Текст
пресс-конференции в формате .RTF
Явлинский
Г.А. Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы признательны за ваше внимание. Как вы знаете, сегодня Совет
Государственной Думы принял решение о внесении вопроса о деятельности
Правительства, о недоверии Правительству в повестку дня.
Больше месяца назад, 26 апреля, в соответствии с решением
Бюро Российской демократической партии "ЯБЛОКО",
наша фракция в Государственной Думе получила поручение о внести
вопрос о недоверии Правительству в повестку дня. Это инициатива
возникла в партии. Внутри партии шла общепартийная дискуссия по
этому вопросу, и, наконец, было принято решение руководством партии,
Бюро Федерального совета партии о внесении этого вопроса.
Сергей Иваненко и Григорий Явлинский на пресс-конференции
"О недоверии правительству"
10 июня 2003 г. фото: Ольга Швейцер Средний
снимок Большой
снимок
Поручение
фракция выполнила. В течение месяца были проведены все необходимые
консультации. Мы учитывали и то обстоятельство, что шло празднование
300-летия Санкт-Петербурга, затем проходили встречи на высшем
уровне, и наше решение заключалось в том, что мы вносим этот вопрос
сразу после завершения всех этих событий.
В соответствии с Конституцией, с Регламентом, все подписи собраны
и внесены сегодня в Совет Государственной Думы. Мы рассматриваем
такую постановку вопроса, как единственный конституционный способ
выразить наше отношение к работе Правительства за последние три
год, особенно за последние полгода, выразить наше отношение к
той ситуации, которая сложилась внутри Правительства (я имею в
виду постоянные конфликты и распри), оценить методы и стиль работы
Правительства с Государственной Думой. Мы имеем в виду крайне
небрежное, несвоевременное, несерьезное внесение проектов в Государственную
Думу. К примеру, внесение предложение по бюджету 2004 года, который
практически ничем не отличается от бюджета нынешнего года, несмотря
на то, что серьезно меняется экономическая ситуация.
Наша фракция считает необходимым также обсудить внутреннюю политику
страны, в том числе вопросы безопасности, ситуацию в Вооруженных
Силах. Мы считаем, что оценка Правительства необходима еще и для
того, чтобы показать, что мы не считаем Правительство Российской
Федерации техническим правительством.
В России было уже техническое правительство, которое привело
Россию к дефолту и многократной девальвации российской валюты.
Мы считаем, что безответственное положение Правительства неудовлетворительно.
Необходимо привести в соответствии с российской Конституцией положение
о Правительстве в структуре российской власти.
Мы исходим из необходимости напомнить перед выборами о важности
значимости парламентского контроля, парламентских расследований,
парламентских запросов.
Три года в самых разных формах мы влияли на работу Правительства,
мы пытались доказывать Правительству, что оно работает вяло, нескоординированно,
что оно не решает даже оперативные вопросы, как это было в части
решения проблем отопления наиболее холодных регионов страны этой
зимой. Мы постоянно, с момента формирования этого состава Правительства
ставили вопрос о стратегии в области экономической политики.
Мы добивались комплексного и глубокого проведения налоговой реформы,
реального снижения налогов, уменьшения бюрократических препон,
создания условий для массового появления в России малых и средних
предприятий.
Мы настаивали на принятии Правительством решений, которые привели
к более внятной бюджетной политике, особенно в части науки, образования,
безопасности, реформы Вооруженных Сил.
По многим из этих направлений мы не смогли получить положительных
результатов. Когда все возможности влияния на Правительство с
помощью переговоров были исчерпаны, мы посчитали необходимым поставить
на обсуждение, впервые за три года, впервые с 2001 года, вопрос
об экономической, социальной и внутренней политике в стране.
Мы считаем, что это совершенно необходимый шаг для того, чтобы
выработать курс, соответствующий той ситуации, в которой находится
Россия и в мировом пространстве, и в своей внутренней политике.
