[Начальная страница] [Карта сервера] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа "500 дней"] [Программа "400 дней доверия"]
Г.А.Явлинский, А.Ю.Михайлов, М.М.Задорнов
400 дней доверия
Москва, 1990 год

Основные блоки реформы

Страна находится в углубляющемся экономическом кризисе: спад производства, латентные инфляция и безработица, переключение хозяйственных связей на теневые, неофициальные контакты, распад единого общесоюзного рынка и локализация хозяйственных отношений, социально-политические проблемы. Отступать дальше некуда, необходима конкретная программа выхода из кризиса.

Нарастающая неуправляемость экономики, отсутствие четких критериев ее структурной перестройки в условиях несбалансированности всех рынков и системы искаженных цен, неготовность, некомпетентность и прямое сопротивление реформам основной части организационных структур принятия и исполнения решений — все это не оставляет надежд на выход из кризиса на основе комплекса административных мер. Необходимо прямое соединение желаний и воли самых “верхов”и самых “низов” экономики в проведении реформ, синхронизация и однонаправленность их совместных действий — то, что эффективно обеспечивает регулируемая рыночная система.

Наличие в стране излишнего денежного спроса и отсутствие субъекта свободных рыночных отношений позволяют в едином процессе приватизации государственной собственности объединить достижение двух необходимых для эффективных рыночных отношений целей: восстановления сбалансированности и создания системы свободных хозяйствующих субъектов путем передачи накопленных денежных средств (прежде всего частных лиц) государству в обмен на государственную собственность, которая передается частным лицам и их объединениям.

При этом с первого же дня должен быть проведен комплекс декларативных и символических мер по завоеванию правительством кредита доверия у мелкого бизнеса, чтобы дальнейшие шаги государства по регулированию хозяйственной деятельности не воспринимались панически.

Приватизацию необходимо начинать в наименее концентрированных и монополизированных отраслях экономики, непосредственно связанных с обслуживанием населения и производством потребительских товаров. Остальные отрасли будут участвовать в этом процессе в основном путем выпуска акций; превращение крупных предприятий этих отраслей в негосударственные акционерные компании — дело далекого (5–10 лет) будущего.

Создание системы свободного предпринимательства будет сопровождаться резким изменением макроэкономической политики, имеющей целями: стимулирование процесса приватизации, максимальное ускорение структурной перестройки экономики, создание и поддержание системы минимальных социальных гарантий населению.

Реализация программы должна опираться прежде всего на собственные силы и внутренние ресурсы. Вместе с тем крайне полезна была бы помощь международных организаций и отдельных стран как материальная (создание стабилизированных валютных фондов), так и интеллектуальная (консультации по правовому регулированию системы мелкого бизнеса, организации статистики, созданию фондовых бирж и другой инфраструктуры рынка, организации работы банковской системы и др.).

Важно, что проведение реформы обусловит создание социальноориентированного механизма, направленного на удовлетворение общественных и личных потребностей за счет:

— существенного уменьшения степени субъективизма в определении приоритетов экономической политики;

— стремления к полноценной занятости и ее рациональной структуре;

— продвижения и сбалансированности рынка и относительной стабильности цен;

— все большей открытости экономики, становления конвертируемости рубля и включения в мирохозяйственные связи;

— существенного роста уровня и улучшения образа жизни населения.

Предполагается провести следующие мероприятия.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ И СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Правовые гарантии

Право собственности юридических и физических лиц советских и иностранных на любой вид имущества, кроме находящегося в исключительной государственной собственности, гарантируется законом.

Юридические и физические лица, советские и иностранные имеют равные права на любую хозяйственную деятельность, кроме запрещенной законом, и несут имущественную ответственность в размере стоимости принадлежащего им имущества.

Из уголовного и административного законодательства исключаются все статьи, касающиеся хозяйственных преступлений (спекуляция, коммерческое посредничество, частное предпринимательство и др.), осужденные по этим статьям амнистируются.

Органы Государственного арбитража преобразуются в систему независимых хозяйственных судов, подчиненную Верховному Совету СССР.

Различия в режиме ведения счетов в банках для юридических и физических лиц в советских денежных единицах ликвидируются. Они получают равное право ведения валютных счетов в любых банках СССР, готовых к выполнению этой функции.

Разгосударствление

В первую очередь разгосударствлению подлежат предприятия:

— розничной и мелкооптовой торговли;

— бытового обслуживания населения и, частично, оказания иных платных услуг (гостиничное хозяйство, туризм и т.д.);

– общественного питания;

– подрядные строительные организации;

– убыточные совхозы и подсобные хозяйства государственных предприятий;

– пищевой, легкой промышленности;

– стройматериалов и деревообрабатывающей промышленности;

– других отраслей с числом работающих до 300 человек.

