Юбилеи
Человек редчайшей группы крови
18 апреля историку Натану Эйдельману исполнилось бы 70 лет.
В этот день в Центральном доме литератора собрались близкие, друзья и ученики Эйдельмана. Хотя прошло уже почти 10 лет со дня смерти писателя, все собравшиеся признавались, что жизнь проходит с его постоянным присутствием: на полках стоят его книги, а в душе не прекращается внутренний диалог с человеком, который из современника превратился в персонаж истории и культуры России, одновременно близкий и гигантский.
Пожалуй, более точно определил феномен Эйдельмана присутствующий на вечере поэт Евгений Рейн. "У Пастернака, - сказал он, - есть такие строки: "Однажды Гегель ненароком и, вероятно, наугад назвал историка пророком, предсказывающим назад". Эти строки в полной мере подходят к Эйдельману. Обозревая ряд людей своего поколения, литераторов, историков, я думаю, что Тоник (так звали Эйдельмана друзья - Т.М.) представлял собой абсолютно уникальное явление. Это был человек редчайшей группы крови. Есть такое представление, что история в замысле Творца существует не в своей длительности, а одновременно во всех событиях. Нечто подобное представляло собой историческое мышление Эйдельмана, в котором удивительным, одновременным образом жили Лунин, Пестель, Пушкин, Грибоедов, Герцен, Павел I, русские масоны и сегодняшний день".
Эйдельман писал только то, что хотел, и все что написал - напечатали. Судьба его произведений действительно сложилась счастливо. За последние десять лет были изданы книги "Из потаенной истории России XVIII-XIX веков", "Свободное слово Герцена", "Грань веков". В журналах "Знамя" и "Звезда" опубликованы дневники историка.
Натан Эйдельман не стал свидетелем событий последнего десятилетия, с его путчами, распадами, криминальными революциями, кавказскими войнами. Но как поразительно много он сумел предчувствовать в последний, "публицистический" период своей жизни, когда писал книгу "Революция сверху", выступал в печати и на телевидении, встречался с читателями. В последних выступлениях он, в частности, говорил, что Россия, страна, склонная к авторитаризму, в которой демократия и парламентаризм будут приживаться очень сложно. И еще Эйдельмана тревожили ошибки в национальной политике, допущенные в Советском Союзе в отношении меньшинств - корейцев на Дальнем Востоке, крымских татар, чеченцев. Эти опасения, высказанные десять лет назад, актуальны по-прежнему.
Говорят, что нет пророка в своем отечестве и нет пророка в своем времени. В великое верится на расстоянии. Натан Эйдельман всегда с оптимизмом говорил, что в России "все пойдет замечательно и больше не будет никаких революций снизу!" Хочется верить, что его "предсказание вперед" окажется верным.
Татьяна Медведева
"Медвежата" дали Путину наказ
Загасить все звезды и осчастливить детвору
Похоже, политические лавры отдельных маститых артистов не дают покоя кумирам молодежной культуры. Вслед за четверкой "На-На", которая, помнится, год назад, пролетев с концертом, пол дня изучала лабиринты здания на Охотном ряду, в Госдуму потянулись более амбициозные "звезды". Тесновато им, видите ли, в закулисье эстрады. Захотелось депутатов уму-разуму поучить, а заодно и нового Президента на правильный путь направить.
На пресс-конференции, организованной депутатом Госдумы, председателем движения "Поколение свободы" Владимиром Семеновым, которого журналисты уже окрестили "медвежонком", солист группы "Иванушки Inernational" Андрей Григорьев-Аполлонов, журналист из "Московского комсомольца" Артур Гаспарян, телеведущие Андрей Вульф и Андрей Фомин выдвинули целый ряд требований. Их основные позиции - обеспечить неприкосновенность собственности, включая частную собственность на землю, ликвидировать обязательное прохождение воинской службы, ужесточить борьбу с распространителями наркотиков, но при этом "отнестись с пониманием к тем, кто попал под наркотическую зависимость", покончить с "унизительным положением заключенных в местах лишения свободы". Словом, все, о чем непрестанно говорится везде и всюду.