Есть еще одно важное обстоятельство. Появились признаки того,
что Правительство рассматривает себя как Правительство теперь
уже временное, то есть Правительство, которое собирается уже в
скором времени покинуть Белый дом. В то же время именно сегодняшняя
экономическая политика Правительства закладывает основы наших
экономических достижений и результатов и на 2004 год, и на 2005,
и даже отчасти на 2006 год. Но Правительство, которое собирает
чемоданы, а можно легко представить, что оно складывает в эти
чемоданы, это Правительство не может сегодня предложить стране
курс, который обеспечит экономический рост хотя бы в близком темпе
к тому, что предложил Президент в своем Послании.
И последнее. Ситуация в области защиты прав граждан и защиты
жизни граждан, ситуация в области безопасности стала совершенно
нетерпима. Серийные, уже теперь можно сказать серийные заказные
убийства стали едва ли не повседневной практикой в столице страны
и практически в очень многих регионах. Больше с этим мириться
невозможно. И Правительство должно нести ответственность за ту
ситуацию, которая сложилась вследствие его неспособности выполнять
свои конституционные обязанности.
Я хочу попросить Сергея Викторовича Иваненко сказать несколько
слов, а потом мы ответим на ваши вопросы.
Иваненко С.В. Дорогие
друзья!
Фракция "ЯБЛОКО", как сказал Григорий Алексеевич, в
течение последнего времени, полутора месяцев, вела интенсивные
консультации с представителями различных депутатских групп, независимыми
депутатами. Итогом явилось то, что мы совместно с фракцией Коммунистической
партии внесли сегодня на Совет Государственной Думы заявление
депутатов Государственной Думы о выражении недоверия Правительству
и 103 подписи. То есть мы выполнили те требования, которые содержатся
в Конституции и в Регламенте для обязательного внесения вопроса
в повестку дня.
Совет Думы выполнил сегодня по сути дела техническую функцию.
Он был не вправе препятствовать рассмотрению этого вопроса в Государственной
Думе.
Я бы хотел сказать, что, с моей точки зрения, рассмотрение вопроса
о недоверии Правительству в нынешнем составе Государственной Думы
- это едва ли не первый случай попытки серьезного рассмотрения
крупных политических, стратегических вопросов развития страны.
Наша Дума за последнее время все больше и больше превращается
своего рода магазин, где обменивается один налог на другой, где
договариваются о различных льготах, и каких-то лоббистских поправках
между различными фракциями. Жизнь здесь напоминает такой муравейник,
но за все время, которое мы работает в парламенте, мы еще не имели
возможности обсудить действительно те проблемы, от которых зависит
существование России и зависит жизнь наших граждан.
Я здесь хотел сказать, что, с моей точки зрения, идея о недоверии
Правительству в определенном смысле уже начинает давать результаты.
В качестве примера я назову принятие в налоговом пакете, который
сейчас активно рассматривается в Государственной Думе,
законопроекта о едином социальном налоге. Это тот закон, с
которым мы пытаемся в течение трех последних лет работать с Правительством.
Все время мы получали одобрительные слова, что это все нужно,
важно - и никакого результата. В том случае, если он будет принят
в сентябре - он станет первым в Российской Федерации законом,
который будет экономическими мерами стимулировать рост зарплаты
и создание рабочих мест. Значение этого законопроекта именно таково.
Поэтому мы считаем, что вопрос о деятельности Правительства в
том смысле, в котором мы его ставим, - это вполне эффективная
и цивилизованная форма нашей конструктивной работы для решения
тех задач, которые стоят перед парламентом и перед властью в России
в целом.
Мои переговоры с различными депутатами показали, что у подавляющего
большинства депутатов Государственной Думы, независимо от фракций,
есть существенные, серьезные критические замечания к Правительству.
И мы рассчитываем, что и обсуждение, и голосование по данному
вопросу не будет бенефисом только тех двух фракций, которые внесли
этот вопрос. Мы полагаем, что создана возможность для того, чтобы
все парламентарии высказали свою точку зрения по работе Правительства
и по тем задачам, которые нужны для их регионов и для тех сфер,
в которых они работают.
И последнее, что я хотел сказать. Стиль работы Правительства
с парламентом нас совершенно не устраивает. Правительство, видимо,
посчитало себя полным хозяином Государственной Думы и не удосужилось
даже выполнять те требования, которые предписаны Конституцией
и конституционными законами, в частности "О Правительстве".
