На антикоррупционной экспертизе в Петербурге находится проект закона, разработанный в Смольном и объявляющий административными правонарушениями целый ряд деяний, совершаемых на территориях зеленых насаждений общего и ограниченного пользования. Таких как «засыпка листьями стволов деревьев и кустарников», «подвешивание на зеленых насаждениях гамаков, качелей, веревок для сушки белья», а также «добывание из зеленых насаждений сока, смолы; нанесение на них надписей и механических повреждений, в том числе надрезов», и «сбрасывание снега и льда на газоны», и «сбрасывание снега с крыш на участки, занятые зелеными насаждениями, без принятия мер, обеспечивающих сохранность деревьев и кустарников», и наконец, «раскапывание участков под огороды». И целый ряд иных запретов.
Борис Вишневский. Фото: пресс-служба партии «Яблоко»
После окончания периода, отведенного под экспертизу, правительство внесет этот законопроект в городской парламент. Судя по тому, как благостно в нашем Законодательном Собрании встречают все инициативы администрации, проекту суждено превращение в закон без особых проблем.
Горожане, конечно, изощряются в комментариях под этими новостями. Мол, не та уже Родина, чтобы щедро поить березовым соком (который теперь добывать будет запрещено под угрозой штрафа до 5 тысяч рублей). И неясно, можно ли будет вешать в городских парках кормушки для птиц и белочек без разрешения. И каким способом будут штрафовать сосульки, падающие на газоны, деревья и кустарники, если бороться с их образованием так и не научились (помнится, губернатор Валентина Матвиенко анонсировала срезание «сосулей» лазером, но что-то не срослось)? И, конечно, вопрос от граждан по существу — что, протирателям штанов в Смольном совсем уже нечем заниматься?
Уточним: я против того, чтобы в парках и скверах уродовали деревья (в том числе березки) — добывали сок, или сдирали кору, или добывали смолу из сосен. И сбрасывать снег на газоны тоже нехорошо. И развешивать в парках белье для просушки — некрасиво и неприлично. Но кому может помешать или повредить, например, «засыпка листьями стволов деревьев» — искренне не понимаю. А попыток «раскапывать участки» зеленых насаждений под огороды и вовсе не припомню.
Есть другое: во многих домах, особенно в новых районах, люди сажают цветы и кустарники (в том числе ягодные) на придомовых газонах, обустраивают там самодельные клумбы, украшая свою среду обитания. Порой это очень красиво смотрится и радует взгляд. Не получится ли так, что именно с этим и начнут бороться?
Тем паче, что в Петербурге растет и процветает организованный Смольным интернет-портал «Наш Санкт-Петербург», который я давно называю «порталом стукачей». Там в последние годы буквально поселились анонимные жалобщики, которые пишут сотни жалоб каждый месяц на всё, что им не нравится (в том числе требуют убрать самодельные клумбы на газонах). А администрация послушно отрабатывает эти «сигналы».
Но суть дела не только в этом.
Проблем — реальных! — в Петербурге, что называется, выше крыши.
Это и почти не строящееся метро (огромные районы города ждут его десятилетиями). И постоянно растущие тарифы: на проезд на общественном транспорте, на капитальный ремонт домов, на жилье и коммунальные услуги. И почти намертво вставшая городская «очередь» на получение квартир (те, кто не имеет льгот, получает сегодня жилье, если он встал на очередь в 1981 году и ранее, то есть больше 40 лет назад). И очереди в детские сады. И отсутствие школ, детсадов и поликлиник в «человейниках» на окраинах города, где жилье строят быстро — ради скорейшей продажи, — а «социалка» безнадежно отстает. И многое, многое другое.
В Смольном любят говорить, что на всё это нет денег. Но они почему-то есть на другие цели.
Например, «восстановление Мариуполя» (до начала «спецоперации» не нуждавшегося в восстановлении), на что нынче разрешено тратить деньги из резервного фонда городского правительства. А сам этот фонд — при активной поддержке нашего парламентского большинства, — по предложению губернатора Александра Беглова увеличен до 50 млрд рублей, около 5% всех расходов бюджета Петербурга.
Замечу: средства резервного фонда правительство использует бесконтрольно. Об их исполнении оперативно не отчитывается, а предоставлять депутатам (на запросы фракции «Яблоко» отвечают отказами) информацию о том, куда идут эти средства, отказывается. Видимо, есть что прятать.
При этом, когда читаешь проекты законов, подобные описанному, может сложиться впечатление, что все городские проблемы уже успешно решены. И осталось только разобраться со злостными добытчиками березового сока и развешивателями веревок для сушки белья.
Ну, а параллельно с этим в городе проходят учения по уборке снега… без снега. Это не шутка: сообщалось, что в Центральном районе Петербурга прошла тренировка для дворников, и что «несмотря на отсутствие осадков и аномальное потепление, сотрудники коммунальных служб отработали этапы комплексной уборки пока что несуществующих снега и наледи с крыш, городских улиц и дворов».
Наконец, на только что открытой мемориальной доске, установленной в память о великом ученом, который расшифровал письменность майя, — Юрии Кнорозове, — поместили его портрет на фоне… ацтекского «Камня Солнца». Для справки: культура майя на тысячелетия старше, чем ацтекская. Но майя, ацтеки, инки — какая, в конце концов, разница для городских властей? Тем более что 99,99% проходящих мимо граждан и не заметит несоответствия…
Так и живем.