12 июля на 22-й сессии Псковского областного Собрания депутатам был представлен отчёт об исполнении областного бюджета за 2017 год. По итогам отчёта депутат Лев Шлосберг (фракция «ЯБЛОКО») обратился к представлявшей отчёт заместителю губернатора, начальнику главного государственного финансового управления региона Татьяне Бариновой с вопросом.
Депутат попросил прокомментировать ситуацию с управлением госдолгом Псковской области (на 1 января 2018 года составил 16,4 млрд рублей). В частности, парламентария интересовало, какими ресурсами по работе с госдолгом располагает областной бюджет и каковы планы администрации области по решению проблемы. По мнению Льва Шлосберга, «государственный долг задавил все возможности бюджетного манёвра для Псковской области и это остаётся ключевой проблемой бюджетного развития».
Татьяна Баринова отметила, что в бюджете области не предусмотрено новых заимствований для увеличения долговых обязательств. Бюджетные и коммерческие кредиты будут привлекаться в течение года на перекредитование ранее взятых кредитов. Кроме того, она отметила, что администрация провела работу с банками по уменьшению кредитной ставки по уже взятым кредитам. Несмотря на это, Псковская область уже нарушила условия по реструктуризации кредитов, отметил Лев Шлосберг и подтвердила Татьяна Баринова.
В своём выступлении по итогам отчёта Лев Шлосберг сказал, что отчёт об исполнении бюджета за прошедший год даёт больше информации, чем проект бюджета на будущий год. По его мнению, фактически состоявшиеся расходы показывают реальную ситуацию с бюджетом, и на основе этих расходов «мы видим в деталях температуру тела в бюджетном процессе Псковской области».
По мнению политика, бюджетный отчёт за 2017 год показывает, что в Псковской области продолжается «острое бюджетное голодание». В действиях же администрации по увеличению доходов бюджета и экономии бюджетных средств нет достаточных результатов. Это видно по отсутствию каких-либо структурных улучшений в региональной бюджетной ситуации в целом и в сфере межбюджетных отношений, в частности.
Лев Шлосберг обозначил негативные бюджетные тенденции, проявившиеся в последние нескольких лет, которые невозможно исправить быстро.
Первой из них является «постоянное и целенаправленное сжатия средств бюджета», предназначенных на оплату труда. Политик считает, что делается всё возможное для уменьшения числа работников бюджетной сферы. Власти за
счёт этих сокращений рассчитывают повысить подушевой уровень оплаты труда и тем самым выполнить т. н. «майские указы 2012 года».
Вторая проблема – критическое нарастание задолженности бюджета перед ресурсоснабжающими организациями. По мнению Льва Шлосберга, отчёты за последние годы показывают, что «по существу Псковская область находится на грани коммунальной катастрофы». Нерешёнными остаются вопросы отопительного сезона предстоящего года, задолженность муниципалитетов по накопленным платежам за ресурсы для отопления (задолженность превышает 3 и более лет), отсутствие заявителей на торгах из-за отсутствия доверия к платежеспособности муниципалитетов, управление отопительным процессом фактически в ручном режиме.
Третья проблема – это ужесточение межбюджетных отношений по отношению к органам местного самоуправления. Политик считает, что «после варварской реформы последних лет по укрупнению муниципалитетов» бюджеты оставшихся сельских поселений «стали совершенно символическими и, по сути, тратятся на обеспечение работы администраций и минимальное поддержание дорог». В тоже время муниципальные районы поставлены в положение, когда им для исполнения своих обязательств приходится брать бюджетные и даже коммерческие кредиты, при этом муниципальные бюджетные мандаты выполняются менее, чем на 50%.
Лев Шлосберг уверен, что нужно крайне внимательно подойти к анализу денежных средств, выделяемых на софинансирование федеральных государственных программ. Депутат предложил администрации области подумать, «везде ли нам нужно ввязываться в эти государственные программы, если эти 7% финансируются нами из заёмных средств, не юридически, но фактически».
«Из отчёта об исполнении бюджета за 2017-й год видно, что фактически бюджетный процесс находится на ежедневном ручном управлении, никакой перспективной бюджетной политики, не говоря уже о трёхлетнем бюджете и бюджетной перспективе, бюджете развития при таком подходе, не может быть», – считает Лев Шлосберг