражданам по следующим направлениям (рис. 3):

– определение минимального потребительского бюджета, соответственно ему минимальной заработной платы, пенсий и пособий;

– разработка карточной системы на товары первой необходимости и системы ее обеспечения;

– создание фонда трудоустройства и помощи по безработице;

– проведение индексации доходов.

II ЭТАП РЕФОРМЫ — РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ (50–180-й ДНИ)

Основное содержание данного этапа — широкая реализация государственной собственности, создание негосударственного сектора в экономике и резкое сокращение объемов накопленного (“отложенного”) денежного спроса. При этом важно переключить этот спрос с рынка потребительских товаров на выкуп государственного имущества и земли.

Программа предусматривает многообразие форм (рис. 4, табл. 1) разгосударствления собственности: разовый выкуп, продажу в рассрочку, аренду с последующим выкупом, акционизацию, иностранные инвестиции (см. прилож. 2).

В непосредственном подчинении органов Совета Министров СССР и союзных республик остаются предприятия следующих отраслей: электроэнергетики; железнодорожного, трубопроводного транспорта; связи; ряда подотраслей оборонного комплекса.

При этом сохраняется государственный заказ на продукцию, поставляемую на экспорт в соответствии с долгосрочными международными и двусторонними договорами СССР.

Предприятиям указанных отраслей предоставляется право выпуска акций с сохранением контрольного пакета (51%) у государства; акционерам же предоставляются льготы (ценовые скидки, льготное обслуживание и др.). Определенная часть привлеченных денежных средств (50–70%) остается в распоряжении предприятий.

Уже на данном этапе следует стремиться к максимальной глубине процесса приватизации — созданию акционерных компаний с минимально возможной долей государственного акционерного капитала; полному выкупу основных фондов мелких и средних предприятий. По возможности следует избегать промежуточных этапов, изначально менее эффективных форм хозяйственной деятельности. В частности, необходимо избавиться от иллюзий относительно различных форм коллективной собственности в промышленности и на транспорте, включая аренду предприятий трудовыми коллективами — использование таких форм организации хозяйственной деятельности, по-видимому, нужно считать вынужденной мерой, промежуточным этапом преобразования собственности.

Соответствующим образом должна строиться и политика денационализации — аренда предприятий трудовыми коллективами применяется только в случае невозможности их реализации физическим или юридическим лицам, она должна быть краткосрочной, с высокой арендной платой и предусматривать выкуп фондов (возможно — в рассрочку).

С 50-го дня

Реализация акций через банковскую систему, фондовую биржу.

Консервация до 50% всего незавершенного строительства; реализация этих объектов (в первую очередь законченных строительством отдельных объектов зданий, неустановленного оборудования и запасов материальных ценностей на консервируемых стройках) в той или иной форме физическим и юридическим лицам, включая иностранных инвесторов.

Резкое увеличение объемов рыночной реализации стройматериалов за счет их переориентации с производственного строительства.

50—70-й дни. Банковская реформа

Завершение бюджетной реформы, направленной на обеспечение текущей сбалансированности госбюджета.

70–120-й дни

Развитие процессов разгосударствления, продолжение формирования материальных и финансовых резервов.

Со 120-го дня

Расширение предложения на рынке государственного имущества, если интенсивность процесса разгосударствления недостаточна, а именно:

— снижение цен на реализуемое государственное имущество, льготные условия его продажи (в рассрочку, с низким процентом и т. д.);

— введение налоговых и кредитных льгот на определенный период после приватизации;

— реализация (в том числе и на аукционах) излишков определенных видов государственного имущества, прежде всего:

а) легкового и грузового автотранспорта;

б) военного имущества;

в) части непроизводственных фондов — административных зданий, нежилых помещений и др.;

— увеличение доли квартир, реализуемых за плату, в общем объеме ввода нового жилья;

— реализация физическим и юридическим лицам, на селе — в первую очередь самим работникам хозяйств основных фондов государственных предприятий-банкротов (в том числе и совхозов);

— выделение земли для ее реализации крестьянским семьям, садовым и дачным кооперативам (товариществам), под гаражи и т.д.

Эти меры могут применяться в различной последовательности в зависимости от местных условий. Часть денежных накоплений можно также аккумулировать за счет реализации облигаций государственного займа и на валютных аукционах (с допуском на них физических лиц).

