Минувшее нас ничему не учит
Интервью с депутатом Госдумы, заместителем председателя Комитета по обороне Алексеем Арбатовым
- Алексей Георгиевич, не втянемся ли мы в связи с ситуацией в Дагестане и Чечне в новую Кавказскую войну?
- В Дагестане ситуация поверхностно напоминает и Чечню, и тот же Таджикистан. На более глубоком уровне анализа она, конечно, сильно отличается от Чечни. Подавляющее большинство жителей Дагестана, представители всех этнических групп этого многонационального края не мыслят свою жизнь вне России. Они хотят остаться в составе России. Они тесно с ней связаны и экономически, и социально. Многие дагестанцы понимают, что там может начаться, если республика вдруг попытается отделиться от России. Здесь срабатывает некий фактор внутреннего взаимного сдерживания этнических групп.
Но рядом живут очень беспокойные соседи. В частности Чечня, которая хочет спровоцировать в Дагестане сепаратистские процессы и достаточно долго готовилась к вторжению в Дагестан. Это было совершенно ясно и очевидно для всех специалистов по проблемам Северного Кавказа, но ни в самой республике, ни в федеральном центре никаких серьезных мер принято не было.
- Почему война в Дагестане вновь застала нас врасплох?
- Увы, это, похоже, становится плохой традицией. Все, действительно, знали, что внутри Дагестана в лице ваххабитов и переселенцев из Чечни создается своеобразная "пятая колонна" - укрепленные районы, вооруженные отряды, склады оружия...
- Я не верю, что возглавлявший тогда ФСБ Владимир Путин был не в курсе надвигающихся событий. Теперь же он заявляет, что террористов и в сортире "замочат". Что, нужно было дождаться взрывов в Буйнакске, Москве и Волгодонске?
- На мой взгляд, если Путин и его предшественники, возглавлявшие ФСБ, не имели надлежащей информации или не принимали ее во внимание, то тогда надо с них спросить за это в полной мере. Потому что их "небдительность" обернулась страшной трагедией для граждан России: огромные разрушения в Дагестане, много погибших среди мирного населения, федеральных войск и сотрудников МВД. Трагические взрывы прогремели в городах России. Это, как я считаю, последствия преступной халатности ФСБ, если у них была соответствующая информация, а они ничего не предприняли. Если же информация передавалась туда, куда положено, то есть Президенту РФ, и он ничего не предпринял, то, на мой взгляд, это прямой повод для возобновления в Госдуме процедуры импичмента по статье 117 Уголовного кодекса, которая квалифицирует такую бездеятельностную ситуацию как преступную халатность, повлекшую за собой тяжелые последствия, жертвы и материальный ущерб. Если Президент все знал и ему оперативно докладывали о надвигающейся беде, а он ничего не сделал по каким-то причинам, то для импичмента это - классический случай.
- Дело движется к эскалации новой войны в Чечне... Похоже, правительство и командование федеральными войсками учли печальный опыт войны в Чечне...
- К сожалению, боевые операции в Дагестане это не подтверждают. На мой взгляд, со времен первой чеченской войны мало что изменилось - выводы так и не сделаны. Ни в плане единоначалия и жесткой согласованности в действиях всех структур, ни в плане разработки специальной тактики ведения противопартизанских боевых действий, ни в плане соответствующей подготовки войск и их вооружения. Опять проявлялась несогласованность между действиями отдельных родов федеральных войск и спецгрупп сотрудников МВД. Они опять взваливали друг на друга ответственность за просчеты в боевых действиях. И только благодаря поддержке мирного населения, несмотря на значительные потери, дух наших войск был достаточно высоким. Если бы этого не было, то тогда все было бы, как в Чечне...
Какая тактика у боевиков была в Дагестане? Они сражались столько, сколько им нравилось, и потом спокойно уходили, забирая своих убитых и раненых.
Никто не перекрывал им дороги. И Хаттаб, и Басаев не тропами ведь партизанскими пробирались, а на джипах с охраной. А наши войска все продолжали "молотить" по тому населенному пункту, откуда боевики открыли стрельбу. Затем федералы входили в населенный пункт и производили так называемую зачистку. Пленных, как правило, брали очень мало. И убитых боевиков было мало, а рассказы о тысячах убитых - это выдумки нашего командования, чтобы хоть как-то оправдать собственные потери, часть из которых - на совести наших артиллерии и авиации, лупившим по своим. Потери федеральных войск в Дагестане составили порядка 300 человек убитыми и более 800 ранеными. Большие потери понесли дагестанские ополченцы, СОБР и ОМОН, принимавшие участие в наиболее кровавых операциях - они были в штурмовых отрядах, которые брали укрепленные точки боевиков под прикрытием артиллерии и авиации.
