Руководитель Центра антикоррупционной политики (ЦАП) «Яблока» Сергей Митрохин потребовал от мэрии Москвы отчитаться о сортировке и переработке мусора. Подрядчики по госконтрактам должны построить сортировочные станции и пункты переработки до конца следующего года. Но о строительстве ничего не сообщается.
Мусор сортируется вручную. Фото с сайта ООО «Хартия»
В 2012-2014 годах Москва заключила госконтракты на 15 лет по уборке мусора. Девять контрактов обошлись в 142 млрд руб. В феврале 2014 про передел мусорного бизнеса в Москве рассказали в Forbes. О коррупционных рисках контрактов также писали в ЦАП.
Но в контрактах, помимо вывоза и захоронения мусора, было другое важное условие, отмечают юристы ЦАП.
«В восьми контрактах на сумму 117 млрд есть требования к господрядчикам построить сортировочные станции и пункты переработки мусора. Это сделано для раздельного сбора. Но о строительстве таких объектов почти ничего не известно. Поэтому мы запросили у мэрии Москвы подробности, как выполняются эти контракты. Подозреваем, что требования о переработке не выполнены, и на самом деле весь мусор свозится на полигоны в Подмосковье либо сжигается», ‒ отмечает замруководителя Центра, юрист Алексей Карнаухов.
В 2016 году организация «Гринпис» также критиковала систему сортировки мусора в Москве за неэффективность.
«Мусорная катастрофа, разразившаяся в Подмосковье, имеет разные причины. Одна из них — отсутствие инфраструктуры раздельного сбора мусора. Без этого бессмысленно строить мусороперерабатывающие заводы. Но ведь деньги на эти цели выделялись, и немалые. Нас интересует, куда они делись? Еще один вопрос, который нас волнует: где собирались или намерены сейчас строить сортировочные пункты? Насколько эти места безопасны для живущих рядом москвичей? Ведь создание сортировочных пунктов предполагается в каждом округе. Зная ситуацию в Кучино, Ядрово, Коломне, Троицке, мы опасаемся аналогичных последствий по всей Москве», — говорит Сергей Митрохин.
Проверка ЦАП показала, что из пяти господрядчиков, только ООО «Хартия» рассказывает на своём сайте о сортировочном комплексе. Судя по описаниям и фото, мусор сортируется вручную. Как происходит переработка отсортированного мусора, фирма не уточняет. За «Хартией» стоит сын генпрокурора Чайки Игорь Чайка, сообщали в 2015 году Фонд борьбы с коррупцией и газета РБК.
ЦАП запросил адресный перечень станций по сортировке и пунктов переработки мусора, информацию о стадии строительства и собственниках объектов. По закону мэрия Москвы обязана предоставить запрошенную информацию. Если контракты не исполнены, господрядчики и чиновники мэрии должны понести ответственность, настаивают юристы ЦАП.