400 ДНЕЙ
При разработке программы была сделана попытка реализовать основные
требования к ней — конкретность во времени, достижение результатов
в сроки, вызывающие понимание и доверие населения. Поэтапная развернутость
этой концепции позволяет сделать ее технологичной и синхронизировать
мероприятия отдельных ведомств.
В результате осуществления предлагаемых мероприятий за достаточно
короткий срок, например 400 дней (рис. 1,2), может быть создан
генотип новой экономической системы, которая сможет в дальнейшем
развиваться сама, без чрезвычайных усилий со стороны государства.
1 ЭТАП — ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (50 ДНЕЙ)
1-й день
Выступление президента с программой реформ; начало разъяснительной
кампании и проведения ряда предварительных мер:
– декларация равенства прав физических и юридических лиц (в том
числе иностранных) на любую хозяйственную деятельность, кроме
запрещенной законом;
– объявление порядка передачи (реализации) части жилищного и
земельного фондов в собственность граждан; разъяснение форм и
порядка денационализации основных фондов, и в том числе режима
принудительного перевода на краткосрочную аренду;
– предоставление гарантий прав собственности юридических и физических
лиц (советских и иностранных) на любой вид имущества, включая
средства производства, землю, жилье, кроме оговоренного круга
объектов исключительной государственной собственности;
– исключение из уголовного и административного законодательства
статей, касающихся части хозяйственных преступлений (спекуляция,
коммерческое посредничество и т.д.); амнистия осужденных по этим
статьям с одновременным сообщением об увеличении ассигнований
на борьбу с преступностью, направленную против личной собственности
и собственности граждан; о мерах по обеспечению общественной безопасности;
– предупреждение о предстоящей налоговой реформе.
Через средства массовой информации проводится разъяснение целей
программы и тех выгод, которые получит население в результате
ее реализации. Необходимо заявить и о временных отрицательных
последствиях, которые будут на промежуточных этапах реформы (инфляция,
безработица) и об их неизбежности; сослаться на опыт преоделения
кризисов в США, в послевоенной Европе, в сегодняшней Польше.
С 1-го по 50-й день
Ревизия (оценка) национального богатства по основным его видам:
1. Экспертная оценка (с использованием данных незавершенной переоценки)
стоимости основных производственных фондов — в отраслевом и территориальном
разрезах.
2. Оценка стоимости непроизводственных основных фондов, и в первую
очередь — жилищного фонда страны с дифференциацией по степени
благоустроенности и уровню износа.
3. Выбор методологии определения цены земли.
4. Ревизия имущества всех общественных организаций.
5. Ревизия золотого (и драгметаллов) запаса страны.
6. Ревизия советских депозитов в зарубежных банках и государственной
собственности СССР за границей (включая собственность общественных
организаций и отдельных лиц).
7. Подведение итогов инвентаризации незавершенного производственного
строительства.
8. Уточнение объемов и структуры стратегических запасов.
9. Выявление и оценка объемов излишков некоторых видов государственного
имущества, прежде всего: легкового и грузового автотранспорта;
военного имущества; части непроизводственных основных фондов (нежилые
помещения, административные здания и т.д.).
Уточнение размеров внешнего и внутреннего государственного долга,
объема и структуры денежной массы, платежных и внешнеторговых
балансов; баланса денежных доходов и расходов населения; объема
и структуры кредитных ресурсов.
Выбор тактики проведения радикальной экономической реформы.
С 10-го дня
Объявление о предстоящей отмене субсидий и дотаций предприятиям,
разъяснение новых форм взаимоотношений последних с государством.
Начало процесса денационализации на основе символической реализации
(за небольшую плату) либо безвозмездной передачи (пенсионерам,
малообеспеченным семьям) части жилищного и земельного фонда страны,
а именно:
– жилищного фондов ЖСК (безвозмездно с правом последующей продажи
квартир);
– квартир в блочных домах постройки 1950–1960 гг. и равноценных
им по уровню благоустройства и степени износа (за символическую
плату от 200–300 до 1 тыс. руб.);
— предоставление в собственность колхозникам и рабочим совхозов
приусадебных участков размером от 0,15 до 0,4 га в зависимости
от местных условий (возможно— за небольшую плату);
— выкуп за символическую (200–300 руб.) плату членами садовых
товариществ и дачных кооперативов своих участков земли размером
0,06 га с дифференциацией цены участков в зависимости от размера,
расположения.