Стоимость основных и оборотных производственных фондов указанных предприятий, подлежащих реализации, составит до 350 млрд руб. Существует приблизительное равенство спроса и предложения госимущества. Оно может быть продано по существующим ценам и балансовой стоимости (возможно за вычетом износа).

Кроме того, в результате жилищной реформы первоначально может быть продано 10–20 % государственного жилищного фонда (оценочно около 50 млрд руб.), а также государственных незавершенных строек и неустановленного оборудования (на 20–30 млрд руб.).

Таким образом, первоначально государство может предложить имущество на сумму около 400 млрд рублей.

Излишний денежный спрос оценивается в сумму 300–350 млрд руб. (в т. ч. 200–250 млрд руб. у населения, из него только 150–200 млрд руб. в Сбербанке и около 100 млрд руб. у предприятий).

Главное в этой ситуации не допустить, особенно на начальном этапе, влияния излишних денежных средств на рост цен, направив их на выкуп государственного имущества; необходимо быстрое создание многоканальности разгосударствления путем разовых продаж, аукционов, реализации в рассрочку, массовой передачи в аренду с последующим выкупом, распродажи акций и т.п.

Государство должно обеспечить привлекательность нового сектора экономики, с одной стороны, и проводить жесткую линию на отказ от всех видов помощи и поддержки неэффективных и малорентабельных предприятий и организаций – с другой; создать наиболее благоприятный режим хозяйствования мелкому и мельчайшему предпринимательству; льготные условия вложения средств, находящихся на счетах населения.

Учитывая, что преобразование собственности исходит от лица собственника — государства, – возможны и принудительные меры с его стороны. Например, обязательный перевод на краткосрочную аренду с высокой арендной платой.

Необходимо проводить разъяснительную кампанию в средствах массовой информации, открытое обсуждение возможностей денежной реформы и резкого роста цен, если население не воспримет политику разгосударствления.

Кроме того, крупные предприятия промышленности, строительства, транспорта получат право выпуска акций. При этом предусматриваются:

– реализация акций как юридическим, так и физическим лицам;

– поступление основной части доходов от продажи акций (80–90%) в госбюджет для покрытия государственного долга, оставшейся в распоряжение предприятий на расходы по организации льготного обслуживания акционеров;

– ввод для ряда предприятий правила сохранения 51% акций в руках государства;

– создание для управления государственной акционерной собственностью Государственного акционерного фонда (регионального? прибыльного? независимого от правительства?) либо сети банков-холдингов (государственных?).

После того, как наберет силу процесс приватизации, то есть  спустя примерно полгода с учетом ситуации на рынке в разгосударствленном секторе вводится свободное ценообразование, в государственном отменяется контроль за ценами. Возможен разовый пересмотр некоторых цен в госсекторе, регулирование цен на государственные заказы и ряд важнейших товаров.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Макроэкономическая политика переходного периода должна быть направлена на достижение сбалансированности через сокращение государственных расходов, управление инфляцией, перестройку финансовой и денежной систем. Ее задачи — максимальное укрепление рубля и всемерное стимулирование разгосударствления.

Бюджетная политика и антиинфляционные мероприятия

Бюджетная политика направлена на обеспечение текущей сбалансированности госбюджета. Для этого предполагается сократить расходы:

– на дотацию убыточным предприятиям;

– на дотацию сельскому хозяйству; на централизованные инвестиции;

– на операционные расходы (мелиорация, геологоразведка и др.);

– на оборону с ревизией всех оборонных расходов.

Одновременно в госбюджет мобилизуются централизованные денежные фонды министерств и проводится налоговая реформа, которая включает:

– ввод единых ставок налогообложения прибыли юридических лиц (с использованием прогрессивной шкалы или иных вариантов изъятия монопольной сверхприбыли);

– прогрессивное налогообложение доходов с более жесткой шкалой для физических лиц по сравнению с юридическими лицами в целях стимулирования производственного накопления;

– налогообложение имущества, находящегося в личной собственности; увеличение ставок земельного налога, налога на наследство и дарение и, напротив, льготное налогообложение производственных фондов, находящихся в личной собственности;

– создание налоговой инспекции, введение (квартальных?) налоговых деклараций;

– жесткие санкции для физических и юридических лиц за уклонение от уплаты налогов (3–5-кратный штраф и тюремное заключение);

– ввод налога на новое производственное строительство в размере 20–30% его сметной стоимости (возможны льготы группе “Б” промышленности) с целью преодоления несбалансированности в инвестиционной сфере и резкого изменения структуры инвестиций в течение 1–2 лет.

