Завтра - День учителя
ОБРАЗ ШКОЛЫ БУДУЩЕГО
Депутат Государственной Думы Сергей Попов долгое время преподавал высшую математику в вузе. Когда его избрали в городской Совет Санкт-Петербурга, он не раздумывая пошел работать в комиссию по образованию. И теперь, избранный в Думу жителями Московского района, городов Колпино, Пушкин и Павловск, и будучи членом фракции "Яблоко", Сергей Алексеевич немало сил и времени уделяет решению как насущных, так и перспективных проблем питерских школ. Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей статью Сергея Алексеевича, которая была опубликована накануне нового учебного года в газете "Невский обозреватель".
|
|
Начинается последний учебный год XX века. Следующий - перешагнет рубеж времен. Уже нет времени ни на рассуждения о "школе будущего века", ни на очередные "радикальные реформы" на благо тех, кто будет жить и учиться в следующем столетии. То, что мы имеем сейчас, сегодня, это и есть образ питерской школы начала следующего столетия. Мягко говоря, неоднозначный образ. Учащиеся, студенты видят в нем одни черты, родители - иные, педагоги - третьи. Свой особый взгляд имеют также и политики, и правительство России... Но еще никто не сказал, что его удовлетворяет этот образ. Довольных, даже частично, нет!
Первые и главные вопросы, которые заботят всех участников образовательного процесса: насколько активно будет развиваться система платного образования? Будет ли сохранено в прежнем объеме образование бесплатное? Особенно в высшей школе...
Должен сказать, что Государственная Дума действующего созыва только за последние два года отбила две серьезные попытки правительства РФ "прихватизировать" систему высшего образования. Это один из тех редких примеров, когда абсолютное большинство депутатов-думцев (в том числе, конечно, и фракции "Яблоко") стеной встали за сохранение возможности учиться бесплатно как в общеобразовательной школе, так и в вузе. И в дальнейшем, я уверен, усилия по т а к о м у реформированию образования - не пройдут. Порукой тому - пакет федеральных законов об образовании.
Тем не менее из различных школ города ко мне то и дело поступают сигналы о непрекращающихся попытках ввести платные уроки, заключить с родителями какие-то договоры на оказание "спонсорской" помощи. Это, конечно же, рассматривается мамами и папами как плохо завуалированная попытка ввести частичное платное образование. Как юрист, должен заявить: никто не имеет права заставить вас платить за обучение ребенка в школе, если вы этого не желаете. Все уроки, вписанные в расписание, по действующему закону могут быть только и однозначно бесплатными. Школа может лишь предложить какие-то дополнительные занятия - помимо общей программы - для тех, кто не против платить. Подобные занятия, и это тоже прописано в законе, должны носить исключительно факультативный курс, не должны мешать основным урокам и проводиться исключительно на добровольной основе.
Убежден, что родители в собственных же интересах должны знать свои права и права своего ребенка. И уметь в сложной ситуации защитить их неагрессивно, но настойчиво. Помочь им понять суть и отдельные положения Закона Российской Федерации "Об образовании" могли бы руководители отделов, комитетов и управлений образования, контрольные комиссии, которые созданы недавно в управлениях: помочь понять и разобраться в конкретной ситуации. Увы, нередко именно в вопросах оплаты интересы работников образования и родителей резко расходятся. И при всем моем отрицательном отношении к попыткам педагогов навязать ученику нечто платное, я могу понять и позицию школ. Государственное финансирование сегодня таково, что современные условия работы школы просто-напросто невозможны. Я уже не говорю о такой проблеме, как достойная оплата педагогического труда как в школах, так и в вузах.
Все, что сейчас тревожит школу, имеет своей причиной ту экономическую ситуацию, в которой находится страна: безденежье, бюджетная маета. В этом году Государственная Дума приняла решение о постепенном повышении зарплаты педагогов. Зарплата школьного учителя должна была сравняться со средней зарплатой в промышленности страны, а учителя вузовского - в два раза больше. Совет Федерации поддержал наше решение. Но... Президент Ельцин наложил на него вето. Очевидно, очень испугался - как бы учителя его, не дай Бог, не приняли за какого-нибудь популиста. Промолчало и Министерство образования РФ, которое больше других должно быть заинтересовано в скорейшем решении именно материальных проблем школы.
