События последних месяцев убедительно показали, что в условиях эпидемий и карантинов экономика напрямую зависит от состояния и возможностей медицины.
О том, что в конце лета и особенно осенью мир ждут повторные волны пандемии, много пишут и говорят, а на минувшей неделе в отношении России об этом же заявил и президент Путин.
Исходя из этого, «общенациональный план по восстановлению российской экономики», разрабатываемый правительством, должен начинаться с мер, направленных на решительное укрепление российской системы здравоохранения. Именно это должно стать стержнем плана реанимации экономики.
Даже не вдаваясь в анализ официальных данных о числе заболевших и умерших от коронавируса в нашей стране, совершенно ясно, что российская медицина в ее нынешнем состоянии не готова к таким нагрузкам. И хотя президент говорит, что система здравоохранения России в борьбе с эпидемией работает с «хорошим запасом надежности и прочности», поверить в это крайне трудно. Согласно официальной статистике и расчетам прессы, каждый 15-й умерший в России от COVID-19 — медицинский работник. Для сравнения: в Италии только каждый 150-й погибший от коронавируса был медиком, а в Испании — каждый 360-й. Все это едва ли свидетельствует о «запасе прочности» российского здравоохранения. Скорее наоборот.
Конечно, эпидемия COVID-19 стала суровым испытанием для систем здравоохранения во всем мире, поставив вопрос о необходимости перестройки. Ни в одной крупной стране система не сработала таким образом, чтобы обеспечить возможность госпитализации и лечения инфицированных в тяжелом состоянии, не вынуждая правительства идти на обширные запретительные меры в отношении хозяйственной деятельности в промышленности и сфере услуг. Экономический ущерб от этих мер до конца еще не ясен, но в любом случае он превысит не только потери, связанные с периодическими циклическими рецессиями, но и урон, нанесенный такими крупными потрясениями, как мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 годов.
Учитывая масштабы экономического ущерба, разработку стратегии восстановления экономики надо начинать с самых серьезных мер по совершенствованию системы российской медицины, направленных в том числе на подготовку к существенному увеличению нагрузки на здравоохранение из-за продолжающейся эпидемии или ее новой волны. От того, насколько успешно удастся решить эту задачу, будут в значительной мере зависеть масштабы и особенности карантина и, следовательно, нового спада экономики.
Это положение следует принять за исходную точку и уже сейчас в том самом плане по «восстановлению экономики», который правительство разрабатывает по поручению Путина, сформулировать перечень необходимых шагов к созданию принципиально новых оснований общественного здравоохранения, что сделает его более устойчивым к подобным стрессовым ситуациям. Анализ предложений профессионалов, которые можно встретить в мировой прессе, подсказывает некоторые ключевые решения.
1. Прежде всего очевидно, что требуются иные — гораздо большие, чем сейчас — масштабы инвестиций в научную, институциональную и медицинскую инфраструктуру, необходимую для предотвращения, выявления и реагирования на следующую угрозу инфекционных заболеваний.
2. Помимо создания и содержания в постоянной готовности общественных структур, способных в короткий срок развернуть сеть центров для массового обследования населения или его отдельных категорий, входящих в группы риска, и диагностирования инфекционных заболеваний, требуется постоянное поддержание резерва лабораторных мощностей, материалов и средств хранения.
3. Потенциальный резерв больничных коек и отделений интенсивной терапии должен быть увеличен за счет возможностей государственно-частного партнерства: например, путем расширения программы обеспечения готовности больниц и соглашения о сотрудничестве в области обеспечения готовности к чрезвычайным ситуациям в общественном здравоохранении.
4. Необходимо радикально расширить цепочку поставок средств индивидуальной защиты и продолжить разработку кризисных стандартов оказания медицинской помощи.
5. Чтобы уменьшить будущую нагрузку на систему неотложной помощи, необходимо поддерживать возможности первичной помощи в выявлении групп повышенного риска, в раннем выявлении случаев заболевания и лечении на дому, в том числе за счет более эффективного скрининга и управления контролем здоровья населения.
6. Целесообразно создать Всероссийский центр профилактики инфекционных заболеваний.
7. Требуется разработка четких и эффективных планов реализации таких мер общественного здравоохранения, как карантин и унификация действий государственных и местных органов здравоохранения в этом вопросе.
8. Специального внимания требует вопрос совершенствования условий для разработки вакцин и их тестирования. Разработка вакцин для новых вирусов должна занимать месяцы, а не годы.
9. Необходимо расширить возможности для использования моделирования распространения инфекционных болезней при принятии решений в области общественного здравоохранения и для этого учредить Федеральный центр прогнозирования инфекционных заболеваний. Это отдельное федеральное учреждение должно функционировать аналогично Росгидромету, разрабатывать модели для проведения исследований с целью совершенствования методов, используемых в том числе для развития фундаментальной науки. Результаты моделирования и анализа должны быть интегрированы в систему принятия решений государственными органами.
10. Фундаментальные исследования в системе здравоохранения нуждаются не только в увеличении финансирования, но и в повышении конкурентности при распределении средств, а также в совершенствовании методов оценки их результативности.
11. Наконец, неизбежна реформа оплаты труда медицинских работников. В частности, экстренные дополнительные выплаты врачам в связи с нынешней пандемией в дальнейшем должны быть систематизированы. Это позволит создать более эффективный потенциал быстрого реагирования на массовые случаи тяжелых заболеваний, а также значительно увеличить резервные возможности органов государственного здравоохранения при необходимости сдерживания эпидемиологических вспышек и снижения нагрузки на больницы.
Вместе с тем очевидно, что эффективная система противоэпидемических мер, которую можно и нужно рассматривать в качестве необходимого (и, судя по всему, долговременного) государственного института, как и все остальные меры по реанимации экономики, не может существовать без доверия населения к власти и государственным органам, к их политике. Без доверия никакой «общенациональный план по восстановлению российской экономики» не сработает.