6 июля 2019
Записала Светлана Прокудина

Тулун требует правды, возмездия и справедливости. Монолог члена «Яблока» из города, пережившего наводнение

В конце июня на Иркутскую область обрушились ливневые дожди. Местные реки начали выходить из берегов и затапливать целые поселки. В зоне стихийного бедствия оказались тысячи жилых домов. По официальным данным, погибли 20 человек, 15 пропали без вести. Те, кому удалось спастись, остались без крыши над головой. Сильнее всех пострадал от наводнения сорокатысячный город Тулун, расположенный на реке Ия примерно в 400 км от Иркутска. Последнее серьезное наводнение город пережил в 2006 году. После этого там начали строить дамбу. Планировалось, что она сможет защищать город от стихии не меньше ста лет. В июне 2019-го дамба не выдержала.

Член «Яблока» Владимир Морозов живет в Тулуне с рождения. Как город накрыла вода, он видел своими глазами и даже снимал. Специально для yabloko.ru он рассказал, что происходит в Тулуне сейчас, и поделился мнением, почему у этого наводнения такие катастрофические последствия.

tulun1.jpg

Владимир Морозов

Мы предполагали, что такое возможно, говорили об этом с друзьями. И 27 июня, и 28-го были там, на берегу, разговаривали с местными жителями, видели все, что происходит. Город наш построен в таком низком месте, что лучше бы его там не строили. Представьте себе тазик. Вот мой район у края тазика, он не затопляется. Затопило самый центр. Река Ия петляет по городу и огибает его, что еще сильнее ухудшает ситуацию с затоплением. Какое-то время некоторые части Тулуна были недоступны друг для друга. По нашей стороне можно было уехать в Иркутск (если постараться), а по западной стороне можно было уехать в Братск.

Я так понимаю, что, по существу, у нас сейчас не будет города Тулуна, каким он был - будет новый Тулун (правый берег) и старый Тулун (левобережная часть).

27-го числа я слышал, что в соседнем районе начали укреплять побережье мешками с песком. Но прорвало не в этом районе, а там, где строили дамбу. Сейчас провластные СМИ пытаюсь свалить вину за наводнение на мертвого человека. Здесь есть такой Руслан Болотов, заместитель губернатора области, его отец в свое время строил эту дамбу, на нее тогда потратили около 50 миллионов. Но строили как попало. Это было видно с самого начала. Местные жители говорили, что такая дамба ни от чего не спасет, а только испортит вид. Если раньше там из домов был прекрасный вид на реку, то после было видно только дамбу. По факту, из-за дамбы многие люди не видели, что происходит на реке. Когда вода хлынула, а хлынула она с дамбы – сверху вниз, для многих это оказалось большим сюрпризом. Я понимаю, дамба была неважная, но сваливать вину на покойного подрядчика и, соответственно, давно потерявшего свои позиции экс-мэра Пивня, который все это организовывал, – это совсем не по-людски. Ответственность нужно делить: МЧС, прочие «компетентные органы», местные и региональные власти – вся система сработала как обычно неэффективно.

tulun2.jpg

Вначале было такое «благоденствие», я не знаю, кто там эксперт, на чье мнение они опирались, но был прогноз, что вода поднимется до 10 метров с небольшим. Это был максимальный прогноз уровня воды при норме в 7 метров на реке Ия. В итоге дошло почти до 14 метров. 28-го числа, когда вода уже подходила, я встречался с людьми там, где прорвало. Люди в основном верили в лучшее. Говорили, что к вечеру вода спадет. Беспокоились из-за мелочей – из-за воды поплывут выгребные ямы и будет нехорошо пахнуть, придется вызывать откачку. В таком ключе люди вели разговоры. Это было в 15.30, а в 18 часов дома там уже плыли.

Администрация наша говорила: «Не паникуйте. Вы, конечно, готовьтесь к эвакуации, готовьте вещи, но ситуация под контролем». Все это есть на сайте администрации. Они это еще дублировали в аккаунт мэра. У нас выборный год, поэтому наш действующий мэр, представитель «Единой России», завел аккаунты в соцсетях, эдакий мини-Ройзман, все открыто-прозрачно. То есть кое-какую информацию люди получали оттуда, наиболее продвинутые. Но сколько у нас этих продвинутых в частном секторе? Тулун, в основном, состоит из деревянных домишек...