Законодательное обеспечение

Утверждение Верховным Советом изменений в трудовом законодательстве, форм и порядка помощи в связи с безработицей, источников финансирования Фонда трудоустройства.

Принятие временного положения о государственном заказе.

Введение антимонопольного законодательства.

Утверждение положения о министерствах, о полномочиях Совета Министров СССР, о центральных экономических органах.

Утверждение списков запрещенных к экспорту товаров, новых таможенных правил и к концу этого этапа (до 180 дней) отмена практики лицензирования экспорта.

Принятие закона об иностранных инвестициях в СССР и свободных экономических зонах.

Утверждается положение о государственных инспекциях.

Организационное обеспечение

Ликвидация (укрупнение) отраслевых министерств (50–100-й дни).

Создание государственных инспекций – экологической, по охране труда, санитарной – с подчинением их Верховному Совету СССР (на основе полной реорганизации существующих служб).

Реорганизация Государственного арбитража в систему независимых хозяйственных судов (первоначально — подчинение Верховному Совету).

Пересмотр функций Госплана, Госкомтруда, Госснаба и других центральных экономических ведомств.

Придание системе бюро по трудоустройству населения функций биржи труда, с обеспечением соответствующих информационных каналов.

III ЭТАП РЕФОРМЫ — ЗАПУСК РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА (180–300-й ДНИ)

Критерием перехода к III этапу реформы является достижение определенной степени готовности экономики к действию в рыночных условиях — условно можно принять сумму реализации государственного имущества в 70–100 млрд руб. (или около 1/2 излишнего денежного спроса) как достаточную для создания большого числа субъектов рыночных отношений и четкой тенденции к восстановлению сбалансированности основных рынков (прежде всего, потребительского).

Если процесс приватизации не набирает достаточных масштабов (объем реализации государственного имущества к 180 дню менее 30–40 млрд руб.), вводятся меры по резкому ограничению излишнего денежного спроса предприятий и населения:

– замораживание сбережений населения в Сбербанке на 200–300 дней с выдачей наличных средств на потребление в ограниченном масштабе (100 руб. в месяц) и в неограниченном — по специальным чековым книжкам – на производственное накопление;

– деноминация банкнот с обменом только после заполнения декларации с указанием источников доходов на суммы обмена свыше 3–5 тыс. руб.; на крупные суммы обмена (20–30 тыс. руб.) возможно введение налога;

– санация счетов предприятий и замораживание излишних денежных средств на счетах фондов стимулирования и др.;

– санация счетов кредитных учреждений (банков, оставшихся в государственной собственности,за исключением Госбанка СССР) и снятие с них на особые счета резервирования в Госбанке СССР излишних кредитных ресурсов;

– пересмотр Государственного бюджета (прежде всего, союзного) для сокращения расходов (прежде всего – в народном хозяйстве, на оборонный комплекс);

– ужесточение налоговой политики.

Проведение указанных мероприятий крайне нежелательно. Они могут вызвать социальную напряженность, снижение действенности экономических стимулов, потерю доверия правительству у населения и представителей мелкого бизнеса. Но, в случае срыва процесса разгосударствления, некоторые из этих мероприятий становятся необходимыми для перехода к III этапу реформы. В противном случае можно получить гиперинфляционные процессы, которые невозможно будет остановить без существенных социальных издержек.

Основное содержание этапа –  широкое развертывание крайне болезненного процесса структурной перестройки народного хозяйства на путях действия рыночных отношений. Структурная перестройка экономики выразится прежде всего в спаде производства в базовых отраслях экономики — топливно-энергетическом, химическом, металлургическом, машиностроительном комплексах и будет сопровождаться банкротством и закрытием средних и крупных предприятий этих отраслей с наименьшей эффективностью производства. Это вызовет большую волну безработицы.

Государство должно занять по отношению к этим процессам жесткую позицию — не мешать их развертыванию, так как шире и прочнее будет база для дальнейшего экономического роста. Объемы производства и цены на продукцию этих отраслей выйдут на экономически обоснованные уровни, и дальнейший экономический рост будет происходить в условиях внедрения ресурсосберегающих технологий со значительно меньшей долей производства промежуточной продукции. После спада производство в этих отраслях, видимо, довольно надолго стабилизируется.

