- В Чечне уже давно наступили гуманитарная, экологическая, экономическая, культурная, нравственная катастрофы. Это видно даже невооруженным глазом. Но их не замечают государственные мужи и военные, перед которыми, судя по всему, поставлены задачи уничтожить остатки производства, жилья и, заодно, как можно больше жителей.
На Съезде мы поставили перед собой задачу активно заниматься проблемами соотечественников и, в первую очередь, беженцев. Мы уже 3 раза выезжали в Ингушетию, помогали своим несчастным землякам деньгами, медикаментами, продовольствием, теплой одеждой. Полностью профинансировали программу, связанную с вывозом 214 детей и женщин в Геленджик на 30-дневную реабилитацию и лечение. Мы испытываем искреннюю благодарность к губернатору Краснодарского края Н.Кондратенко, который первый из губернаторов России, несмотря на запрет федеральных властей в отношении чеченцев покидать свои "резервации", сказал, что дети и женщины не виноваты в происходящем, и распорядился об их приеме. В этом деле нам помогали МЧС РФ и газета "Новые Известия", которые вели переговоры о разрешении на вывоз людей, предоставили автобусы, заботились, чтобы эта группа беженцев не имела проблем с властями.
Сегодня остро стоит проблема организации адресной помощи как беженцам, так и тем, кто остался в республике. Они особенно нуждаются в милосердии. К сожалению, из-за отсутствия надежного механизма доставки, многие гуманитарные программы сворачиваются. На местах говорят, что и десятой части гуманитарной помощи не доходит до тех, кому она предназначена. В Швейцарии мы предложили схему, по которой гуманитарная помощь доходила бы до каждого человека. Для решения этой проблемы мы начали создавать гуманитарные группы в каждом районе и крупных населенных пунктах Чечни. Их задача - составлять карты каждого дома с информацией о количестве проживающих сирот, многодетных семей, лиц, получивших увечья, потерявших родителей и кормильцев, больных и т.д. Исходя из этого, можно будет предлагать гуманитарным организациям конкретные адреса нуждающихся в помощи. В Швейцарии эту схему одобрили. Если эти предложения будут приняты, то мы поставленные задачи выполним.
- Как Вы считаете: суверенитет для Чечни - это реальная насущность для республики и чеченского народа или это надуманная проблема?
- Для любого народа слова "независимость", "суверенитет" звучат возвышенно, ласкают слух. Если же говорить о народе, испытывающем на себе несправедливость со стороны властей и постоянные беззакония, чувствующем себя незащищенным и низведенным до уровня второсортного, то он готов видеть в изменении статуса республики путь к спасению.
В истории известны три пути решения вопроса о государственном статусе: военный переворот, революция и референдум. Последний путь является самым цивилизованным. Народ должен обладать неотъемлемым правом решать, в каком государстве ему жить. Такой важный вопрос не полномочны решать митинг, съезд единомышленников, революционеры и военные. Однако в жизни бывает все далеко не так, как требуют логика и здравый смысл. Ни в 1991-м, ни в 1993-м, ни в 1996-м году люди, находящиеся у власти и рвущиеся к власти как в Грозном, так и в Москве не дали и рта раскрыть народу.
Рано или поздно закончится война. И думается, что надо провести референдум, перестав делать заявления, что согласно Конституции РФ Чеченская республика - субъект Российской Федерации. Никто не говорит о немедленном изменении Конституции РФ. Кстати, не нужно забывать, что граждане Чеченской республики не имели возможности высказаться на Всероссийском референдуме 1993 г. по основному закону страны - Конституции. На референдум следовало бы вынести и другие важные для народа вопросы: о запрете ваххабизма, об амнистии, о столице и т.д. Был город Грозный. Яндарбиев в период начала предвыборной гонки за "чеченский престол" на митинге заявил, что он переименует его в Джохар. Так и сделал, не подумав спросить мнение у народа.
