В январе в СМИ появилась информация о планах Правительства России по слиянию Российской национальной библиотеки (РНБ, Санкт-Петербург) и Российской государственной библиотеки (РГБ, Москва). Фактически речь идет о ликвидации двух крупнейших библиотек, обладающих уникальными фондами мирового значения (фонд РГБ составляет 45 миллионов единиц хранения, РНБ – 36 миллионов единиц).
Тексты обращений директоров РГБ и РНБ Александра Вислого и Владимира Гнездилова, а также обращения министра культуры Владимира Мединского председателю Правительства Дмитрию Медведеву – остаются неопубликованными, их содержание известно лишь благодаря журналистам. Кулуарность подготовки к реформе, секретность принятия решения, определяющего судьбу библиотек, ставит под сомнение любые декларации о благих намерениях.
Вопрос решают вопреки мнению экспертного сообщества, признавшего идею создания единой библиотеки на базе РГБ и РНБ циничной и разрушительной. Единственным аргументом в пользу такого объединения является тезис о необходимости создания крупнейшей в мире национальной библиотеки, правда, никто не отвечает на вопрос, зачем это нужно.
РНБ и РГБ – библиотеки, которые на основании закона об обязательном экземпляре аккумулируют всю издаваемую в стране печатную продукцию.
Заверения чиновников, что фонды библиотек не пострадают и по-прежнему будут в одинаковой мере доступны в обоих городах, не выдерживают никакой критики. Инициаторы объединения прямо утверждают, что слияние библиотек позволит вдвое сократить количество поступающих в них обязательных экземпляров печатной продукции, что решит проблему нехватки площадей для хранения литературы. Таким образом, либо в Москве, либо в Петербурге читателям и исследователям не будет доступна часть новых книг и периодических изданий, что осложнит научно-исследовательскую деятельность российских ученых.
В случае если будет создана единая библиотека, распределение фондов между отделами станет внутренним делом ее администрации. Редко используемые фонды, ставшие в результате объединения дублетными, будут беспощадно распроданы и утеряны. Страшный пожар в библиотеке ИНИОН РАН в январе 2015 года, последствия которого до сих пор поражают воображение (уничтожено свыше миллиона уникальных единиц хранения и каталог), показал, что именно такое дублирование страхует нас от подобных трагедий.
Создание Национальной электронной библиотеки не может и не должно служить оправданием для такого решения. Неслучайно в законе об обязательном экземпляре предусмотрено хранение как печатных, так и электронных изданий.
Принимаемое решение противоречит не только здравому смыслу, но и законам Российской Федерации.
В соответствие со статьей 18 федерального закона «О библиотечном деле», «национальные библиотеки Российской Федерации относятся к особо ценным объектам культурного наследия», «их ликвидация либо перепрофилирование не допускаются, целостность и неотчуждаемость их фондов гарантируются».
Для реализации проекта по объединению потребуется исключить РНБ из Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Однако исключение из него как законом «О библиотечном деле», так и «Положением о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ, вообще не предусмотрено.
Ликвидация РНБ и РГБ – преступная ошибка, которой нет и не будет оправдания.
РГБ и РНБ – символы науки и просвещения, в определенном смысле – символы государства. Экономия на науке и культуре недопустима.
«ЯБЛОКО» требует от Президента Российской Федерации Владимира Путина:
- Сохранить РНБ и РГБ в качестве самостоятельных юридических лиц и библиотек, получающих обязательный экземпляр печатной продукции.
- Обратить внимание на необходимость либерализации регулирования в сфере авторских и смежных прав, что создаст возможность для появления в Российской Федерации национальной электронной библиотеки, позволяющей читателям и исследователям из любого уголка страны пользоваться фондами крупнейших библиотек.
- Отправить в отставку министра культуры Владимира Мединского, как лицо, ответственное за принятие и проведение в жизнь противозаконного и абсурдного решения.
Председатель Партии «ЯБЛОКО»
Эмилия Слабунова