31 октября 2018
Пресс-релиз

Если бы у властей была возможность изъять из перечня памятных дат России только один день, они изъяли бы День памяти жертв политических репрессий – Лев Шлосберг

30 октября в Пскове у закладного камня на месте будущего Мемориала памяти жертв политических репрессий состоялись чтение «Возвращение имён» и митинг памяти жертв политических репрессий.

IMG_9655.jpg

В сквере перед Мироносицким кладбищем, где установлен камень, собрались родственники репрессированных (дети и внуки), жители и гости города Пскова.

На территории нынешней Псковской области в 1920-1950-е годы, по официальным данным, было репрессировано более 64 тысяч человек, только 45 498 из них реабилитированы, казнены были 8 205 человек.

На митинге выступили председатель Псковского общества «Мемориал» Юрий Дзева, краевед, ветеран здравоохранения Ангелина Эрман, депутат Псковского областного Собрания Лев Шлосберг. Заупокойную литию отслужил священник церкви Св. Жен Мироносиц о. Павел.

Юрий Дзева сообщил, что установленный 11 лет назад «закладной камень официально превратился в памятный знак; это говорит о том, что на этом месте вряд ли будет памятник». Руководитель Псковского «Мемориала» горько отметил: «Как ведёт себя правительство? С одной стороны, они якобы это осуждают. С другой стороны, практически ничего не делают для того, чтобы сталинизм не поднимал голову. Наше детство было репрессировано Сталиным. А нашу старость репрессировал Путин, отменив социальную защиту в 2005 году. Эти вопросы он снял с регионального уровня, переместив на региональный».

IMG_9680.jpg

Ангелина Эрман напомнила историю совершенно секретного приказа НКВД СССР № 00447 от 30 июля 1937 и его страшные последствия, которые длились годы и годы: «Так стартовала гонка на уничтожение собственного народа. А потом были уже приказы и по национальному признаку. Потом уже и детей врагов народа убирали. Покатилась волна. Говорят, что история повторяется. Не приведи Господь такого повторения. Чтобы не повторялось, мы должны помнить об этом. Святая память - это очень серьезно. Наверное, поэтому в этот день всегда очень холодно. И душе холодно, когда подумаешь сколько ушло людей безвинно таким образом».

Депутат Псковского областного Собрания, председатель Псковского «ЯБЛОКА» Лев Шлосберг также обратился к собравшимся у закладного камня:

«Уважаемые друзья, сегодня одна из самых главных памятных дат в нашей стране. Этот день можно сравнить с днем начала Великой Отечественной войны и с Днем Победы – и, пожалуй, больше ни с каким другим днем.

Если бы у нынешних властей была возможность изъять из перечня памятных дат России только один день, они изъяли бы этот день – 30 октября, День памяти жертв политических репрессий, потому что это день памяти о преступлениях государства перед народом и этому преступлению нет числа, этому преступлению нет меры, потому что это безмерное преступление.

Это совершенно особенный день, потому что он напоминает о том, во что может превратиться власть, если она начинает ненавидеть человека, если она начинает бороться за себя любой ценой.

IMG_9662.jpg

До сих пор неизвестно точное число жертв политических репрессий. К величайшему сожалению, оно не будет известно никогда, потому что невозможно посчитать всех родных, всех близких, всех, кого задели эти убийства, и невозможно посчитать всех убитых – и лежащих в Левашово, и лежащих в сотнях других мест в России, где без имени, без воспоминаний закапывали людей.

Сегодня, в начале XXI века, многие из нас задаются вопросом: возможно ли, чтобы такое произошло ещё раз, возможно ли, чтобы такое повторилось. Конечно, нам хочется верить, что это невозможно, но этим утешали себя очень многие люди до нас, а потом выяснялось, что возможно всё.

У нас есть самая главная – личная, глубоко моральная задача: не перестать помнить. Это задача, которую должны были бы воплощать власти государства, они должны были поднять этот день на исключительную высоту, потому что это тоже день народного подвига.