Как и многие начинающие политики, "лидеры молодежной культуры" решили объять необъятное и, естественно, наступили на собственноручно положенные грабли. Пресс-релиз, он же "Наказ Президенту России В.В.Путину от нового поколения - тех, кто хочет быть свободным и жить лучше", распространенный "Поколением свободы" вызвал немало вопросов. Как, например, прикажете понимать призыв "к тому, чтобы права человека и свобода личности стали приоритетами государственной политики. Личность должна быть субъектом, а не объектом политики" в сочетании с призывом "запретить все коммунистические партии как исповедующие социальную дискриминацию и несущие ответственность за жертвы наших соотечественников в XX веке и сознательный геноцид собственного народа"? Или предложение "Иванушек Inernational" снизить возрастной ценз избирателей до 16 лет? Если Григорьев-Аполлонов выдвинул сей финт, исходя из интереса собственных фанаток, то почему сразу не предложить допускать к избирательным урнам 12-летних? Спел им про "Куклу Машу" - получил депутатский мандат.
Слушая рассуждения главного Иванушки об электоральной дескриминации, Андрей Вульф, наверное, горько сожалел о том, что не умеет петь. Кстати, недавно Вульф, пролетевший на выборах в Госдуму, получил почетную премию "Серебряная калоша-2000" за худшие достижения в российском шоу-бизнесе. Впечатление такое, что номинация "Звезда без мандата" придумывалась специально под него. Надо полагать, что в следующий раз А.Вульф удостоится приза как главный гаситель звезд. Но это лишь в том случае, если еще одно требование "шоу-медвежат" - снять с Кремля все звезды - будет выполнено.
Антон Юрский
Выставки
Страсти по деревне
В проекте "Изба" не хватает только коров
Накануне дня рождения вождя мирового пролетариата в Галерее Гельмана открылась выставка художника Валерия Кошлякова. Ничего связанного с именем Ленина свежая экспозиция не показала. Свое очередное творение Кошляков создал под впечатлением долго распускавшейся и, наконец-то, стихийно грянувшей весны. Уместившись в одном до умиления маленьком зале Галереи, выставка "Изба" даже самых продвинутых в искусстве эстетов гонит прочь не только на улицу, но на свежий воздух. Из Москвы - на природу, в деревню.
Эффект весны достигается художником до неприличия просто. Свежеструганное сооружение, очевидно, призванное напомнить москвичам, что непременный атрибут нормального уклада деревенской жизни - удобства во дворе, наполняет легкие посетителей, буквально, с первого вздоха ароматом... К счастью, не того, о чем может подумать читатель, а всего лишь смолы. Тем не менее, жажда романтики от того меньше не становится.
По сравнению с таким по музейному новеньким сортиром, остальные элементы "Избы" выглядят значительно тусклее. То ли пиломатериала не хватило, то ли гвоздей, но иные сельские прибомбасы, как, например, окошко с наличниками, Валерий Кошляков смастерил из цветной пленки. И это даже лучше. А то ведь мог бы вспомнить начало своей карьеры.
Тогда, в разгар горбачевской перестройки, ростовский художник В.Кошляков вместе с молодыми коллегами поместил выставку живописных и графических работ... в общественном туалете. Скандал, надо думать, разразился не шуточный. Но времена меняются. За прошедшие с тех пор десять с лишним лет ростовский художник превратился в московского, а перед его работами открылись двери престижнейших выставочных залов и галерей мира. Однако та первая выставка, похоже, до сих пор не дает покоя Кошлякову. Может, тоже к лучшему.
Андрей Парнов
Осталось отпустить бороду
Однажды Уолт Дисней решил, что у сотрудников развлекательных парков его компании будет такая униформа: гладко выбритое лицо и короткая стрижка. Но на днях запрет на усы все-таки был снят, так как оказалось, что рынок рабочей силы резко сокращается из-за этого условия, а работники нужны. Во Флориде их нанимают в основном в латиноамериканской среде, а истинный южноамериканский мужчина любит носить усы или бороду, или и то и другое. "Думаю, многие вздохнут с облегчением, - сказал представитель Диснеевской компании. - Я рад, что в новое тысячелетие мы входим без запрета на усы". Кстати, сам Дисней носил красивые и ухоженные усы.
Рисующие слоны
Проект наших художников Комара и Меламида, направленный на сбор средств для сохранения азиатских слонов и рекламу их художественного творчества, похоже, увенчался успехом. Во-первых, слоны под их руководством рисуют отличные картины, во-вторых, на аукционе Кристи их творчество отлично продавалось, а, в-третьих, в Таиланде уже открыта Академия слонового искусства. Это идет на пользу слонам и их тренерам, так как рисующий слон - это зрелище, а картину, которая, по словам Комара, "воссоздает непосредственность искусства", можно тут же продать.
Полит. Ру
Самоутверждение...
Фото Сергея Вязенкина
|