Я могу привести десятки примеров, когда элементарная работа -
получение заключения Правительства на законопроект, внесенный
депутатами, - то, что должны делать в течение месяца, затягивается
на долгие месяцы и на годы. Причем никакой ответственности за
это никто не несет.
Правительство перестало взаимодействовать с фракциями Государственной
Думы. Встречается на технических совещаниях с так называемой "четверкой",
где выдается очередная порция инструкций по голосованию. Содержательного
обсуждения не ведется.
Я бы хотел привести пример Российской Государственной Думы до
1917 года. Тогда царь тоже назначал правительство, и Государственная
Дума ничего не могла с ними сделать. Но премьер-министру, ряду
многих премьер-министров, которые тогда назначались, было небезразлично
общественное мнение, поэтому они постоянно работали в Государственной
Думе, можно сказать, не вылезали из парламента. Нынешнему Правительству,
похоже, все равно.
И в заключение я хотел напомнить слова одного высокопоставленного
чиновника Правительства, который на следующий день после того,
как Бюро Федерального совета партии "ЯБЛОКО" приняло
решение о выражении недоверия Правительству, снобистски заявил,
что "с такой численностью они могут объявить войну Америке".
Я вам должен сказать, что за Америку можно быть совершенно спокойным.
Явлинский Г.А. Пожалуйста, ваши вопросы.
Вопрос. Григорий Алексеевич, завтрашнее выступление Касьянова
повлияет как-то на то, что вы говорили? Вы только что сказали,
что чемоданы Правительство собирает.
Большой
снимок
Явлинский Г.А. Вы сейчас меня спросили об одном из видимых
результатов после постановки вопроса о недоверии Правительству.
Без постановки этого вопроса - совершенно было бы немыслимо, чтобы
Касьянов пришел в Государственную Думу, тем более обсуждать вопросы
социальной политики. Это такой предварительный шаг.
Дело в том, что, как известно, социальная политика основана,
она зиждется на экономической политике. Предложение Правительства
по экономической политике на будущий год в целом нам ясны, потому
что представлены предложения по бюджету на 2004 год. Поэтому,
чтобы нам не рассказал премьер-министр, чтобы он не пообещал,
вряд ли будет соответствовать реалиям, потому что экономическая
база, которую Правительство намерено заложить на будущий год,
такова, что многие обещания уже сегодня оказываются пустыми словами.
Если бы мы не знали, какой прогноз у Правительства и что оно собирается
делать в части экономической политики на будущий год, можно было
бы как-то обсуждать. Но поскольку Правительство внесло свои предложения,
нам совершенно понятно, что предложения Касьянова в его выступлении
не будут реалистичными. Они будут носить предварительный характер
для обсуждения недоверия.
И наши отношение от одного выступления премьер-министра изменится,
конечно, не может. Нас интересует политика и нас интересует экономическая
стратегия.
И мы еще раз подчеркиваем: в течение трех лет ни разу в стране
не было ни одной дискуссии, ни одного обсуждения по экономической
стратегии развития страны, по внутренней политике страны, по развитию
российской государственности. Не было ни одного вопроса, ни одного
обсуждения, ни одних существенных дебатов по этому поводу ни в
средствах массовой информации, ни в Государственной Думе.
Пожалуйста.
Вопрос. Налог с продаж связан с тем, что они собираются
уходить?
Явлинский Г.А. По налогу с продаж - это продолжение линии
на ущемление регионов в их экономических правах. Мало того, что
соотношение записанное во всех российских законах, в частности,
в Бюджетном кодексе, 50 на 50, грубо нарушено, сейчас составляет
62 на 38, так еще сейчас принимается решение по налогу с продаж,
что приведет к существенным потерям в доходах: Москвы - на 6 процентов,
Петербурга - на 10 процентов, Камчатки - на 12 процентов, Алтайского
края - на 10 процентов. Мы не понимаем необходимости введения
такого решения и такого жесткого курса на ограничение финансовых
возможностей регионов. Хотя сам налог с продаж - это оборотный
налог и требует, конечно, в перспективе обсуждения и отмены, но
не таким способом.
