Сегодня все больше москвичей осознают простой и печальный факт: власти Москвы игнорируют их интересы. Застройка особо охраняемых природных территорий, уничтожение зеленых насаждений, расширение улиц так, что поток машин буквально стучится в окна горожан… Точечные застройки, которые вновь набирают обороты.
А еще — безудержный рост тарифов ЖКХ, слияние школ и медицинских учреждений.
Москвичи отвечают волной протестных акций. В иные дни в разных районах Москвы проходят по несколько митингов. Протестуют, в основном, против бездумной застройки. С ростом тарифов почти смирились, покорно оплачивая вынутые из почтового ящика квитанции, содержащие, порой, абсолютные противозаконные поборы. Про школы вообще вспоминают редко.
Власть ушла в глухую оборону. Положенные по закону публичные слушания по тем или иным проектам застройки либо не проводятся вообще, либо проводятся в обстановке такой секретности, что прийти туда может лишь горстка жителей. Запускаются «пробные шары» об отмене публичных слушаний вообще.
Сам факт многочисленных акций протеста вселяет оптимизм: горожане отстаивают свои права и есть надежда на перемены к лучшему. Увы, разговоры с организаторами акций выявляют совершенный разнобой в целях, которые они преследуют. Конечно, все требуют прекращения вырубки деревьев и застройки парков. Но что дальше? Москвичи не могут проводить все свое свободное время на митингах. Как предотвратить наступления на наши права в дальнейшем?
Некоторые считают все происходящее «перегибами на местах» и верят в разрешение своих проблем путем замены местной власти — глав управ и префектов. Большинство понимает системный, общемосковский характер проблем и ищет решение на этом уровне. Единства взглядов тут нет, у каждого свое видение дальнейших путей. Даже среди весьма продвинутых активистов народного протеста бытуют разнообразные, порой причудливые политические мифы. Попробуем их проанализировать.
«Виной всему — Генеральный план развития Москвы, в силу которого ведется застройка. Надо добиться изменения плана». Идея не лишена логики. Все, что строится в Москве — строится по плану. Изменим Генплан — отменим проекты, вызывающие неприятие москвичей. Посмотрим, однако, на проблемы с другой стороны. Генплан — не должностная инструкция сторожа. План разрабатывался и утверждался на высоком политическом уровне. На уровне руководства правящей партии «Единая Россия». Той партии, которую представлял прежний градоначальник Лужков и его нынешний преемник Собянин. Той партии, в которой состоят 32 из 35 нынешних депутатов Московской городской думы. Той партии, принадлежность к которой тщательно скрывало большинство избранных 4 марта муниципальных депутатов. Которую сейчас возглавляет бывший Президент и нынешний премьер-министр Медведев. Можем ли мы ожидать, что все эти господа признают свою стратегическую ошибку? В планах развития столицы страны и крупнейшего мегаполиса Европы? Полагаю, скорее Москва-река потечет вспять и куранты на Спасской башне заиграют «Собачий вальс».
Власть утянет оппозиционеров в долгие переговоры, будет отписываться тоннами писем со ссылками на многочисленные нормативные акты. В бесплодных дискуссиях будут проходить месяцы и годы. А бульдозеристы и лесорубы будут продолжать свою работу. Они, в массе своей, не москвичи, им платят за каждый уложенный метр асфальта и каждое срубленное дерево. И с глав управ никто не снимет планов по застройке. Москвичи будут ждать результата дискуссий, многие — так и не дождутся по причине преклонного возраста.
Пересматривать Генплан надо. Кто сможет это сделать? Новая власть, не связанная авторством с существующим Генпланом, политическими или коммерческими обязательствами перед теми, кто его разрабатывал и воплощал.
«Массовые акции протеста приведут к отставке мэра». Возможно. Хотя, скорее всего, далеко не сразу. Но что с того? Совсем недавно мы были свидетелями весьма жесткой по форме отставки Лужкова. И что изменилось? Власть передернула затвор, в патронник «дослали» очередной патрон из магазина «кадрового резерва». Там этих патронов еще много. И все точились одной рукой, по одним чертежам.
Менять нужно не лицо у руля, а систему управления. Новая система должна быть подотчетная москвичам, а не «вертикали власти»
«Москва не готова к выборам. Нет яркой личности, которая составит конкуренцию власти». Позвольте поинтересоваться — а откуда сия личность должна прибыть в белокаменную? Через какой вокзал или аэропорт? Яркие политики не падают с небес — так учит история. Они вырастают среди нас и из нас. Благодаря, не в последнюю очередь, постоянной поддержке единомышленников.
Недавно в российский прокат вышел фильм «Железная леди» — о жизни Маргарет Тэтчер. Череда коротких эпизодов-воспоминаний пожилой баронессы проходит через всю ее жизнь. Мы видим, как юная Маргарет Робертс начинает работу в консервативной партии. Как в возрасте 24 лет она проиграла свои первые выборы. И как девять лет спустя становится депутатом Палаты общин. Как добивается должности премьер-министра и признания своих идей, почти всегда — в долгой борьбе с оппозицией. И как, наконец, она теряет свой пост, утратив общий язык с однопартийцами.