А 28-го я в два часа, в три часа не видел никого там, кроме местных. Я не видел полицейских, которые кричали бы в рупор, что надо эвакуироваться. Я знаю, что на дамбу приезжали два экипажа ДПС. Но до 4-х часов я не слышал, чтобы были какие-то призывы по эвакуации, чтобы людей собирали и тащили из зоны наводнения. Зато стали подвозить грунт, за два-три часа до аварии, усиливать дамбу. Но уже было ясно, что они поздно спохватились.

tulun3.jpg

Самая главная претензия у местных к властям в том, что людей успокаивали, не обещали ничего критического. Эвакуацию начали, когда вода уже пошла. Вторая претензия людей в том, что если что-то где-то случится, денег нет ни в городском, ни в областном бюджетах, – «денег нет, но вы держитесь». Все беспокоятся, что их, попросту говоря, кинут. Люди уже рассказывают, что их ущерб стараются минимизировать. «Так, в твоем доме вода не дошла даже до края окон, значит, ты можешь рассчитывать только на компенсацию в 10 тысяч».

Я вчера прочитал на одном из местных сайтов, что на 1 июля были признаны пострадавшими в Тулуне 1,5 тысячи человек. Меня это настолько задело, я об этом до сих пор слышать не хочу... Я-то считаю, что пострадавшими в Тулуне должны быть признаны все 40 тысяч человек. Не только те, кто живет в зоне подтопления. Например, у нас с 28 июня воды нет никакой. Нам привозят ее водовозки. И с водой дело все хуже и хуже. Сегодня я в два часа дня общался с человеком, который в 11 часов пришел за водой и не успел. Он три часа ждал водовозку в тридцатиградусную жару... Говорил, что изначально с ним было около 50 человек, которым тоже воды не хватило. Если раньше очередная машина приходила через час-полтора, то сегодня следующая машина приехала только в 15 часов. Сейчас осталась на весь город одна скважина, и водовозки стоят в очередь к этой скважине, потому что из остальных скважин из-за наводнения вода пошла грязная. Из некоторых скважин люди набирали воду, приходили домой, а вода оказывалась с бензином. У нас ведь все заправки подтопило. Вода – это проблема для города номер один сейчас. По словам людей, которым я склонен доверять, так будет еще дней 8-10. Тулун плохо пахнет, воды нет. Вода в магазинах подскочила в цене. Вообще потихоньку цены поднимают на все. «Кому война, кому мать родна». С продуктами острой проблемы нет, но выбор стал немного меньше.

tulun4.jpg

В Тулуне есть несколько пунктов эвакуации. Часть людей, которые попали в зону затопления, это больше четырех тысяч домов, живут у родственников. В моем доме есть такие квартиры: была семья два человека, сейчас у них шесть человек родственников поселилось. Еще можно увидеть такую картину: привязанные собаки у пятиэтажек. Это те собаки, которых хозяева успели забрать, а в квартире сейчас их держать нельзя. Те, кому меньше повезло, у родственников жить не могут, распиханы по садикам, по школам, кто-то в спортивном комплексе оказался, спят на полу. И им не хватает самого простого. Представьте, вы переехали в незнакомый город и арендовали квартиру, но в ней ничего нет. Из-за того, что не было своевременного оповещения и своевременной эвакуации, люди покидали свои дома без всего.

Сейчас власти организовали Фонд помощи «Тулунчане». Это краудфандинг. Плюс стали раздавать какие-то деньги. Но чтобы их получить, нужно иметь документы. Деньги отдают только тем, кто прописан. Если человек купил дом, но не успел там прописаться, денег он не получит. Если ты полностью потерял дом, сейчас дают 100 тысяч, если частично – 50, и 10 на руки всем пострадавшим. Чтобы построить новый, надо вообще-то 2-2,5 миллиона. А что значит «частично» потерял? В наших краях кирпичных домов практически нет. Дома здесь деревянные. То есть деревянный дом надо будет еще просушить. Продать его будет потом практически невозможно. А они дают 50 тысяч...

Есть у нас в городе довольно популярный блогер, который свой счет открыл. Он говорит, что все будет прозрачно, не вижу оснований ему не доверять. Я опубликовал ролик про пять дней наводнения и оставил свои реквизиты. На 6 июля было 23 тысячи просмотров. Час назад из Ростова-на-Дону пришли три тысячи рублей. Я достаточно обеспеченный человек, приятно, конечно, что как автора меня заметили и оценили фильм рублем, но я пойду, посмотрю, кому что надо и кому-нибудь помогу на эти деньги. Если кто-то готов присылать вещи или что-то еще, можно присылать мне. У меня есть пустой гараж для хранения, есть друзья, настоящие патриоты здешних мест, которые могут подключиться. 