Пожалуйста, еще вопросы.
"Русское радио". Вы не столько рассчитываете
на результат в отставке Правительства, сколько на то, что фракции
выскажут претензии к Правительству. Не лучше было бы завтра этот
вопрос рассмотреть?
Явлинский Г.А. Решение судьбы Правительства с учетом структуры
голосов Государственной Думы зависит от решения по этому поводу
Президента. Если Президент поручит своим фракциям, а именно "Единству",
"Отечеству" и их сателлитам проголосовать недоверие,
то Правительство получит вотум недоверия. Этот вопрос относится
к его компетенции. Эти фракции не будут принимать самостоятельных
решений.
Но по тому, какое будет голосование, мы увидим, как какие фракции
относятся к собственным словам, к собственным заявлениям по отношению
к Правительству и к той политике, которая Правительством проводится.
Долгое время складывалась такая странная, иногда даже абсурдная
ситуация, когда "Единая Россия" считала необходимым
непрерывно критиковать Правительство на самом высшем уровне, в
том числе и устами своих лидеров, которые являются членами Правительства.
Теперь у всех фракций будет возможность в полном объеме заявить
о своем отношении и к политике, и собственно к Правительству.
Почему не завтра? Это решение Совета Государственной Думы. Мы
были бы готовы рассматривать это не только завтра, но даже и еще
и сегодня.
Пожалуйста.
Колпаков. НТВ. Григорий Алексеевич, а можно эту ситуацию
рассматривать как некий прообраз другой ситуации - новая Дума,
проходит предложение о формировании Правительства большинства,
и оппозиция регулярно начинает вносить вотум недоверия Правительству,
потому что это часть борьбы здесь внутри Думы?
Явлинский Г.А. Можете не сомневаться, если вотум недоверия
будет рассмотрен, а он точно будет рассмотрен достаточно серьезно
и обстоятельно, то ни одно Правительство, которое будет сформировано
в будущем, не будет сознательно доводить дело до постоянного обсуждения
доверия-недоверия Правительству в Государственной Думе. Оно будет
проводить такую политику, которая будет опираться хотя бы на значительную
часть депутатов Государственной Думы.
В апреле сложилась ситуация, когда не было ни одной фракции в
Государственной Думе, которая бы систематически в самых ярких
формах не критиковала бы Правительство, вплоть до того, что правительственные
фракции собирали подписи против решений Правительства на улицах,
как они это делали по ЖКХ, например, по тарифам.
Я, конечно, понимаю, что мы привыкли к самым разным нелогичным
и даже экзотическим выходкам в российской политике, но какая-то
мера должна быть у всего.
Пожалуйста.
"Эхо Москвы". Григорий Алексеевич, вы сказали,
что решение о Правительстве все равно зависит от Президента. Но,
с другой стороны, создается впечатление, что вы хотите вывести
на "чистую воду" ваших оппонентов?
Явлинский Г.А. Мы не возражаем, если наши оппоненты готовы
выйти на "чистую воду" из того места, где они находятся,
мы будем рады на это посмотреть.
"Эко Москвы". А кого бы Вы в идеале видели в
Правительстве и премьер-министром? И какие у вас кандидаты?
Явлинский Г.А. Да. У нас есть кандидаты. Во-первых, мы
заявили о том, что мы очень всерьез проанализировали ситуацию.
"ЯБЛОКО" готово работать в Правительстве. Во-вторых,
что касается реальных кандидатур, если Президент найдет нужным,
мы готовы обсуждать кандидатуры.
Пожалуйста.
Вопрос. Скажите, почему так мало депутатов левой оппозиции
подписали? Коммунисты, аграрии поддерживали вас, а подписали мало.
Явлинский Г.А. Видимо, это то число либералов, которые
там есть. А лучше этот вопрос задать на девятом этаже. Обязательно
спросите.
Пожалуйста, еще вопросы.
Спасибо большое!
Текст
пресс-конференции в формате .RTF
|