Я рекомендую москвичам посмотреть этот замечательный фильм и понять: политик растет постепенно, проходя череду выборов и обретая поддержку все большего числа сторонников. Политика делаем мы, избиратели. Каждый, кто желает нашему городу и стране перемен к лучшему, должен выбрать своего политика и помочь ему расти. Как вариант — вступить на политическое поприще самому.
«Все политические партии себя дискредитировали. Москве нужен мэр, не связанный ни с одной партией, не связанный никакой идеологией, но поддержанный большинством москвичей». Вот так прямо все? Даже те, которые много лет подряд были отстранены от власти путем фальсификаций, и даже те, которые образовались буквально в последние месяцы? Оставим это утверждение на совести авторов и проповедников столь экстравагантной идеи. Обратимся ко второй части идеи. Итак, мэр, руководитель огромного города, не придерживающийся твердых политических принципов, т. е. того, что мы называем политической идеологией? И что это будет? Флюгер на ветру, готовый мгновенно развернуться на 180 градусов от малейшего дуновения. Чего ждать от него завтра? Он не консерватор, не либерал, не социал-демократ, не коммунист… Нет твердых политических принципов — нет предсказуемости. Мнение горожан? В какой форме выраженное? Дать «наказы избирателей» на все случаи жизни на несколько лет вперед невозможно. Регулярные референдумы? Полно — у нас даже на парламентские выборы приходит меньше половины избирателей. От частых референдумов люди устанут, будут лежать дома на диване. И ругать власть, за то, что их не слышит.
Мэр без поддержки политической партии? Без опоры на устойчивую организацию, команды экспертов, без избирательных фондов, наконец… «Кошка, которая гуляет сама по себе». Вы в это и вправду верите? Я — нет. Ибо знаю: все крупные посты в странах развитой демократии занимают представители той или партии. Причем чаще всего — не примкнувшие к ним «по случаю», но выросшие из их рядов. Мэр Парижа — социалист Бертран Деланоэ. Бургомистр Берлина — социал-демократ со студенческой скамьи Клаус Воверайт. Список можно продолжить. Даже герой Второй мировой войны, генерал Дуайт Эйзенхауэр, чье имя значило для американцев примерно то же самое, что имя Георгия Жукова для советских людей, никогда не занимавшийся политикой, должен был сделать свой выбор в пользу Республиканской партии для того, чтобы стать Президентом США.
«На Западе все политические партии похожи друг на друга, не имеет значения, кто от какой партии баллотируется». Вы это всерьез? Утверждающий подобное берется уговорить британского консерватора голосовать за лейбориста? Вы знаете американских республиканцев, голосовавших за Обаму? Вся политические системы развитых стран мира основаны на принципе партийности. Есть конечно, и «беспартийные» страны — Саудовская Аравия, например. Парламент, точнее его подобие, назначается королем, политические партии под запретом. Хотим ли мы следовать такому примеру?
Партийность кандидата в развитой демократии определяет не только успех на выборах. Вся дальнейшая стратегия руководителя может быть успешной лишь благодаря поддержке однопартийцев. Тэтчер не смогла бы провести масштабной приватизации, будучи членом лейбористской партии. У лейбористов — совсем другие идеи развития. Демократ Барак Обама не смог бы опереться в своей реформе системы здравоохранения на голоса республиканцев.
Пора, дорогие москвичи, расставаться с иллюзиями. Не бывает беспартийной политики, шансы на успех кандидатов-самовыдвиженцев — иллюзорны. Тратить силы стоит не на то, чтобы «отодвинуть» политические партии — они все равно никуда не уйдут — а на то, чтобы определившись с собственными политическими взглядами, поддержать свою партию и помочь ей одержать победу.
Партия «Яблоко» придерживается идеологии социал-либерализма. Мы полагаем, что индивидуальные права и свободы каждого человека являются основой благополучия и процветания всего общества. Государство должно охранять эти права от посягательства, а также помогать гражданину в тех случаях, когда его собственных сил не хватает для реализации своего законного права.
Мы знаем, что выборы — единственный путь к изменению сложившейся антинародной системы управления. Альтернатива — только кровь революции, которой мы не хотим ни в коем случае. В начале прошлого века у России был шанс установить парламентскую форму правления, приняв проекты всенародно избранной Государственной думы. Большинство в которой, кстати, получили именно представители либеральной партии — конституционных демократов. На все проекты реформ власть отвечала многократными роспусками Думы и уголовным преследованием протестующих против роспуска депутатов. Политическую сцену захватили экстремисты — как ультраправые, так и крайне левые. Чем кончилось их противостояние — знает даже школьник.
Давайте не допустим повторения печальных страниц нашей истории. Давайте оставим в стороне мифы и не будем изобретать велосипед. Давайте проведем в Москве честные, свободные выборы. И пусть воля избирателей укажет победителя.
Автор – член Регионального Совета Московского ЯБЛОКА, депутат Совета депутатов муниципального округа Черемушки города Москвы, индивидуальный предприниматель в области ИТ – консалтинга, преподаватель в Центре компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им Н.Э.Баумана.