Высвобожденные трудовые ресурсы необходимо сразу переподготавливать для работы в других сферах экономики. Цены на продукцию угольной, металлургической и некоторых других отраслей повысятся. Машиностроение в течение 1–2 лет резко увеличит выпуск потребительской продукции и на этой основе выйдет из кризиса.

Государство должно развивать инфраструктурные (транспорт, связь и др.) отрасли.

Структурная перестройка экономики должна произойти на основе действия рыночных методов. Это предполагает окончательную отмену государственных субсидий в отраслях материального производства (или на покупку их продукции) и отмену государственного контроля за ценами и объемами производства в них (за исключением небольшой законодательно утвержденной номенклатуры субсидируемых видов продукции).

При резком сокращении инвестиционной активности в производственной сфере заказы на продукцию базовых, топливно-сырьевых отраслей экономики также уменьшатся. Некоторое время они смогут еще работать друг на друга — за счет внутренних оборотов продукции; затем, когда эти резервы будут исчерпаны, произойдет резкий спад внутренних оборотов до уровня, обеспечивающего работу потребительского комплекса и инфраструктуры, и перестройка (насколько возможно) под их потребности.

Цены на продукцию топливно-сырьевых отраслей, видимо, несколько увеличатся на начальном этапе, затем будут снижаться на основе выведения неэффективных производственных мощностей и сокращения внутренних кругооборотов продукции.

Вместе с тем снятие контроля за ценами, во-первых, не будет тотальным: государственный контроль остается в части продукции, распределяемой по карточной системе, и некоторых других цен и тарифов. Во-вторых, для компенсирования населению роста цен заблаговременно вводится комплекс социальных гарантий.

Упор должен быть сделан в основном на натуральные гарантии (бесплатные услуги, карточная система и т.п.), а не на денежные. Индексация должна быть жесткой, чтобы не допустить развития процессов гиперинфляции. Таким образом, основная тяжесть реформы должна лечь на плечи не наименее обеспеченной части населения (как обычно предлагается в стабилизационных программах Международного валютного фонда), а в основном на средние и зажиточные слои.

IV ЭТАП — СТАБИЛИЗАЦИЯ (300-400-й ДНИ)

Критерием перехода к этому этапу может служить:

1) замедление падения производства в топливно-сырьевых отраслях экономики, достижение ими точки максимального падения объемов и наибольшей глубины кризиса;

2) определенный фиксированный день, например 300-й, в случае, если развертывание структурного кризиса затягивается, для того чтобы успеть развернуть стабилизационные программы правительства и прийти к окончанию срока действия программы с весомыми социальными результатами: существенным ростом производства потребительских товаров, снижением цен на них, перспективами дальнейшего экономического роста, обеспечением условий эффективного действия рынка, возможностью зарабатывать соответственно результатам, а не затратам труда и др.

Конкретные направления стабилизационных программ выяснятся в основном в ходе реформы. Основные цели этих программ:

– ликвидация важных диспропорций;

– экономические методы регулирования уровней цен, главным образом, потребительских;

– коррекция целевых социальных программ и др.

Материальные, финансовые и валютные ресурсы для проведения стабилизации частично должны быть накоплены в ходе реформы, частично — высвобождены и перераспределены в ходе структурного кризиса; могут быть привлечены также высвобожденные валютные ресурсы, помощь зарубежных государств и международных организаций.

Программа "400 дней доверия" в формате Adobe Acrobat (PDF) - 250 килобайт

Программа "400 дней доверия" в формате MS Word (DOC в архиве ZIP) - 64 килобайта

Содержание

Предисловие

Основные блоки реформы

Преобразование отношений собственности и создание системы свободного предпринимательства

Государственное регулирование экономики

400 дней

I этап – подготовительный (50 дней)

II этап реформы – разгосударствление собственности (50–180-й дни)

III этап реформы – запуск рыночного механизма (180–300-й дни)

IV этап – стабилизация (300–400-й дни)

Приложение 1

Приложение 2

Москва, 1990 год

Обсуждение программы

Программа "400 дней доверия" в формате Adobe Acrobat (PDF) - 250 килобайт

Программа "400 дней доверия" в формате MS Word (DOC в архиве ZIP) - 64 килобайта

[Начальная страница] [Карта сервера] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа "500 дней"] [Программа "400 дней доверия"]

info@yabloko.ru