- Много ли ошибок совершило Федеральное правительство в ходе антитеррористической операции в Чечне? Можно ли было избежать крупномасштабных боевых действий?
- Чечню готовили к очередной войне определенные российские олигархи, имеющие сильное влияние на семью экс-президента РФ, естественно, в сговоре с финансируемыми ими холуями из Чеченской республики. Они не раз выполняли их грязные задания за деньги. Нужен был повод, чтобы продемонстрировать всему миру, что чеченцы - бандиты, террористы, подготовить общественное мнение к применению против них любых методов насилия. И вот, пожалуйста: Басаев и Хаттаб совершают демонстративный поход на братский Дагестан, несмотря на то, что об этом походе было известно за два месяца до вторжения. (Ряд СМИ России утверждают, что с маршрута, по которому должны были идти боевики, предварительно сняли наряды пограничников и отряд внутренних войск.) Это уже повод для начала войны, но еще недостаточный. Нужно что-то еще внушительней: соответственно, следует серия взрывов домов в Москве и Волгодонске, в которых жили самые социально незащищенные люди. Не дойдя даже до эпицентра взрыва, не имея возможности ознакомиться с тем, какая применена взрывчатка, наши специалисты по борьбе с терроризмом поспешили заявить на весь мир, что обнаружен "чеченский след", и что чеченцев нужно преследовать. А государственные чиновники при активной поддержке народных депутатов "постановили": считать виновными в терактах чеченцев.
Масхадов свои обязательства в части отстаивания интересов избравшего его народа, увы, не выполнял. Но и Россия не выполнила многие свои обязательства согласно договору о мире. Да, финансирование производилось, но в каком объеме? Мы прекрасно знаем, что около 90 процентов средств, которые выделялись на восстановление экономики Чеченской республики, не выходили за пределы Садового кольца. Докладывали о восстановленных объектах, о построенных домах, а через некоторое время актами списывали эти объекты, как попавшие под бомбежку и артобстрелы. Это дикость, конечно. У нашей правоохранительной системы РФ имеется достаточно материала для того, чтобы привлечь к уголовной ответственности "пасшихся" и сейчас "пасущихся" в федеральных средствах коррумпированных чиновников как с чеченской, так и с российской стороны.
Как я считаю, для армии эта война означает не только борьбу с террористами, но и реванш, месть за прошлое поражение. Ведь не было действий, направленных на построение нормальных отношений с мирным населением.
- В некоторых селах военные все же договаривались со старейшинами: не бомбить их и проводить зачистки в щадящем режиме, например, в Ачхой-Мартане, Гудермесе?
- Да, договаривались, и сразу предупреждали, что если хоть один выстрел со стороны села произойдет, то разнесут это село в щепки из всех видов оружия. И выполняли свои угрозы. Неважно, была это провокация или нет, но за каждый выстрел из населенного пункта и раньше, и сейчас вызывают авиацию и дают команду артиллерии, и военным все равно, что страдают мирные жители.
Более того, нередки случаи, когда и боевики и военнослужащие умышленно или по неосторожности стреляют в сторону федеральных войск, что вызывает незамедлительную ответную реакцию. Также немало фактов, когда бандиты расстреливали мирных людей только за то, что те просили их выйти из села. Об этом почему-то не говорят. Некоторым военачальникам, офицерам и солдатам, особенно контрактникам, свойственно предвзятое, безжалостное отношение к чеченцам. В качестве яркого примера этому - действия офицеров и некоторых солдат Владикавказской дивизии внутренних войск, которая отличалась жестокостью и в той, и в этой войнах.
Из-за жестокости федеральных вооруженных сил и правоохранительных органов, убийства родных, близких и друзей, уничтожения и разграбления имущества, постоянных оскорблений, из-за вымогательств и издевательств на блокпостах часть подростков, молодежи и взрослого населения взяла оружие в руки. И что же, сразу записывать их в бандиты? Они сами страдали от бандформирований. Бесчеловечная война заставила их стать воинами, чтобы защищать свое право быть человеком, мстить за убитых, заступиться за униженную Родину. Равнять всех под одну гребенку - это значит следовать расистской доктрине, причисляющей всех чеченцев к прирожденным бандитам.
