18 сентября 2020
Блог Александра Гончаренко

Александр Гончаренко: Об итогах двенадцатидневного голосования в Барнауле

Goncharenko.png

Прошло пять дней с окончания избирательной кампании по выборам депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания на дополнительных выборах по одномандатному избирательному округу №26. Дополнительные выборы были назначены по причине осуждения за воровство и растрату депутата от партии «Единая Россия» Андрея Волкова. 

Официальные результаты таковы: депутатом вновь стал кандидат от партии «Единая Россия», на этот раз Артем Шамков, — 57,18% голосов, на втором месте кандидат от КПРФ — 15,12%, на третьем — я, набрав 12,74% голосов, далее представитель ЛДПР с 8,28% голосов, а замкнули избирательную гонку кандидат от «Партии Прогресса» и самовыдвиженец, набравшие соответственно 2,48 и 2,21 процента голосов избирателей. В выборах приняло катастрофически малое число избирателей — 7,6%. Это значительно меньше, даже чем на выборах в Барнаульскую гордуму в 2017 году (14,65%). Я не случайно сравниваю прошедшую избирательную кампанию с выборами 2017 года, поскольку правящая партия использовала ту же тактику.

Досрочное голосование как технология фальсификации (мое оценочное мнение) барнаульскими властями с успехом было опробовано в 2017 году на выборах в Барнаульскую городскую Думу. Тогда в Барнауле был установлен абсолютный рекорд России по досрочному голосованию — почти 28%. Власти Барнаула, краевая и городская избирательные комиссии этот феномен объясняли большим желанием барнаульцев досрочно проголосовать, чтобы в единый день голосования иметь возможность поехать копать картошку. Эти объяснения выглядели довольно жалкими на фоне показателей досрочного голосования в соседних городах Бийске и Рубцовске: 6% и 5%. Тогда наш анализ показал, что результат досрочного голосования партии «Единая Россия» был в два раза выше, чем результат в день единого дня голосования.

На этот раз досрочное голосование было еще большим и составило 39,4%. Члены участковых избирательных комиссий вынуждены были порой доходить до абсурда, пытаясь подыскать уважительную причину для досрочного голосования пришедшим в избирательную комиссию гражданам.

Мне рассказывал член участковой избирательной комиссии № 201 с правом совещательного голоса от КПРФ, что восьмидесятилетней старушке в качестве уважительной причины для досрочного голосования было предложено указать командировку. Кстати, на этом избирательном участке досрочно проголосовало 51,54% избирателей, принявших участие в выборах, из них за единоросса проголосовало 80,34%.

Кандидат от правящей партии в ходе досрочного голосования в округе набрал 76,76%, а в единый день голосования — в 1,4 раза меньше, тогда как у меня результат соответственно 7,52% и 17,18%. Явку сушили правдами и неправдами. Хочу отметить, что низкая явка на руку не только партии «Единая Россия», которая за 12 дней имеет гораздо больше возможностей «пригнать» на голосование зависимых избирателей, чем в только единый день голосования. Низкая явка на руку и КПРФ, чей пожилой электорат отличается завидной дисциплиной.

Я стал свидетелем трогательной и одновременно грустной ситуации. Объезжая избирательные участки 13 сентября, на участке я № 191 обратил внимание, как в сторону школы, где размещалась комиссия, с трудом передвигаясь, опираясь на пару костылей, движутся два очень пожилых человека, мужчина и женщина. Поравнявшись с ними, поинтересовался, куда они идут. Они ответили, что голосовать, так как им позвонили из КПРФ. Мне пришлось попросить полицейских помочь этим двум старикам, для которых поход на выборы мог закончиться трагически.

Мы столкнулись с ситуациями, когда агитаторы одного из кандидатов дезинформировали пожилых избирателей.

Приведу два примера.

Первый. В последних числах августа один из моих агитаторов, проводя одиночный пикет, столкнулся с таким случаем.  Мимо него проходила бабушка, которой он вручил мою листовку.  Она остановилась и, прочтя мою фамилию на листовке, сказала агитатору, что она за меня уже проголосовала. На вопрос, как она это смогла сделать, она поведала, что в середине августа к ней домой приходила женщина, от которой она узнала про выборы. Женщина перечислила несколько фамилий кандидатов и вкратце рассказала о них, а затем спросила, за кого бабушка будет голосовать. Та ответила, что за Гончаренко, так как она всегда голосует за врачей. Женщина попросила ее поставить подпись в какой-то бумаге и сказала, что бабушка уже проголосовала и на выборы может не приходить, ее голос уже учтен. Моему агитатору было непросто переубедить старушку.

Другой пример. Примерно около 17 часов 13 сентября в наш штаб позвонила пожилая женщина-инвалид и с обидой в голосе стала высказывать претензии, что к ней приходил какой-то молодой человек в начале августа и спрашивал о том, за кого она будет голосовать. Она ответила, что не скажет, так как это ее личное дело, но попросила его, чтобы к ней 13 сентября пришли с урной для голосования. Он ей обещал, но никто не пришел. Наш телефон ей дала соседка, которая узнала его из газеты «За права человека на Алтае». К сожалению, мы ей уже помочь не могли, поскольку заявления на надомное голосование принимаются до 14 часов.

Я привёл примеры работы недобросовестных агитаторов, которые «сушили» явку избирателей конкурентов, но это, на мой взгляд, как и отсутствие должной информированности избирателей о выборах со стороны избирательных комиссий, как и прекрасная погода 13 сентября, не имели решающего значения для столь низкой явки. Низкая явка — это своеобразный ответ избирателей, потерявших веру в то, что с помощью института выборов можно сменить власть на выборах.

P.S. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность избирателям, которые поддержали меня на выборах, членам моего небольшого избирательного штаба Татьяне Бабич и Надежде Барановой, Наталье Ляшко и Алексею Луневу, агитаторам: Марии и Марины Щегловым, Светланы Синициной, Эмилии Егарминой, Максиму Дегтяреву, Ксении Черепановой и др., членам участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса, которые мужественно боролись с нарушениями в ходе  голосования: Дмитрию Яремко, Андрею и Татьяне Быковым, Александру Дягилеву, Антону Закавряшину, Татьяне Кудиной, Тамаре Ласточкиной, Владиславу Конопихину и Елене Крывшенко.  

Отдельное спасибо Виктору Рау, Константину Кононенко и Вячеславу Филиппову за многогранную помощь в ходе проведения избирательной кампании. 

Спасибо всем, кто пожертвовал денежные средства в мой избирательный фонд. 

Хочу еще раз выразить признательность легендарной семерке моих доверенных лиц .

Пусть мы в этой кампании не победили, но, как известно, дорогу осилит идущий! 

Автор

Гончаренко Александр Ильич

Правозащитник. Член федерального Бюро партии (2008-2023). Кандидат медицинских наук

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Региональные выборы


Все статьи по теме: Региональные выборы