На 31-й сессии Псковского областного Собрания депутатов Лев Шлосберг (фракция «Яблоко») предложил коллегам внести на рассмотрение в Государственную Думу законопроект об изменении системы прохождения «муниципального фильтра» кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Федерации.
Представляя законопроект, парламентарий напомнил, что в шестом созыве регионального парламента он уже в третий раз предлагает Псковскому областному Собранию выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в федеральное законодательство в связи с процедурой выдвижения кандидатов в губернаторы: «Речь идет о всем известном, так называемом “муниципальном фильтре”, являющемся частью избирательной системы РФ на уровне губернаторских выборов с 2012 года».
Две предшествующие попытки (28 сентября 2017 годаи 25 октября 2018 года), обозначил политик, были связаны с предложением освободить политические партии, представленные в Госдуме и законодательных собраниях регионов от сбора подписей депутатов и глав муниципальных образований при выдвижении кандидатов. Шлосберг указал, что суть новых предложений заключается в том, чтобы найти компромиссный вариант «муниципального фильтра»: «Таким образом, чтобы учесть и позицию Конституционного суда РФ, и объективные требования не только политического, но и по сути исторического процесса».
Парламентарий предлагает, во-первых, снизить общее число подписей депутатов и глав местного самоуправления с 5-10 % до 1-5 %: «Таким образом, барьер снижается».
Второе предложение заключается в том, что подписи депутатов муниципальных районов и городских округов, а также глав муниципальных районов и городских округов должны быть собраны на территории не более ¾, как в настоящее время, а более ½ муниципальных образований, расположенных в регионе: «Для Псковской области это число составляет сейчас 19 из 26, в случае принятия этих изменений оно будет составлять 14 из 26».
Третьим изменением предлагается предоставить депутатам и главам местного самоуправления возможность поддержать любое число кандидатов на выборах губернатора: «Нынешняя система, при которой реализован принцип “один депутат — один глава — одна подпись” является фактически системой крепостнической, системой присяги на лояльность действующему высшему должностному лицу субъекта РФ и приводит к огромному числу не только коррупциогенных, но и прямо криминальных ситуаций».
Шлосберг считает, что в избирательном законодательстве России система «муниципального фильтра» —самая криминогенной часть избирательной системы: «Она ежегодно на выборах губернаторов воспроизводит тысячи ситуаций, когда возможно возбуждение уголовных дел против участников избирательного процесса: кандидатов, депутатов, глав местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности и организующих этот политический процесс лиц, а также глав муниципальных образований всех уровней. Эта криминогенная ситуация абсолютно уничтожает свободу, конкуренцию и честность выборов глав регионов».
Таким образом, подчеркивает Шлосберг, законопроект нацелен не только на повышение конкурентности выборов, но и на резкое снижение их криминогенности, что является абсолютно актуальной задачей.
В обоснование законопроекта депутат также сказал, что после каждых выборов губернаторов ЦИК проводит анализ избирательных кампаний и общим местом является анализ правоприменительной практики в системе «муниципального фильтра»: «После каждой избирательной кампании эксперты и члены ЦИК приходят к выводу, что систему “муниципального фильтра” надо менять В связи с этим в Госдуме сегодня находится несколько законопроектов, предлагающих реформу “муниципального фильтра”».
Депутат сказал, что его инициативой предложено существенное снижение барьеров допуска кандидатов на выборах глав регионов: «Это снижение является компромиссным, потому что барьер сохраняется. При этом оно является значительным с точки зрения обеспечения конкурентности выборов».
Шлосберг обратил внимание, что внутри областного Собрания возникла правовая дискуссия о том, может ли законодатель менять норму права: «Да, может, для этого законодатели и созданы».
21 марта правовое управление Собрания сочло, что проект не может быть поддержан областным региональным парламентом, так как «изменения, предлагаемые в Федеральный закон № 184-ФЗ, не соответствуют правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 32-П».
В возражениях на заключение юристов Собрания, Шлосберг отметил, что оно «ошибочно исходит из постулата о невозможности изменения нормы права, сформированной в конкретно историческом и политическом контексте, конкретных социально-правовых реалиях. В настоящее время широкая общественно-политическая дискуссия о необходимости реформирования и даже полной отмены «муниципального фильтра» на выборах высших должностных лиц субъектов РФ, целый ряд законодательных инициатив в этой сфере показывают, исторический и политический контекст меняется, и это требует формирования новых норм права. Представленный законопроект отвечает именно на эти изменения исторического и политического контекста».
При этом прокуратура Псковской области 27 марта представила в Собрание положительное заключение на проект, отметив, что нарушений законодательства и юридической техники в нём нет.
Шлосберг абсолютно убежден, что рано ил поздно «муниципальный фильтр» на выборах губернатора будет отменен: «Это сделает либо действующая власть, которая поймет, что “муниципальный фильтр” является одной из объективных политических проблем на уровне всех регионов России и создает как уголовные, так политические конфликтные ситуации, и решит устранить этот барьер во избежание совершенно чудовищных проблем, либо “муниципальный фильтр” будет ликвидирован тогда, когда сменится власть, если у действующей власти не хватит ума это сделать самой».
Парламентарий призвал коллег по Псковскому областному Собранию воспользоваться своим правом законодательной инициативы, предоставленным Конституцией (о чем в прошлом году напомнила секретарь ЦИК России Майя Гришина) и внести законодательную инициативу в Госдуму: «Я абсолютно убежден, что если областное Собрание станет участником правовой дискуссии в федеральном парламенте об изменениях в системе “муниципального фильтра”, мы сможем улучшить законодательство в существенной степени», — уверен Шлосберг.
Депутаты областного Собрания не задали Льву Шлосбергу ни одного вопроса. С поддержкой его законодательной инициативы выступили Наталья Тудакова и Антон Минаков.
За предложенный законопроект проголосовали 9 парламентариев (3 голоса от депутатов КПРФ, 2 – от депутатов ЛДПР, 2 – от депутатов «Справедливой России», 1 голос – «Яблоко» и ещё 1 – от «Единой России»), против – 23 (все – «Единая Россия»), 8 депутатов не голосовали, 4 отсутствовали на сессии.
Законопроект большинством голосов был отклонён.
Комментируя результаты голосования, Лев Шлосберг отметил: «Конечно, я понимал, что законопроект не будет поддержан большинством депутатов. Но такого рода инициативы необходимо вносить, постоянно напоминая и обществу, и парламенту о необходимости изменений.
Рано или поздно муниципальный фильтр будет либо полностью снят, либо реформирован настолько, что перестанет быть непроходимым барьером. Но это произойдет только в том случае, если эта проблема будет обсуждаться публично, а депутатам придется постоянно определять свою позицию, так или иначе прислушиваясь к обществу.
Запрос на перемены будет нарастать и к тому времени, когда он станет решающим, все необходимые реформаторские законопроекты должны быть не только разработаны и готовы к принятию, но представлены обществу и поддержаны им.
Я продолжу внесение такого рода законодательных инициатив в Псковское областное Собрание».