Если бы военное руководство не занимало такую позицию, не позорили бы себя заявлениями, что армия годами воюет с бандитами (где такое видано?), многое бы изменилось в лучшую сторону. Жестокость в отношении несчастного населения республики, убийства молодежи и просто мирных жителей при зачистках, изнасилования и т.д., к сожалению, не сокращаются, а растут. Эта война по своей циничности даже превзошла прошлую.
Жесткая, целенаправленная борьба с терроризмом, бандитизмом, работорговлей ведется во многих странах мира, должна вестись и в России, причем, с первых шагов ее появления. Но эта борьба должна быть не рейдовой, не рейтинговой, а постоянной, методичной и беспощадной.
- Каковы, на Ваш взгляд, наиболее оптимальные пути решения проблем Чеченской республики?
- Борьбу с преступностью и терроризмом нужно проводить совместно с российскими и чеченскими спецслужбами. Насколько я знаю, Россия к этому стремилась гораздо больше, чем Чечня. Рано или поздно придется садиться за стол переговоров. Думаю, что переговоры все-таки будут с Масхадовым и парламентом. Заявления Ястржембского и других о том, что Масхадов нелегитимен, потому что он не избран по Конституции РФ, не выдерживают критики. Позицию Ястржембского можно понять. Он обязан подводить идеологическую либо правовую базу под все чеченские ситуации и события. Я думаю, стоило бы задуматься над нелепостью таких заявлений. Ведь так можно договориться до того, что президенты Татарстана, Башкортостана, Чувашии, Якутии, Ингушетии, Калмыкии тоже нелигитимны, поскольку они также избраны на основании своих конституций, противоречащих Основному закону РФ.
Масхадов не оправдал надежды народа - это однозначно. Но до начала боевых действий и начала войны А.Масхадов и парламент Чечни неоднократно обращались в российское правительство, в Госдуму, в Совет Федерации Российской Федерации с просьбами о встрече для обсуждения вопросов урегулирования отношений и для предотвращения военного обострения. Но все предложения были отклонены, - не без помощи чеченской "братии". Мы бы хотели, чтобы А.Масхадов во время встречи с российским руководством на весь мир заявил, с кем он: с порабощенным народом или с теми, кто поработил его. При положительном решении, на основании совместных соглашений, подписанных МВД и ФСБ РФ с аналогичными структурами ЧРИ о борьбе с бандитизмом, работорговлей и терроризмом можно было бы поменять характер, окраску, формы и методы борьбы с этими трагическими для нас явлениями. Тем более что многие полевые командиры настроены против бандформирований. Если бы был принят такой вариант развития дальнейших действий, уверен, что весь мир признал бы его разумным.
- Где бы Вы сами предпочли жить - в суверенной Чеченской республике с шариатской формой управления или в единой и неделимой России с криминально-олигархическим строем?
- Мечтаю, чтобы мои дети жили в нормальной стране, в которой заботились бы о человеке и считались с ним, где уважали бы флаг, гимн, старость и любили свою страну, гордились своим государством. А вопрос по поводу единой и неделимой России с криминально-олигархическим строем - это горький вопрос. К сожалению, мы уже живем в такой стране, и деваться некуда. Я всю жизнь в меру своих возможностей старался, чтобы страна, в которой я живу была нормальным государством, где почитают законы, заботятся о человеке, не делят народы и религии на любимые и нелюбимые, на хорошие и плохие. Хочется жить в такой стране, где все народы равноправны, где при формировании власти исходили бы из профессионализма и порядочности людей, а не их политической ориентации, национальной принадлежности, вероисповедания, показного проявления верноподданнических чувств к очередному правителю. Возможно ли это? Хочется верить, что да. Это покажут выборы.
Беседу вел Усам Оздемиров
|