Ключевой проблемой ЖКХ является то, что, несмотря на двадцать лет реформ, в этой сфере до сих пор не работают рыночные отношения.
Более того, последние шаги по созданию системы капитального ремонта еще более отодвинули собственника жилья от участия в судьбе собственного имущества. Создание коррупционно-бюрократического механизма в виде регионального фонда, которым распоряжается абсолютно независимый от собственников региональный оператор, ухудшили ситуацию.
Собственники жилья и другие потребители услуг ЖКХ не имеют доступа к информации о формировании тарифов. Вместе с тем, общественный контроль над Федеральной службой тарифов и региональными тарифными регуляторами может стать мощнейшим фактором сдерживания тарифов, но для этого вся информация ресурсоснабжающих и управляющих организаций должна стать публично доступной. У монополистов не может быть коммерческой тайны.
Только под давлением общественности, в том числе партии «ЯБЛОКО», власть обязала монополистов и управляющие организации раскрывать очень ограниченный круг информации. Но даже эту информацию потребители не могут получить, а власть не может эффективно контролировать ни доступность этой информации, ни вообще сферу ЖКХ.
Помочь потребителям ЖКУ и собственникам жилья в защите их прав могут их общественные объединения, если они будут иметь действенные механизмы привлечения к ответственности нарушителей прав потребителей и собственников жилья. Например, иметь право на обращение в суд с иском в защиту неопределенного круга или значительного числа лиц, и не только с нематериальными требованиями, как сейчас, но и с требованиями о возмещении ущерба и морального вреда. Кроме того, объединениям потребителей необходимо дать возможность возбуждать в суде административное производство по нарушениям прав потребителей ЖКУ.
Пока же успехи объединений потребителей носят единичный характер в силу отсутствия эффективных механизмов защиты прав потребителей ЖКУ и затратности таких действий.
Так же очень слабо работают механизмы ответственности потребителя и производителя услуг. Отношения потребитель – производитель услуг должны быть симметричными. Если потребитель не платит за полученные услуги - он должен отвечать полновесным рублем, и здесь есть разумные решения. Но и производитель услуг должен нести ответственность полновесным рублем, а в некоторых случаях – и утратой права оказывать эти услуги. Иначе мы никогда не получим нормальных отношений в сфере ЖКХ, при которых и потребитель будет доволен тем, как его обслуживают, и производитель услуг будет получать оплату за выполненную работу.
Бюро РОДП «ЯБЛОКО» считает, что невозможно добиться нормальной ситуации в сфере ЖКХ без обеспечения доступа потребителей и их общественных объединений к информации регулирующих, ресурсоснабжающих и управляющих организаций, а также без действенных механизмов привлечения к ответственности нарушителей их прав.
Председатель Партии
С.С. Митрохин