Между тем Министерство больше занято стряпанием "исторических" проектов. Причем один проект "краше" другого. Последний шедевр в области реформирования образования - это программа по введению уже в ближайшее время 12-летнего образования в средней школе. Меня, как человека, знакомого с реальными проблемами образования, как депутата Государственной Думы, не убедили министерские аргументы. Речь велась о необходимости максимального и быстрейшего приближения к общеевропейскому образованию, о том, что программы настолько насыщенны, что школьники не успевают их усваивать, что лишний год необходим ради сохранения психического и физического здоровья подрастающего поколения... Тогда я решил посоветоваться с педагогами школ, с руководителями образования, с родителями... Никто из тех, кто поделился со мной своими размышлениями, не отозвался положительно о планах Министерства. Общее мнение таково: "Как бы хорошо ни звучали аргументы московских чиновников от образования, ясно одно: подобная мера преждевременна. Бюджет государства сегодня не в состоянии обеспечивать должным образом ни систему общего образования, ни высшую школу. Откуда, скажите, могут взяться средства на дополнительный год? За счет чего он будет финансироваться? Или надежда на родительский кошелек?.."
Могу заверить, это мнение моих избирателей без купюр доведено до сведения как моих коллег в Думе, так и чиновников Министерства образования. У государства нет средств на обеспечение не только европейского уровня образования, но и на создание нормальных условий работы и жизни педагогов. Живо в памяти, насколько сложно было изыскать деньги на строительство достаточно скромных домов для обеспечения квартирами учителей Колпина, Павловска. Совместно с руководством этих районов мы все же нашли эти деньги. Дома построены. Но еще далеко не все учителя живут в человеческих условиях. Причем при нынешнем уровне зарплаты у них нет никакой надежды на улучшение жилищных условий без участия государства. Сейчас предстоит довести до конца решение подобной проблемы в Московском районе. Часть квартир в тех двух "небоскребах", которые стоят на Кузнецовской улице, тоже должна быть передана педагогам школ района.
Столь же остра проблема школьных зданий и помещений для внешкольного образования и детского досуга. Причем не существует никакой реальной программы, которая могла бы исправить положение. За последние годы лишь одна школа в Петербурге может похвастаться тем, что получила новое здание. В Колпине мне удалось хотя бы решить проблему реконструкции Дома творчества детей и юношества. Ребята получили обновленное здание прекрасного качества. Однако каждый раз решать частным порядком подобные проблемы крайне сложно и не по-государственному. Должна быть создана программа "Школьный дом", должно найтись финансирование. И это - следующая задача.
...Звенит школьный звонок - первый звонок учебного года, - и проблемы на время уступают время светлому празднику. Я хочу пожелать и школьникам, и студентам, и педагогам, и, конечно, родителям, такого же праздничного настроения в течение всего этого учебного года, последнего в уходящем столетии.
|
Низкий поклон педагогам
Всех, кто учит, воспитывает, заботится о детях, "Яблоко" поздравляет с Днем учителя. Это давно уже и наш праздник.
Пока дети выполняют домашние задания, готовятся к экзаменам, а учителя, несмотря ни на что, ведут уроки, - школа не только живет, но и скрепляет все наше общество.
Она такая благодаря вам, дорогие учителя, благодаря вашему долготерпению, любви, опыту.
Мы поздравляем всех учителей, воспитателей, работников школы с их любимым праздником. Желаем всем любви учеников и благополучия в семьях, здоровья и сил.
С уважением и искренним вниманием к вам и вашему делу.
Григорий Явлинский
Приняты программные документы
19-20 сентября 19999 г. состоялась вторая часть VII съезда партии "Яблоко".
Делегаты съезда утвердили 136 кандидатов, выдвинутых по одномандатным округам от партии "Яблоко". В соответствии с законом "О выборах в Государственную Думу" список одномандатников утверждается съездом партии на основе рекомендаций региональных организаций и руководящих органов партии. Список должен быть представлен в ЦИК не ранее, чем за 90 суток до голосования.
В соответствии с законом партия сохраняет за собой право выдвинуть по одномандатным округам кандидатов, утвержденных в федеральной части избирательного списка партии "Яблоко", не менее, чем за 65 дней. Федеральная часть избирательного списка была утверждена ранее - на первом этапе VII съезда.
Съезд принял за основу блок программных документов: экономическую, образовательную, военную, муниципальную, аграрную программы, программу развития малого и среднего бизнеса, а также положения правовой, федеративной, экологической политики, конституционной реформы.
Съезд утвердил концептуальный план "50 законов "Яблока", которые фракция будет проводить в следующей Государственной Думе. Концепции законов скоординированы с действующим законодательством, дополняя и исправляя его. План может быть основой работы "Яблока" в качестве как парламентской фракции, так и исполнительной ветви власти, поскольку именно правительство должно быть архитектором законодательной работы парламента.
Съездом принята за основу Декларация о текущей политической ситуации и задачах российской власти в начале XXI века.