Возможно также увеличение ставок косвенных налогов на потребительские товары для изъятия в бюджет сверхприбыли, получаемой при повышении цен на них до уровня, балансирующего спрос и предложение.

Бюджетный дефицит, ограниченный рамками 2–3 % ВНП, правительство должно покрывать только за счет выпуска и реализации облигаций государственного займа с высоким уровнем процентов. Доходы от продажи акций, реализации госимущества должны поступать на особый счет госбюджета и передаваться Госбанку в счет погашения внутреннего государственного долга.

Организуется рынок ценных бумаг и государственные валютные аукционы в основном для предприятий.

Реформа призвана создать условия для развития рынка денег и капитала.

Первым шагом станет подчинение Госбанка Верховному Совету СССР с правом последнего законодательно ограничивать рост денежной массы и создание двухуровневой банковской системы. Одновременно Госбанк СССР начнет выполнять функцию резервного банка, причем в начальный период (1–1,5 года) с высокой (20–40 %) нормой резервирования.

В качестве предварительной, первоочередной меры перед их преобразованием в коммерческие, необходимо проведение санаций счетов специализированных банков и передача безнадежной задолженности Госбанку для взыскания и списания в случае ликвидации юридических лиц.

Низовая сеть Госбанка и Сбербанка преобразуется в сеть коммерческих банков, которые вместе с коммерческими составят второе звено банковской системы. Предполагается политика Центрального банка, направленная на существенное (до 15–20%) повышение процентной ставки за кредит. Кредитная реформа проводится в направлении резкого ограничения кредитной экспансии.

Юридическим и физическим лицам предоставляется право открытия счетов (в т. ч. и валютных — по мере готовности банков) в любых банках.

Банки начнут выпуск акций и на них распространится общий порядок налогообложения юридических лиц.

Все более широкое распространение получат внебанковские организации, аккумулирующие денежные ресурсы, — пенсионные, страховые фонды.

Внешнеэкономическая политика

Для оценки финансовых резервов государства немедленно проводится полная ревизия всех финансовых депозитов и погашается часть краткосрочной задолженности.

Немедленно начинаются переговоры о получении льготных и стабилизационных кредитов, о режиме платежей, субсидиях и прямых инвестициях. Анализируются и принимаются меры в целях ускоренной реализации долговых обязательств иностранных государств перед СССР, погашения части этой задолженности потребительскими товарами.

Создаются страховые валютные фонды. Происходит девальвация рубля и переход к единому его курсу по торговым и неторговым операциям, организация валютных аукционов в широких масштабах.

Осуществляются отказ от лицензирования экспорта (вводится список запрещенных к экспорту товаров), переход к новым таможенным правилам и пошлинам, единым для физических и юридических лиц.

Организуется массовое обучение советских студентов и специалистов за рубежом, западные специалисты привлекаются на контрактной основе для консультаций по развитию новых форм управления хозяйственной деятельностью.

Аграрная реформа

Одновременно с законодательными гарантиями равенства всех форм собственности в сельском хозяйстве осуществляется ряд мер.

1. Отказ от всех форм дотаций непосредственно предприятиям, переход к дотированию за счет местных бюджетов и по их решению конкретных продуктов на стадии конечного потребления (в объемах, предусмотренных нормируемым распределением).

2. Сведение к минимуму централизованных инвестиций в сельское хозяйство.

3. Реализация основных фондов нерентабельных совхозов (предоставление в аренду) физическим и юридическим лицам, раздел имущества колхозов-банкротов между членами хозяйства (после уплаты долгов).

4. Предоставление колхознику права свободного выхода из хозяйства с индивидуальным земельным наделом и пропорциональной частью имущества.

Реформа предусматривает создание ограниченного рынка земли за счет реализации земельных участков в собственность физическим и юридическим лицам, решение вопроса о цене земли (конкурсная продажа – ? кадастр – ?).

Первоначально право выкупа приусадебных участков за небольшую плату предоставляется колхозникам и рабочим совхозов, садоводческим товариществам и их членам; выделяются для продажи массивы неиспользуемых земель. На первом этапе возможен также вариант предоставления земли в длительную (до 50 лет) аренду с правом наследования и выкупа в рассрочку.

Одновременно повышаются ставки земельного налога; вводятся льготы переселенцам в трудодефицитные районы.

