Сегодня в политической повестке дня вновь остро стоит вопрос о возможности возвращения смертной казни в российскую правоприменительную практику.
16 апреля 1997 года, в рамках обязательств по подписанной и ратифицированной годом раньше Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Россия подписала Протокол №6, предусматривающий отказ от смертной казни в мирное время. До сегодняшнего дня протокол не ратифицирован Государственной Думой. В свою очередь, 2 февраля 1999 года Конституционный суд вынес решение, согласно которому смертная казнь не может назначаться судами до тех пор, пока суды присяжных, в компетенции которых находится вопрос о присуждении высшей меры наказания, не появятся во всех регионах России.
В соответствии с Федеральным Законом «О введении в действие УПК РФ» в Чеченской Республике до 1 января 2010 года должен быть сформирован суд присяжных. 11 октября 2009 года прошли выборы в органы местного самоуправления в Чеченской Республике, что позволит сформировать суд присяжных. Это завершит процесс формирования института судов присяжных в масштабах страны. С этого момента отпадают все правовые препятствия для возвращения в правоприменительную практику высшей меры наказания – смертной казни.
Считаем, что затягивание процесса ратификации Протокола №6 не может служить основанием для возврата в суды практики вынесения смертных приговоров. Согласно общей международной практике, подписав Протокол №6, наша страна должна его выполнять.
Восстановление института смертных приговоров даже в исключительных случаях оправдает в сознании граждан применение государством крайних мер насилия, и, одновременно, может привести к непоправимым ошибкам. Могут прозвучать требования расширить этот карательный институт, могут участиться случаи самосудов над обвиняемыми в особо жестоких преступлениях. Такое развитие событий резко противоречит планам по формированию правого сознания российских граждан и строительству правового государства в нашей стране.
Более того, отказ от 10-летнего моратория справедливо вызовет глубокое непонимание со стороны международной общественности и затруднит работу Российской Федерации в международных организациях. Восстановление института смертной казни станет грубым нарушением Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, поставит под вопрос членство нашей страны в Совете Европы и лишит россиян возможности на обращение в международные суды за защитой нарушенных прав.
Бюро Партии «ЯБЛОКО» считает необходимым незамедлительно ратифицировать Государственной Думой Протокол №6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни.
Председатель Партии
С.С. Митрохин