Люди, которые были уничтожены в годы репрессий, – эти люди совершили подвиг: они жили так, как считали нужным, они любили себя, своих родных, они любили свою страну.

Большинство из них не отказались от своих взглядов под пытками, и даже те, кто отказался, и те, кто оговорил себя, – они не перестают быть ни жертвами, ни героями, потому что все те, кто прошёл эти ужасы, – все герои.

11 лет назад на этом месте был установлен этот закладной камень, и тогда все говорили, что это закладной камень на месте будущего Мемориала памяти жертв политических репрессий. Вот здесь, перед оградой Мироносицкого кладбища, по одному из проектов должна была появиться Стена памяти, на которой должны были быть высечены не менее 45 000 имен репрессированных, не менее 8 205 убитых жителей нынешней Псковской области.

Конкурс состоялся, были надежды, что этот мемориал будет воплощен, но сегодня есть только этот камень и есть наша память.

Я хочу высказать огромную благодарность всем, всем без исключения, кто каждый год приходит к этому камню, в это особенное место. Этот камень не на нашем сердце – этот камень в нашем сердце, потому что этот камень и есть наша память.

Я уверен в том, что все те поколения, которые будут жить в нашей стране после нас, сохранят эту память, потому что память – это самое главное спасение человека против насилия, лжи, жестокости, равнодушия и цинизма. В какое бы время мы ни жили, память – это спасение человеческого в человеке.

Вечная память всем жертвам политических репрессий в нашей стране».

IMG_9689.jpg

Как и в предшествующие несколько лет, Лев Шлосберг был единственным представителем властей Псковской области и города Пскова, пришедшим в День памяти жертв политических репрессий на чтение «Возвращение имён» и митинг памяти жертв политических репрессий.

Чтение имён репрессированных продолжалось в Пскове также с 11 до 19 часов около памятника кн. Ольге на Октябрьской площади.

Журналист Николай Нелюбин после митинга взял у Льва Шлосберга короткое интервью:

- 11 лет назад Владимир Путин был на «Бутовском полигоне». Об этом писала пресса. В газете «Коммерсант» была заметка. Там автор отмечал, что президент был впечатлён. После этого события мы не видели никакого участия Владимира Путина в мероприятиях, связанных с памятью жертв репрессий. Что ему мешает? Возможно, он ещё выступит в День Памяти политических репрессий?

- Владимир Путин лично и кровно связан с той системой, которая уничтожала людей в нашей стране. ВЧК, НКВД и все их потомки – это организации, на которых в России держалась власть. Всегда. Власть большевиков. Сегодня в России власть держится на спецслужбах. На ФСБ. Публично осудить деятельность этих организаций, признать их преступными и террористическими для Путина означает – разрушить основы государства, во главе которого находится он сам. Сделать это Путин не может.

- Никогда? Ничто не может заставить его пересмотреть. Быть может, он хотя бы будет мешать тем процессам, которые мы все называем реабилитацией Сталина?

- Путин чувствует эти организации, из которых он вышел, как социально близкие. Как своё существо. Он не может осудить своё существо. Это невозможно. Он не осудит эти преступления никогда таким образом, чтобы они стали неповторяемы и невозможны вновь. Для Путина это невозможно ни психологически, ни политически.

- Путин не вечен. Будет в России и третий президент.

- Будет.

- В этом смысле третий президент может отличаться от второго? Что его может заставить быть иным? Или это просто не нужно России?

- Это нужно России. Это очень нужно России. Увидим, кто будет третьим президентом.

О ком статья?

Шлосберг Лев Маркович

Заместитель председателя партии, член Федерального политического комитета и Бюро, заместитель председателя Псковского регионального отделения


Статьи по теме: История и современность


Все статьи по теме: История и современность

Статьи по теме: Десталинизация


Все статьи по теме: Десталинизация