Делегаты единогласно проголосовали за резолюцию о неотложных мерах по отражению террористической агрессии международного экстремизма и чеченского военизированного криминала, а также обратились к народам Дагестана с призывом не допустить раскола республики по национальному признаку. "Единство народов России - залог нашей победы над любыми бандитами и террористами", - говориться в обращении партии "Яблоко"
Пресс-служба фракции "Яблоко"
Первая брешь в Конституции
На закате своей деятельности нынешний состав Государственной Думы РФ решил, видимо, всех удивить. А если и не удивить, то, по крайней мере, доказать самой себе, что ей по зубам и такой крепкий орешек, как Конституция России. Разговоров о необходимости внесения поправок в Основной закон хватало всегда, ну а до дела дошло лишь сейчас. На суд парламентариев были вынесены сразу три предложения: о создании института парламентского расследования, об изменении порядка отрешения премьера от должности и о наделении Генпрокурора РФ правом законодательной инициативы.
Некоторые из предложенных поправок, казалось бы, должны были вызвать полное единение в рядах депутатов независимо от партийных убеждений. Кто только не обличал, к примеру, страсть президента к кадровым перетряскам? Пожалуй, одному лишь В.Жириновскому всегда удавалось находить скрытую мудрость во внезапных решениях главного Управляющего персоналом страны. Тем не менее, поправка, согласно которой "увольнение" главы правительства реально только с согласия Думы, - не прошла. Ложкой дегтя явилось стремление депутатов от фракции КПРФ обязать президента согласовывать с Думой не только кандидатуру премьера, но и многих других членов команды, набор которых трудно было объяснить логически. Главное, против чего возражали многие депутаты: в поправке не прописан механизм самой процедуры. Да, решения президента подчас произвольны, но следует ли считать решения Думы истиной в последней инстанции? - обратился к коллегам с вопросом депутат Виктор Шейнис ("Яблоко"). А руководитель фракции НДР Владимир Рыжков не захотел менять "нынешний паралич исполнительной власти" на "правительство, которое будет метаться между Думой и президентом".
Не вполне уяснили для себя депутаты и смысл идеи Совета Федерации о предоставлении Генеральному прокурору законодательной инициативы. Возможно, наши сенаторы намеревались таким образом укрепить позиции Генпрокуратуры в условиях, когда даже робкие попытки Генпрокурора проникнуть в кремлевские тайны коррумпированных высокопоставленных чиновников способны низвести его до уровня подследственного. Все же депутаты посчитали лучшим, чтобы органы прокуратуры - худо ли, бедно ли - занимались своим непосредственным делом и не влезали в сферу законотворчества, внося тем самым сумбур в теорию и практику разделения властей.
Несмотря на столь замечательную "обороноспособность" Конституции страны, депутатам все же удалось пробить в Основном законе небольшую брешь. Одним из главных орудий атаки при этом послужили красноречие и напористость депутата Елены Мизулиной ("Яблоко"). Недоброжелателям Е.Мизулина отвечала так: "Закон плох лишь для тех, для кого воровство, коррупция, обман, безнаказанность являются "ценностями", с которыми они не хотят расставаться. Если в этом зале есть депутаты, которые хотят бороться с коррупцией, помочь правоохранительным органам возможностью проведения объективного парламентского расследования, то они проголосуют "за"!" Лишь единицы решили рискнуть своей "незапятнанной" репутацией и сочли за благо поддержать поправку о парламентском контроле, которую так эмоционально отстаивала депутат от "Яблока".
Процесс "перекройки" Конституции, кажется становится фактом реальности. Депутат Татьяна Ярыгина ("Яблоко") выразила сожаление, что первый такой шаг сделан слишком поздно, уже под занавес работы Думы. "Поправки к Конституции - это то, чем должна была заниматься Дума этого созыва в первую очередь, - сказала Т.Ярыгина, - чтобы Конституция служила не основой для вольготной жизни исполнительной власти, а обеспечивала права граждан и, самое главное, сдержки и противовесы во власти".
В заключение следует заметить, что внесение поправок в Конституцию - процесс весьма непростой и длительный. Начнем с того, что после принятия поправки об институте парламентского расследования представитель президента в Госдуме А.Котенков уже заявил протест в связи с тем, что многие депутаты лично не голосовали. Он потребовал от Геннадия Селезнева представить заявления депутатов, которые передали право голоса своим коллегам. Если этот нюанс будет благополучно улажен, то дальше предстоит получить три четверти голосов в Совете Федерации и одобрение двумя третями законодательных собраний субъектов Федерации. Затем конституционный закон пойдет на подпись президенту. Вполне возможно, что в "эту пору прекрасную" сменятся и Дума, и Совет Федерации, и, не ровен час, сам президент России.
Усам ОЗДЕМИРОВ
От редакции. В следующем номере "ЯР" мы планируем обсудить поправки к Конституции РФ с депутатом Госдумы РФ Виктором ШЕЙНИСОМ.
|