Снятие ограничения на выкуп остальной части жилищного фонда квартиросъемщиками
— но уже за полную цену, с учетом износа; предоставление права
пользователям дачных участков выкупа земли по реальной цене и
с ограничениями на общую площадь участка (в зависимости от местных
условий).
Реализация мелких и средних предприятий следующих отраслей и
сфер народного хозяйства:
– розничной и мелкооптовой торговли;
– бытового обслуживания населения и части иных платных услуг
(туризм, гостиничное хозяйство и др.);
– общественного питания;
– подрядных строительных организаций;
– автомобильного транспорта;
– убыточных совхозов и подсобных хозяйств крупных промышленных
предприятий;
– пищевой, легкой промышленности, промышленности стройматериалов,
деревообрабатывающей;
– полиграфической промышленности;
– предприятий других отраслей промышленности с числом занятых
менее 300 человек;
– большей части предприятий материально-технического снабжения.
Предоставление налоговых, кредитных и иных льгот мелким и средним
денационализированным предприятиям, снятие препятствий для иностранных
инвестиций в этот сектор.
Переход к свободному ценообразованию для негосударственного сектора
экономики (для сдерживания роста цен использовать механизм обязательного
уведомления о повышении цен за 20–40 дней; установление практики
“замораживания” цен на 1–2 месяца с момента выкупа предприятия
— имея в виду, что на следующих этапах реформы свободное ценообразование
станет нормой для всей экономики).
Проведение налоговой реформы, предусматривающей:
– единые ставки налогообложения прибыли юридических лиц с использованием
антиинфляционных и антимонопольных вариантов формирования ставок
налога;
– прогрессивную шкалу налогообложения в зависимости от уровня
рентабельности (?);
– повышение цен только после предупреждения государственных органов
за 1–2 месяца и уплата определенного прогрессивного налога за
увеличение цен;
– введение государством предельного индекса цен на определенные
виды продукции с жестким прогрессивным налогом за его превышение;
– прогрессивное налогообложение доходов физических лиц, шкала
которого должна быть более жесткой в сравнении с налогообложением
юридических лиц;
– налогообложение имущества, находящегося в личной собственности
(сверх определенного уровня); уточнение ставок земельного налога,
налога на наследство и дарение; и, напротив, льготное налогообложение
производственных фондов, находящихся в частной собственности;
– жесткие санкции за уклонение от уплаты налогов; создание эффективной
налоговой инспекции;
– налог на новое производственное строительство (временно);
– возможное увеличение ставок косвенных налогов на некоторые
потребительские товары с целью изъятия в бюджет части денежных
средств населения и предприятий путем роста цен до уровня, балансирующенго
спрос и предложение.
С 30-го дня
Отмена субсидий и дотаций убыточным предприятиям, в том числе
колхозам и совхозам.
Реализация неустановленного оборудования со складов производственных
строек, предназначенных к консервации.
Продажа основных и оборотных фондов, земли колхозов и совхозов
– банкротов.
Свободная реализация акций крупными предприятими ряда отраслей
экономики.
На подготовительном этапе реформы случаи полного выкупа предприятий,
по-видимому, будут единичными; основные усилия должны быть направлены
на законодательное и организационное обеспечение широкого разгосударствления
на II этапе.
Наконец, в первые 30 дней начинаются переговоры с Западом о получении
льготных кредитов, субсидий, об отсрочке платежей. Для обучения
за границу с конкретными задачами направляются группы специалистов.
Начинается формирование материальных и финансовых резервов на
государственном (республиканском) и региональном уровнях.
Законодательное обеспечение
Издание пакета президентских указов, среди них:
– о банках; о Государственном банке;
– об акционерных компаниях;
– о предпринимательстве;
– о формах и порядке разгосударствления;
– о банкротстве;
– о единой системе налогообложения.
Вносятся изменения в следующие законодательные акты:
– Закон о государственном предприятии;
– Основы законодательства СССР об аренде;
– Закон о собственности (с включением в него четкой системы гарантий
собственности физических лиц);
– Закон о земле; законодательство о бюджете;
– жилищное законодательство.
