Предисловие
Разработка плана действий в области экономических преобразований
является сейчас, пожалуй, самой актуальной задачей. Развитие политических
событий в стране настолько стремительно, что заставляет постоянно
корректировать пути осуществления реформы, главная цель которой
определена Съездом народных депутатов СССР.
Как известно, Второй съезд народных депутатов СССР заявил о необходимости
перехода к рыночной экономике. Эта задача для наших условий беспрецедентна
по своей сложности, и потому вполне естественно, что существует
не одна точка зрения на способ ее решения.
Один из возможных вариантов перехода к рыночной экономике в короткий
срок содержится в предлагаемом читателю проекте.
Мысль о разработке данного варианта, раскрывающего основные направления
экономических преобразований и определяющего временные интервалы
их проведения, возникла в связи с идеей введения поста Президента
СССР. Работа над материалом была закончена к середине февраля
1990 г. Предполагалось, что высокая концентрация власти и авторитет
Михаила Сергеевича Горбачева в случае принятия соответствующего
политического решения позволят динамично и комплексно осуществить
переход к рынку в ограниченный срок, с наименьшими социальными
потерями. Цель преобразований — уже в кратчайшие сроки получить
существенные положительные результаты с точки зрения удовлетворения
первейших жизненных потребностей населения. Критерием успеха дела
было бы проявление тенденции ежедневного улучшения во многих мелочах
с соответствующим кумулятивным эффектом.
Построение гипотезы экономической программы исходило из того,
что в период реформ создается не новая эффективно действующая
система в целом, а объективизируется генотип новой хозяйственной
системы и вводятся условия, способствующие его быстрому саморазвитию.
Залог успеха реформы — ее комплексность и радикальность. Время
для постепенных преобразований оказалось упущенным, неэффективность
частичных реформ доказана опытом Венгрии и Югославии; только быстрота,
всеохватность и радикальность изменений помогут достигнуть поставленных
целей. Весной этого года такая возможность, на наш взгляд, еще
была. Однако события развернулись иначе.
Важно отметить, что предлагаемый вариант возможного подхода к
трансформации централизованной экономики в рыночную ни в коей
мере не является в полном смысле программой. Это лишь ориентировочный
эскиз того, как можно было бы построить действительно работающую
модель. В этом варианте не хватает еще многого: нет конкретизации
макроэкономических пропорций, темпов изменения важнейших показателей,
отсутствуют подходы к структурной политике, ориентиры для принятия
государственных решений в этой области. Необходимы дополнения
в части внутриотраслевых сдвигов и организации деятельности предприятий.
Кроме того, и это особенно важно, четкая ориентация предлагаемой
схемы реформы на общесоюзный уровень требует существенных изменений
в свзяи с провозглашением суверенитета рядом республик и подготовкой
нового союзного договора. В то же время мы убеждены, что предлагаемая
общая логика преобразований экономической системы может быть сохранена,
так как соответствует интересам всех союзных республик в деле
создания общесоюзного рынка.
Кроме самого проекта перехода к рыночной экономике в книгу включены
еще два материала. Дело в том, что сам проект сформулирован императивно,
без объяснений и обоснований тех или иных тезисов. Чтобы у читателя
не оставалось чувства неудовлетворенности, авторы посчитали полезным
представить на его суд, во-первых, свое понимание причин тяжелейшего
финансового положения, в котором находится наше государство, с
анализом финансовой политики последних лет и, во-вторых, описание
опыта перехода к рыночной экономике послевоенной Японии. Весьма
характерно, что к концепции ускоренного перехода к рынку (план
Д. Доджа) Япония пришла после трех-четырех попыток административных
реформ, ошибок и неудач, и тем не менее японские специалисты считают
этот этап необходимым, а не потерей времени (см. прилож. 1, 2).
И наконец, почему “400 дней доверия”? Ответ прост: успех реформ
невозможен без доверия людей к тем, кто осуществляет преобразования.
Чудес не бывает — и первые шаги реформы в экономике ухудшат положение
многих.
Главная задача авторов — привлечь внимание специалистов, профессионалов-экономистов,
социологов, политологов и широкого круга читателей к предметному
обсуждению проблем перехода к рыночной экономике.
|