Еще к вопросу, что делает власть. Иркутяне собирали помощь пострадавшим, в итоге она к нам приехала с наклейками «Единой России». Я слышал, что «Единая Россия» уже извинилась за это. По факту больше работают добровольцы, в том числе из других городов. Из Иркутска очень большая помощь идет, я не знаю, что было бы, если бы не Иркутск. Первых пострадавших вывозили местные на своих лодках. Недавно армия подключилась. Они разгребают завалы, выносят трупы. По официальной информации, 20 человек погибло. Рядом со мной Центральная районная больница и там же морг. Я общаюсь с людьми, которым доверяю и которые не были замечены во лжи, медики им сказали, что на 1 июля было 53 трупа. Это когда еще вода стояла. Звучат разные цифры погибших, от ста до двухсот. Но я пока верю цифре 53.

tulun5.jpg

Лично я требую от наших властей трех вещей: правды, возмездия и справедливости. Думаю, большинство земляков будут со мной солидарны.

Что значит правды? Должна быть сформирована комиссия из людей, которым общество доверяет и которые проведут настоящее расследование. Тот же Явлинский, тот же Шлосберг, попросить их, может быть, они подключились бы. Ройзман тот же, Соловей, Муратов, Прохорова – у нас масса людей с большим кредитом доверия, долго всех перечислять... Прокурор тут кричал на губернатора, но мы-то знаем, что он сейчас покричал прилюдно, а потом они сели, выпили вместе, и все на этом. Губернатор приехал на третий день потопа ряженый в форму (МЧС?)  Это что за косплей? Кого он тут спасал? Он у Зюганова на юбилее тоже в образе Чапаева был? Должна быть комиссия из независимых людей, у которых был бы доступ везде. Настоящие масштабы причин и последствий наводнения замалчиваются. Нужно узнать правду, это самое важное – кто принимал решения «убаюкивать людей», сколько на самом деле погибших... И вообще, власти должны были объявить траур, почему его не было?

Возмездие за то, что до последнего успокаивали местных, не могли предвидеть реальных масштабов трагедии. Не было своевременных мер. Понятно, что идет отрицательная селекция и во власть проходят не по конкурсу, а «по блату», но здесь пострадало слишком много людей, поэтому им не уйти от ответа. Понятно, что они вынуждены экономить и боялись перестраховаться. А так до 27 июня все собрали бы ценные вещи, животных (в частном секторе очень много животных погибло)... Все это должно быть расследовано независимой комиссией, и наказание должно соответствовать размерам ущерба. Сваливать всю вину на покойного Болотова – не вариант, общество этого не примет. Там не может быть одного виновного, это гнилая система с «ручным управлением» так работает – неповоротливо, неэффективно...

Справедливость, потому что весь город страдает. В моем районе проживало приблизительно 6 тысяч человек, сейчас проживает 12 тысяч. Инфраструктура низинной части города вся порушена. А пострадавшими признаны полторы тысячи человек (вероятно, все-таки опечатка – имелось в виду 15 тысяч). У нас дачники поплыли первыми. Соседние города пострадали – Нижнеудинск, Тайшет, некоторые деревни – Евдокимово, в частности. Еще 28 июня все знали, что там были смертельные случаи. Мы все пострадали – жители Тулуна, района, соседние города, все до одного. Все, кто до сих пор без воды. Все, кто переживал все эти дни. Все, кто безвозмездно помогал и помогают до сих пор. Власти должны выплатить компенсации каждому, а тем, кто потерял дом, – не менее двух миллионов.

Главный вывод, который нужно сделать людям, заключается в том, что нам, гражданам, нужно выстраивать горизонтальные связи. Я считаю, что в каждом подъезде, на каждой улице люди должны собраться, поговорить, выбрать ответственное лицо (десятника, сотника) для связи между большими группами людей. Многие соседи даже не знакомы друг с другом... У граждан нет своих представителей. «Мы выбрали депутатов, пусть они за нас решают», но ведь они нас совсем не представляют... Нам нужно выстраивать коммуникации между собой, чтобы, если что-то случилось, не рассчитывать на дядю и тетю, на власть, которая считает себя другим сословием. 27-го и 28-го ходили разрозненные группы людей по дамбе, матерились, но не было такого, чтобы собралось много людей и чтобы они обсудили ситуацию. Я такого не видел. Не собирались улицами, переулками. Это один из главных выводов, и это нужно сделать. Это будет большим шагом от обывателей овощного типа к гражданскому обществу. Хороших людей больше, нас тысячи на каждом километре, но нужно налаживать контакты. 


Статьи по теме: Региональные вопросы


Все статьи по теме: Региональные вопросы