Снимаются все ограничения на реализацию произведенной продукции индивидуальными и коллективными хозяйствами, вместе с тем для крупных хозяйств в случае введения карточной системы на основные продукты питания сохраняется на 1–2 года госзаказ на определенные виды продукции. При этом возможно либо ограничение сферы госзаказа только высокоэффективными хозяйствами (с высокими закупочными ценами), либо установление единого уровня “натурального налога” для всех колхозов и совхозов (при более низких закупочных ценах).

Государственный контроль за ценами сохраняется только на ключевые виды сельхозпродукции в объемах, необходимых для карточного распределения.

Необходим также отказ от централизованного распределения материально-технических ресурсов сельскому хозяйству, реализация их через товарные биржи (ярмарки) и сеть дилеров.

Право выбора конкретного варианта проведения аграрной реформы предоставляется союзным республикам.

Социальные гарантии

Основное направление действий – сужение сферы социальных гарантий для активной трудоспособной части населения и уменьшение объемов перераспределения чистого дохода через госбюджет. Цель – стимулирование трудовой и предпринимательской активности.

Государство отказывается от гарантий занятости на предприятиях, принимает временное положение о банкротстве, берет курс на ликвидацию неэффективных предприятий. Соответственно изменяется трудовое законодательство.

Для стабилизации уровня жизни, сдерживания социальной напряженности с учетом психологического фона и сложившихся традиций вводится специальная система социальной защиты.

1. Организуется карточная система распределения основных продовольственных и непродовольственных товаров, входящих в состав минимального потребительского бюджета (МПБ), одновременно с введением разгосударствления и свободного ценообразования МПБ официально утверждается Верховным Советом СССР в натуральной (по элементам) и стоимостной форме. Уровень и объем карточного распределения, соответствующие прожиточному минимуму, являются расчетной основой государственного заказа, а также необходимых для его производства ресурсов, определенных по модели межотраслевого баланса.

Кроме того, МПБ на первом этапе становится основным инструментом для определения минимального размера заработной платы, пенсий, пособий по инвалидности (и безработице – ?).

2. С момента перехода к свободным ценам вводится индексация доходов. При этом:

– максимальная компенсация роста цен (до 0,7–0,8 % на 1% инфляции) распространяется только на социальные пособия и пенсии, размер которых соответствует минимальному прожиточному уровню (возможна и привязка к средней заработной плате);

– размер индексации фондов заработной платы на государственных предприятиях не должен превышать 0,3–0,5 % на 1% роста цен (для бюджетных отраслей, возможно – 0,5–0,6).

3. Создается Государственный фонд помощи безработным, формируемый за счет налогообложения фонда зарплаты (прибыли?) государственных предприятий и отчислений от предпринимательского дохода:

– вводятся пособия по безработице;

– организуются биржи труда, резко увеличиваются расходы на переподготовку кадров;

– создается система общественных работ для безработных (в жилищно-коммунальном хозяйстве; на строительстве дорог и т.д.).

4. Реализуются программы помощи конкретным социальным группам:

– одиноким престарелым и инвалидам;

– домам престарелых, детдомам и т.д.; 

– субсидии беженцам и переселенцам;

– бесплатное питание; помощь бездомным-диетическое и детское питание.

Для обеспечения этих программ используются все ресурсы, в том числе и имущество крупных общественных организаций.

Важнейшим требованием к программе является ее конкретность во времени. Сроки осуществления программы должны быть достаточными для серьезных сдвигов, но, с другой стороны, вызывать понимание и доверие населения.

Программа "400 дней доверия" в формате Adobe Acrobat (PDF) - 250 килобайт

Программа "400 дней доверия" в формате MS Word (DOC в архиве ZIP) - 64 килобайта

Содержание

Предисловие

Основные блоки реформы

Преобразование отношений собственности и создание системы свободного предпринимательства

Государственное регулирование экономики

400 дней

I этап – подготовительный (50 дней)

II этап реформы – разгосударствление собственности (50–180-й дни)

III этап реформы – запуск рыночного механизма (180–300-й дни)

IV этап – стабилизация (300–400-й дни)

Приложение 1

Приложение 2

Москва, 1990 год

Обсуждение программы

Программа "400 дней доверия" в формате Adobe Acrobat (PDF) - 250 килобайт

Программа "400 дней доверия" в формате MS Word (DOC в архиве ZIP) - 64 килобайта

[Начальная страница] [Карта сервера] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа "500 дней"] [Программа "400 дней доверия"]

info@yabloko.ru