Организационное обеспечение следующих этапов программы
1. Создание институционной системы оценки и приватизации государственной
собственности (особо и в первую очередь – земельный фонд и жилищный
фонд);
2. Организация фондовой биржи, оснащение ее соответствующим электронным
оборудованием; единого Государственного акционерного фонда или
нескольких фондов на региональной основе, либо нескольких государственных
банков-холдингов;
3. Реорганизация всей системы сбора и обработки статистической
информации – с созданием подсистемы для обеспечения реформы.
4. Реорганизация всей системы профессионального обучения и переподготовки
– с выделением перспективных специальностей.
5. Приглашение зарубежных специалистов для экспертизы, организации
рыночного регулирования и др. – по направлениям реформы.
6. Создание службы контроля и прогнозирования социально-экономических
процессов.
7. Разработка гарантий минимума социальной защищенности всем
гражданам по следующим направлениям (рис. 3):
– определение минимального потребительского бюджета, соответственно
ему минимальной заработной платы, пенсий и пособий;
– разработка карточной системы на товары первой необходимости
и системы ее обеспечения;
– создание фонда трудоустройства и помощи по безработице;
– проведение индексации доходов.
II ЭТАП РЕФОРМЫ — РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ (50–180-й
ДНИ)
Основное содержание данного этапа — широкая реализация государственной
собственности, создание негосударственного сектора в экономике
и резкое сокращение объемов накопленного (“отложенного”) денежного
спроса. При этом важно переключить этот спрос с рынка потребительских
товаров на выкуп государственного имущества и земли.
Программа предусматривает многообразие форм (рис. 4, табл. 1)
разгосударствления собственности: разовый выкуп, продажу в рассрочку,
аренду с последующим выкупом, акционизацию, иностранные инвестиции
(см. прилож. 2).
В непосредственном подчинении органов Совета Министров СССР и
союзных республик остаются предприятия следующих отраслей: электроэнергетики;
железнодорожного, трубопроводного транспорта; связи; ряда подотраслей
оборонного комплекса.
При этом сохраняется государственный заказ на продукцию, поставляемую
на экспорт в соответствии с долгосрочными международными и двусторонними
договорами СССР.
Предприятиям указанных отраслей предоставляется право выпуска
акций с сохранением контрольного пакета (51%) у государства; акционерам
же предоставляются льготы (ценовые скидки, льготное обслуживание
и др.). Определенная часть привлеченных денежных средств (50–70%)
остается в распоряжении предприятий.
Уже на данном этапе следует стремиться к максимальной глубине
процесса приватизации — созданию акционерных компаний с минимально
возможной долей государственного акционерного капитала; полному
выкупу основных фондов мелких и средних предприятий. По возможности
следует избегать промежуточных этапов, изначально менее эффективных
форм хозяйственной деятельности. В частности, необходимо избавиться
от иллюзий относительно различных форм коллективной собственности
в промышленности и на транспорте, включая аренду предприятий трудовыми
коллективами — использование таких форм организации хозяйственной
деятельности, по-видимому, нужно считать вынужденной мерой, промежуточным
этапом преобразования собственности.
Соответствующим образом должна строиться и политика денационализации
— аренда предприятий трудовыми коллективами применяется только
в случае невозможности их реализации физическим или юридическим
лицам, она должна быть краткосрочной, с высокой арендной платой
и предусматривать выкуп фондов (возможно — в рассрочку).
С 50-го дня
Реализация акций через банковскую систему, фондовую биржу.
Консервация до 50% всего незавершенного строительства; реализация
этих объектов (в первую очередь законченных строительством отдельных
объектов зданий, неустановленного оборудования и запасов материальных
ценностей на консервируемых стройках) в той или иной форме физическим
и юридическим лицам, включая иностранных инвесторов.
Резкое увеличение объемов рыночной реализации стройматериалов
за счет их переориентации с производственного строительства.
50—70-й дни. Банковская реформа
Завершение бюджетной реформы, направленной на обеспечение текущей
сбалансированности госбюджета.
70–120-й дни
Развитие процессов разгосударствления, продолжение формирования
материальных и финансовых резервов.
