17 января в Рязань прибыл Андрей Турчак, зампредседателя Совета Федерации и секретарь генерального совета партии «Единая Россия». Первая его должность особого значения не имеет, а вот на второй Турчак – тот человек в «партии власти», который действительно «решает вопросы» в отличие от номинального председателя и других почетных партийцев.
Андрей Турчак (слева) на "торжественном" пуске газа. Фото: сайт правительства Рязанской области.
Для этого начальника организовали различные мероприятия, в числе которых была демонстрация достижений – торжественный пуск газа в деревне Багданово Рязанского района. В официальных сообщениях об этом событии даже подчеркивали, что пуск газа был не абы какой, а «торжественный», и называли мероприятие «церемонией».
Багданово входит в Дубровическое сельское поселение, депутатом которого я являюсь. Это самый маленький населенный пункт муниципалитета, в нем пара десятков домов, многие в них постоянно не живут. Даже не хочется упражняться в сарказме по поводу того, что в 21-м веке пуск газа в трех часах от Москвы и 20 минутах от Рязани стал поводом для торжества с участием одного из руководителей всей российской политической системы. Дело даже не в этом. А в том, почему именно здесь, почему именно сейчас и для кого именно пустили этот газ. Я решил написать об этом, отправив изложенное в виде открытого письма господину Турчаку.
– 17 января вы участвовали в торжественной церемонии пуска газа в деревне Багданово Рязанского района. Непосредственно – в первый подключенный дом, где проживают пожилые супруги, которые, как сообщили официальные рязанские источники, до этого счастливого события тратили 50 тысяч рублей на дрова за зиму.
Я искренне рад за Багданово, тем более, что прошлым летом здесь еще и отсыпали щебнем дорогу, о чем жители такой маленькой деревни могли только мечтать. Возможно, вы не в курсе, но просто насыпать щебень на дорогу и укатать его – это привычный способ ремонта дорог в сельской местности, даже в такой, как Дубровическое поселение, где ведется самая масштабная в области коттеджная застройка, есть предприятия, рядом областной центр. Иногда в дело идет обычный песок или строительный мусор. Шиком считается асфальтовая крошка.
Почему же все эти блага свалились на Багданово именно сейчас? Почему многие годы никому из вашей партии и в голову не приходило поинтересоваться, сколько там тратят на дрова в рязанских деревнях? А тут такое внимание. Может быть, все это к вашему приезду? Нет, дело даже не в этом.
А вот в чем.
Если бы Вы по тому самому щебню проехали чуть дальше того места, где так пафосно пускали газ, вы бы увидели лесок с размежеванными и огороженными ленточкой участками. Это – будущий коттеджный поселок. Для того, чтобы у владельца земли шли продажи, ему нужны дорога и газ. К началу продажи участков все это и сделали. И вы, даже если не знали этого, пускали газ для того, чтобы владелец быстрее и дороже продал землю, а не потому, что жителей деревни наконец кто-то услышал. Жители стали, так сказать, случайными бенефициарами сделки между бизнесом и чиновниками.
В целом, конечно, и землей надо торговать, и дома строить, и газ подводить, ничего плохого в этом нет. Что здесь не так? А то, что без личной выгоды для тех, кто принимает решения, не видать многим сельским жителям никакой инфраструктуры.
Другой пример – финансировать благоустройство коттеджных поселков не принято, считается, что деньги надо тратить на населенные пункты с коренным населением. Но единственная дорога в коттеджном поселке на территории поселения, отремонтированная за счет местного бюджета, – это та, которая ведет к дому главы.
А за каждой деревней коттеджного поселка не будет. И на одной улице с главами живут не все. И люди в сельской местности хотят, чтобы, несмотря на это, им тянули инфраструктуру и обеспечивали хотя бы минимальное благоустройство. Просто по факту того, что они граждане страны и имеют такие же права на газ, асфальт (а не щебень!) и, например, на устойчивое энергоснабжение.
Вот таков контекст вашей «торжественной церемонии».