- Что, наши войска в Дагестане не в состоянии были перекрыть дороги, чтобы отрезать боевиков от баз в Чечне?
- И у меня, и у многих военных специалистов, и у местных жителей возникают обоснованные предположения, что бандитам специально предоставлялся коридор, чтобы они спокойно могли уйти... И около 90 процентов боевиков, принимавших участие в дагестанских боях, уходили в Чечню, отдыхали там и снова возвращались в Дагестан...
- Вы рассказали СМИ о том, что военнослужащие в Дагестане не получили обещанных премьер-министром Путиным денег. Но есть ли надежда, что солдаты и офицеры, участвовавшие в боевых действиях в Дагестане, свое денежное довольствие все-таки получат?
- Премьер-министр, которого, по сути, утвердили ради решения данной конкретной проблемы, должен отвечать за свои слова. Когда мы оказались в Дагестане, то узнали, что у офицеров там суточные - всего 22 рубля, у солдат - и того меньше. И все. Ни о каких долларах (им обещали платить в среднем по 1000 долларов, как и российским миротворцам в Косово) они не слышали. То есть слышать-то слышали, но никто этих денег не видел. Может, конечно, кто-то придумает изощренное оправдание, что, мол, и в Косово наши миротворцы тоже не получают обещанных долларов. Но я считаю, что это безнравственно. Поэтому мы с Щекочихиным и возмутились... Лидер "Яблока" Григорий Явлинский при встрече с Путиным попытался у него выяснить: почему слова премьер-министра расходятся с делом. После этого, кажется, какие-то подвижки в этом направлении произошли. Но данных о том, что положение исправлено и все участники боевых действий в Дагестане получат обещанное Путиным, у меня пока нет.
- Наши войска вошли на территорию Чечни и, судя по всему, готовы начать серьезную наземную операцию...
- К сожалению, проведение наземной операции стало реальностью, и я боюсь, что вот-вот она может начаться без всякого на то согласия Совета Федерации. Федеральная исполнительная власть привыкла действовать вне правового поля, считая, что таким образом у нее полностью будут развязаны руки. Наша власть, увы, не понимает, что, действуя вне правового поля, она не сможет опереться на общественную поддержку и, в конечном счете, никогда не достигнет желаемого успеха. Прискорбно, но я считаю, что за три года власть никаких выводов из чеченской войны не сделала. Боюсь, что мы будем вновь очень серьезно наказаны за то, что ничего не извлекли из преподанных нам уроков.
Беседу вел Виталий Попов
Где Русью пахнет?
|
Голова, которую победил доблестный Руслан... Сегодня она украшает один из уютных московских двориков. А что же олицетворяет этот таинственный сфинкс у Пушкина? Добро или зло? Хотела Голова погубить Руслана, а в конце концов подарила ему чудесный меч.
Не такова ли же и наша загадочная российская жизнь. Экономика - обширная, но с подрубленными корнями. Блестящие перспективы - и жуткое наследство. Огромный потенциал - и хилая действительность. Несет ли она в себе добро или зло? Коррупция, косность векового менталитета, нежелание и неумение "рулевых" понять насущные нужды - и благие, но неумелые прорывы в будущее. Каким должен быть тот волшебный меч, коим следует рубить коррупцию и рутину?
Теодор Шанин мыслит об "эксполярной экономике" (см. стр.4). Не она ли - та Голова, которую должны мы одолеть, овладев ее мечом и победив все встречные ветры?
Фото Александра Кулешова
|
Кстати
Ярославская региональная партия "Яблоко" готовится к своей VI конференции, которая состоится 22-23 октября в Рыбинске.
На ее рассмотрение выносятся два весьма важных вопроса, связанных с грядущими выборами: о выдвижении кандидата на пост губернатора области (а этим кандидатом, как ожидается, станет председатель областной Думы, член Центрального совета Объединения "Яблоко" Сергей Вахруков) и о ходе избирательной кампании по выборам Госдумы РФ.
В работе конференции примут участие Сергей Степашин и Владимир Лукин. Планируется, что они вместе с "яблочными" кандидатами в депутаты Госдумы РФ по одномандатным округам области - депутатом Госдумы нынешнего созыва Еленой Мизулиной, генерал-майором милиции Татьяной Москальковой - и председателем облдумы Сергеем Вахруковым проведут встречи с населением области.
Предусмотрено также, что в течение часа в прямом эфире они будут отвечать на вопросы телезрителей.
Михаил Овчаров
|