Со 120-го дня
Расширение предложения на рынке государственного имущества, если
интенсивность процесса разгосударствления недостаточна, а именно:
— снижение цен на реализуемое государственное имущество, льготные
условия его продажи (в рассрочку, с низким процентом и т. д.);
— введение налоговых и кредитных льгот на определенный период
после приватизации;
— реализация (в том числе и на аукционах) излишков определенных
видов государственного имущества, прежде всего:
а) легкового и грузового автотранспорта;
б) военного имущества;
в) части непроизводственных фондов — административных зданий,
нежилых помещений и др.;
— увеличение доли квартир, реализуемых за плату, в общем объеме
ввода нового жилья;
— реализация физическим и юридическим лицам, на селе — в первую
очередь самим работникам хозяйств основных фондов государственных
предприятий-банкротов (в том числе и совхозов);
— выделение земли для ее реализации крестьянским семьям, садовым
и дачным кооперативам (товариществам), под гаражи и т.д.
Эти меры могут применяться в различной последовательности в зависимости
от местных условий. Часть денежных накоплений можно также аккумулировать
за счет реализации облигаций государственного займа и на валютных
аукционах (с допуском на них физических лиц).
Законодательное обеспечение
Утверждение Верховным Советом изменений в трудовом законодательстве,
форм и порядка помощи в связи с безработицей, источников финансирования
Фонда трудоустройства.
Принятие временного положения о государственном заказе.
Введение антимонопольного законодательства.
Утверждение положения о министерствах, о полномочиях Совета Министров
СССР, о центральных экономических органах.
Утверждение списков запрещенных к экспорту товаров, новых таможенных
правил и к концу этого этапа (до 180 дней) отмена практики лицензирования
экспорта.
Принятие закона об иностранных инвестициях в СССР и свободных
экономических зонах.
Утверждается положение о государственных инспекциях.
Организационное обеспечение
Ликвидация (укрупнение) отраслевых министерств (50–100-й дни).
Создание государственных инспекций – экологической, по охране
труда, санитарной – с подчинением их Верховному Совету СССР (на
основе полной реорганизации существующих служб).
Реорганизация Государственного арбитража в систему независимых
хозяйственных судов (первоначально — подчинение Верховному Совету).
Пересмотр функций Госплана, Госкомтруда, Госснаба и других центральных
экономических ведомств.
Придание системе бюро по трудоустройству населения функций биржи
труда, с обеспечением соответствующих информационных каналов.
III ЭТАП РЕФОРМЫ — ЗАПУСК РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА (180–300-й ДНИ)
Критерием перехода к III этапу реформы является достижение определенной
степени готовности экономики к действию в рыночных условиях —
условно можно принять сумму реализации государственного имущества
в 70–100 млрд руб. (или около 1/2 излишнего денежного спроса)
как достаточную для создания большого числа субъектов рыночных
отношений и четкой тенденции к восстановлению сбалансированности
основных рынков (прежде всего, потребительского).
Если процесс приватизации не набирает достаточных масштабов (объем
реализации государственного имущества к 180 дню менее 30–40 млрд
руб.), вводятся меры по резкому ограничению излишнего денежного
спроса предприятий и населения:
– замораживание сбережений населения в Сбербанке на 200–300 дней
с выдачей наличных средств на потребление в ограниченном масштабе
(100 руб. в месяц) и в неограниченном — по специальным чековым
книжкам – на производственное накопление;
– деноминация банкнот с обменом только после заполнения декларации
с указанием источников доходов на суммы обмена свыше 3–5 тыс.
руб.; на крупные суммы обмена (20–30 тыс. руб.) возможно введение
налога;
– санация счетов предприятий и замораживание излишних денежных
средств на счетах фондов стимулирования и др.;
– санация счетов кредитных учреждений (банков, оставшихся в государственной
собственности,за исключением Госбанка СССР) и снятие с них на
особые счета резервирования в Госбанке СССР излишних кредитных
ресурсов;
– пересмотр Государственного бюджета (прежде всего, союзного)
для сокращения расходов (прежде всего – в народном хозяйстве,
на оборонный комплекс);
– ужесточение налоговой политики.
Проведение указанных мероприятий крайне нежелательно. Они могут
вызвать социальную напряженность, снижение действенности экономических
стимулов, потерю доверия правительству у населения и представителей
мелкого бизнеса. Но, в случае срыва процесса разгосударствления,
некоторые из этих мероприятий становятся необходимыми для перехода
к III этапу реформы. В противном случае можно получить гиперинфляционные
процессы, которые невозможно будет остановить без существенных
социальных издержек.
