Когда несколько месяцев назад я обратился в прокуратуру Петербурга с просьбой проверить законность выделения бюджетных средств на новый телеканал «Санкт-Петербург», я не очень-то рассчитывал на то, что прокуроры что-то здесь найдут. Не в их это привычках. Хотя власти тогда очень забеспокоились.
Немного из истории вопроса... В октябре прошлого года я попросил прокуратуру проверить процедуру выделения из городского бюджета субсидии новому телеканалу в размере 60 млн. рублей. Сам факт субсидии вопросов не вызывал, а вот то, как это происходило, оказалось довольно странным. Во-первых, конкурс был объявлен в конце августа прошлого года, а уже через три дня Юрий Зинчук, глава комитета по печати, который и проводил конкурс, сменил место работы, возглавив новый телеканал. Во-вторых, на первой же своей пресс-конференции в должности директора телеканала, задолго до объявления результатов конкурса, господин Зинчук проявил поистине экстрасенсорные способности, предсказав, что новый телеканал получит до конца года 60 млн. рублей из городского бюджета. И ведь действительно получил! Ну и третья странность заключалась в том, что на момент участия в конкурсной процедуре у нового телеканала просто не было лицензии на вещание, что нарушало законодательство. Вице-губернатор Петербурга Алла Манилова объяснила это тем, что победа в конкурсе на получение субсидии присуждена «авансом».
Во всех этих странностях прокуратура не нашла ничего необычного. Нет криминала в присуждении «аванса». Факт «конфликта интересов» в действиях Юрия Зинчука вроде бы обнаружен, но в законе не нашли никаких «обязанностей и ограничений», распространяемых на ту должность, которую он занимал, работая в Смольном. Ну а странности с датой публикации извещений о конкурсе были просто названы «опиской». В общем, ответы получены, но неясность осталась.
Напомню, что учредителем телеканала «Санкт-Петербург» является «Городское агентство по телевидению и радиовещанию» (ОАО ГАТР), которое принадлежит Смольному. Кстати, из своей переписки с различными инстанциями, выяснил, что ГАТР получило-таки свою собственную лицензию на распространение телепрограмм «Региональное кабельное телевидение» и «Телеканал «Санкт-Петербург»» в самом конце декабря прошлого года. До этого новый городской телеканал вещал по чужой лицензии.
Наверное, из всей этой истории может показаться, что я чем-то обижен на новый петербургский телеканал. Но это не так. Как человек демократических взглядов я придерживаюсь точки зрения, что чем больше разных телеканалов, тем лучше — у людей должен быть выбор источника информации. Но исходя из этих же взглядов, мне не очень понятно, почему этот новый телеканал создаётся администрацией. Чтобы экранизировать работу и пресс-релизы городской администрации? Или создать телевизионную версию газеты «Петербургский дневник», в массовом порядке информирующей горожан о каждом шаге, чихе и слове губернатора? Или на выборах нужно обеспечить результаты?
Здесь я хотел бы процитировать слова из послания президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию: «Органы власти не должны быть владельцами "заводов, газет, пароходов". Каждый должен заниматься своим делом». Полностью с этим тезисом согласен. Только на деле получается как-то иначе.