В российской политике о важности образования сегодня не
говорит только ленивый, хотя в реальные дела эти разговоры
начали превращаться лишь в последние один-два года, когда
стали расти бюджетные расходы на образование, когда была
принята концепция модернизации образования. Но для "Яблока"
поддержка и развитие образования и науки всегда являлись
приоритетом, мы были первой партией, предложившей свою образовательную
программу, и, кстати, многие наши предложения, прежде всего
по реформированию механизмов финансирования образования,
нашли отражение в нынешних правительственных планах. Теперь
у нас будет больше возможностей влияния на государственную
политику в этих сферах.
Надеюсь, что теперь Комитет по образованию и науке будет
работать более динамично - ведь до настоящего времени ни
одного закона, задающего основу реформирования, принято
не было. Первый закон - об образовательном стандарте общего
образования - должен быть принят еще до летних каникул.
Этот закон, во многом опирающийся на "яблочные"
предложения, помимо решения многих назревших "отраслевых"
педагогических проблем задает основу для перехода на нормативное
бюджетное финансирование образования, без чего невозможно
ни повышение оплаты труда, ни улучшение материально-технических
условий образовательного процесса.
Но поддержка программы модернизации образования не означает,
что надо действовать непродуманно, без общественного обсуждения
и понимания возникающих проблем и способов их решения. Образование
- та сфера, где не меньше, чем в экономике, нужна предсказуемость,
понятные и долгосрочные "правила игры". И, по
моему убеждению, реформа образования не должна быть революцией,
которая оборачивается ломкой всего и вся и нервотрепкой
для родителей, не имеющих возможности спланировать обучение
детей.
Наверное, все питерские газеты писали о том, как "предсказуемо"
в нашем городе проводился набор в начальные классы тех детей,
которые 1 сентября пойдут в школу. Городской комитет по
образованию несколько месяцев держал и директоров школ,
и родителей в полном неведении относительно того, по каким
правилам будет проводиться набор в младшие классы. А затем
в "лучших традициях" прием начался в тот же самый
день, когда новые правила были опубликованы - 1 марта.
У школ тут же выстроились очереди: поскольку в правилах
предусматривалось, что конкурсный прием отменяется и школа
обязана принять всех детей, проживающих на данной территории,
то преимущество при поступлении в наиболее престижные школы
получал не тот ребенок, который лучше подготовлен, лучше
занимался и лучше прошел тестирование, а тот, чьи родители
раньше заняли очередь.
В Москве, где переходили с трехлетнего на четырехлетнее
начальное образование, процесс занял два года, и руководители
образования все это время, что называется, "не вылезали"
из СМИ, ведя разъяснительную работу. В Петербурге все иначе,
и переход на "четырехлетку" проводится в столь
же революционном порядке, как и введение новых правил приема.
Тот, кто специально захотел бы дискредитировать реформу
образования, не смог бы придумать более эффективных способов!
Серьезной проблемой - и не только для нашего города - является
нехватка учителей. Но те цифры, которые касаются Петербурга,
особенно тревожны: три тысячи учителей уволились за последний
год! Главная причина, конечно, в том, что недопустимо малы
зарплаты. Даже после декабрьского повышения зарплаты (которое,
кстати, произошло на основе закона, внесенного еще осенью
2000 года депутатом Петром Шелищем и мной) начинающий учитель
получает без надбавок по 32 рубля в день. Между тем в Законодательном
собрании депутаты, принадлежащие к так называемой "прогубернаторской"
части, блокируют принятие разработанного моими коллегами
из фракции "Яблоко" закона о доплатах для бюджетников
- учителей, врачей, работников социальной сферы. И эти же
депутаты отказываются поддержать другой наш закон - о финансировании
школьного питания, на которое сегодня выделяется по... полтора
рубля в день.
Увеличение бюджетного финансирования образования и науки
будет нашей главной задачей при работе над бюджетом 2003
года. Особое внимание нужно будет уделить вузовской науке.
Кстати, надеюсь, что в федеральном бюджете на 2003 год рядом
со строчкой целевого финансирования МГУ появится и строка,
посвященная Петербургскому университету.
Есть и менее крупные, но не менее важные задачи. Например,
поправка к Закону о воинской обязанности, о введении отсрочки
от призыва для учителей городских школ. Эту поправку я вносил
еще в прошлом году, но она не была поддержана. Против нее
тогда проголосовали "Единство" и часть депутатов
КПРФ. Сейчас мы делаем вторую попытку - я пригласил в число
соавторов законопроекта представителей всех фракций. Этот
документ очень важен и с практической точки зрения - потому
что привлечет учителей-мужчин в школу, и с политической,
поскольку государство на деле докажет приоритетность образования.
Для меня нет сомнения, что учитель нужнее в школе, чем в
армии.
Еще одна проблема - отмена действующей нормы, по которой
вузы имеют право набирать не более 25% студентов на платные
отделения по специальностям юриспруденция, менеджмент, экономика.
Когда-то она вводилась в закон "Об образовании"
из благих пожеланий, чтобы не коммерциализовывать прием
в государственные вузы. На деле же забота о студенте привела
к обратному: образовались десятки и сотни негосударственных
вузов или кафедр в государственных вузах, которые раньше
никогда не занимались подготовкой студентов по этим специальностям.
В результате деньги, которые люди готовы платить за качественное
образование в хороших вузах, платятся за некачественное
образование. А полученные таким образом дипломы юриста или
экономиста оказываются неравнозначными тем, что выдаются
МГУ или СПбГУ. Эта норма давно себя изжила и должна быть
снята - я уже внес такую поправку. Пусть вузы, если есть
платежеспособный спрос, набирают столько "платных"
студентов, сколько могут - ведь полученные деньги будут
потрачены на обеспечение образовательного процесса, в том
числе на "бесплатное" обучение. А число бесплатных
мест при этом, конечно, не должно уменьшаться - такова действующая
норма закона.
Главный стратегический ресурс нашей страны - человеческий
потенциал, а не содержимое недр и наше будущее зависит не
от количества выкачанной и проданной нефти, а от уровня
образования и интеллектуального богатства. Вот за это и
будем бороться.
|