Основное содержание этапа – широкое развертывание крайне болезненного
процесса структурной перестройки народного хозяйства на путях
действия рыночных отношений. Структурная перестройка экономики
выразится прежде всего в спаде производства в базовых отраслях
экономики — топливно-энергетическом, химическом, металлургическом,
машиностроительном комплексах и будет сопровождаться банкротством
и закрытием средних и крупных предприятий этих отраслей с наименьшей
эффективностью производства. Это вызовет большую волну безработицы.
Государство должно занять по отношению к этим процессам жесткую
позицию — не мешать их развертыванию, так как шире и прочнее будет
база для дальнейшего экономического роста. Объемы производства
и цены на продукцию этих отраслей выйдут на экономически обоснованные
уровни, и дальнейший экономический рост будет происходить в условиях
внедрения ресурсосберегающих технологий со значительно меньшей
долей производства промежуточной продукции. После спада производство
в этих отраслях, видимо, довольно надолго стабилизируется.
Высвобожденные трудовые ресурсы необходимо сразу переподготавливать
для работы в других сферах экономики. Цены на продукцию угольной,
металлургической и некоторых других отраслей повысятся. Машиностроение
в течение 1–2 лет резко увеличит выпуск потребительской продукции
и на этой основе выйдет из кризиса.
Государство должно развивать инфраструктурные (транспорт, связь
и др.) отрасли.
Структурная перестройка экономики должна произойти на основе
действия рыночных методов. Это предполагает окончательную отмену
государственных субсидий в отраслях материального производства
(или на покупку их продукции) и отмену государственного контроля
за ценами и объемами производства в них (за исключением небольшой
законодательно утвержденной номенклатуры субсидируемых видов продукции).
При резком сокращении инвестиционной активности в производственной
сфере заказы на продукцию базовых, топливно-сырьевых отраслей
экономики также уменьшатся. Некоторое время они смогут еще работать
друг на друга — за счет внутренних оборотов продукции; затем,
когда эти резервы будут исчерпаны, произойдет резкий спад внутренних
оборотов до уровня, обеспечивающего работу потребительского комплекса
и инфраструктуры, и перестройка (насколько возможно) под их потребности.
Цены на продукцию топливно-сырьевых отраслей, видимо, несколько
увеличатся на начальном этапе, затем будут снижаться на основе
выведения неэффективных производственных мощностей и сокращения
внутренних кругооборотов продукции.
Вместе с тем снятие контроля за ценами, во-первых, не будет тотальным:
государственный контроль остается в части продукции, распределяемой
по карточной системе, и некоторых других цен и тарифов. Во-вторых,
для компенсирования населению роста цен заблаговременно вводится
комплекс социальных гарантий.
Упор должен быть сделан в основном на натуральные гарантии (бесплатные
услуги, карточная система и т.п.), а не на денежные. Индексация
должна быть жесткой, чтобы не допустить развития процессов гиперинфляции.
Таким образом, основная тяжесть реформы должна лечь на плечи не
наименее обеспеченной части населения (как обычно предлагается
в стабилизационных программах Международного валютного фонда),
а в основном на средние и зажиточные слои.
IV ЭТАП — СТАБИЛИЗАЦИЯ (300-400-й ДНИ)
Критерием перехода к этому этапу может служить:
1) замедление падения производства в топливно-сырьевых отраслях
экономики, достижение ими точки максимального падения объемов
и наибольшей глубины кризиса;
2) определенный фиксированный день, например 300-й, в случае,
если развертывание структурного кризиса затягивается, для того
чтобы успеть развернуть стабилизационные программы правительства
и прийти к окончанию срока действия программы с весомыми социальными
результатами: существенным ростом производства потребительских
товаров, снижением цен на них, перспективами дальнейшего экономического
роста, обеспечением условий эффективного действия рынка, возможностью
зарабатывать соответственно результатам, а не затратам труда и
др.
Конкретные направления стабилизационных программ выяснятся в
основном в ходе реформы. Основные цели этих программ:
– ликвидация важных диспропорций;
– экономические методы регулирования уровней цен, главным образом,
потребительских;
– коррекция целевых социальных программ и др.
Материальные, финансовые и валютные ресурсы для проведения стабилизации
частично должны быть накоплены в ходе реформы, частично — высвобождены
и перераспределены в ходе структурного кризиса; могут быть привлечены
также высвобожденные валютные ресурсы, помощь зарубежных государств
и международных организаций.
|