14 декабря 2012
Пресс-релиз, фото

Участники круглого стола по проблеме сохранения высшего образования проведут митинг в Татьянин день

Вчера, 13 декабря, в офисе партии «ЯБЛОКО» прошел круглый стол на тему «Эффективность вузов: отражает ли формальный рейтинг реалии качества образования?». На главный вопрос повестки отвечали представители профессуры и студенчества МГУ, МАРХИ, РРГУ, ВШЭ, региональных ВУЗов Брянска, Ярославля, Московской области, Красноярска. По итогам обсуждения было решено провести митинг в Татьянин день (25 января).

Главным поводом совещания стал опубликованный рейтинг российских ВУЗов на сайте Минобрнауки. Ольга Власова, член Бюро партии «ЯБЛОКО», рассказала, что при определении рейтинга эффективности высших учебных заведений министерство руководствовалось только количественными показателями, такими как средний балл ЕГЭ студентов, принятых в ВУЗы, количество иностранных студентов и общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента.

«Как можно судить об эффективности высшего учебного заведения только по количественным показателям - не понятно, - считает О. Власова. – В результате в список неэффективных вузов попали практически все педагогические, гуманитарные и даже архитектурные университеты».

Доцент Красноярского педагогического института, признанного Минобрнауки неэффективным, Александр Колотов отметил, что выбирать результаты ЕГЭ как критерий серьезной оценки нельзя хотя бы потому, что на филологический факультет принимают студентов не по профильному предмету, а по оценкам за обществознание, что изначально абсурдно. Само существование ЕГЭ, по мнению участников круглого стола, поставило преподавателей в безвыходное положение - законодательно у будущих студентов перед поступлением нельзя брать даже очное интервью, а ответственность за уровень подготовки студентов несут на себе именно ВУЗы.

Профессор Высшей школы экономики, представитель инициативной группы «Свободный университет», Павел Кудюкин рассказал, что рейтинг, который изначально разрабатывался экспертами ВШЭ, включал в себя более 50 критериев. «Минобрнауки в окончательном исследовании сделало столько ошибок, сколько не может себе позволить сделать ни один наш студент в научной работе», - рассказал П. Кудюкин.

Павел Кудюкин

По его мнению, в первую очередь нельзя оценивать эффективность такого сложного и разнородного общественного института, как Университет по единому узкому кругу критериев, состоящему всего из 5 пунктов. Более того, оценивать ВУЗы можно только по показателям, связанным с непосредственной их деятельностью.

Галина Михалева, доцент РГГУ, исполнительный секретарь Политкомитета партии «ЯБЛОКО» рассказала, что рейтинг эффективности ВУЗов – это частный случай общей политики государства, направленной на разрушение системы образования в стране. «Государству, базирующемуся на сырьевой экономике, не нужны образованные люди», - отметила Г. Михалева.

Ольга Власова и Галина Михалева

Дошкольное образование лишено государственной поддержки – зарплата нянечки в регионах ниже уровня прожиточного минимума, а нехватка мест в детских садах стала повсеместной. ФЗ 83 о коммерциализации школ приводит к утрате сложившихся преподавательских коллективов, а ЕГЭ изменил базовый стимул образовательных программ в школе. «Следующий этап – выявление «неэффективных» ВУЗов, - рассказала Г. Михалева. – Причем проблемы профессуры, связанные с низким уровнем зарплат и увеличением бюрократической нагрузки, никто решать не предлагает». По ее мнению, изменить ситуацию возможно только объединением протестных усилий. «Как показывает практика, наша власть понимает только масштабное протестное выступление, - рассказала Г. Михалева. – Примером такой успешной борьбы является движение аспирантов против призыва в армию».

Доцент кафедры «Градостроительство» МАРХИ Ольга Дубровская рассказала, что наличие ВУЗа в городе является градообразующим фактором. Наличие или отсутствие университета в регионе напрямую влияет на миграцию жителей. «Необходимо не уменьшать количество высших учебных заведений, а помогать им стать более эффективными», - отметила О. Дубровская.

Ольга Дубровская

По мнению магистранта Брянского института управления и бизнеса Ярослава Кочергина, без консолидации действий ни педагогические советы, ни студенческое сообщество не могут отстаивать свои права, опасаясь локальных репрессий – лишения работы или отчисления.

«Ликвидация студенческого самоуправления в университетах и назначение ректоров ВУЗов губернаторами регионов делает образовательное сообщество управляемым, - согласилась Галина Михалева. – Именно эту проблему нам необходимо решить».

Лидер партии «ЯБЛОКО» Сергей Митрохин обобщил основные принципы заинтересованности власти в разрушении образования: «Сырьевая система экономики и имитационное развитие страны – вот основные столпы, на которые опирается власть». Нехватка денег на поддержку и развитие образовательной системы в стране, по мнению С. Митрохина, связана в первую очередь со стремлением чиновников обогащаться, создавая все новые и новые «кормушки».

Сергей Митрохин

Политик предложил поддержку партии «ЯБЛОКО» в объединении преподавательского и студенческого сообществ против сложившейся системы. «Перед нами встал вопрос сохранения системы высшего образования для будущих поколений, и мы должны дать на него достойный ответ!», - заключил С. Митрохин.

По результатам обсуждения присутствующие эксперты согласились с необходимостью консолидации усилий по противодействию ликвидации или сливания ВУЗов и назначили дату первого общегородского митинга по проблемам образования на 25 января.


Статьи по теме: Образование


Все статьи по теме: Образование