15 мая 2020
Специально для сайта

Елена Дубровина: «Поправки к Конституции - политический тренд на разрушение правовой системы»

В условиях ослабления ограничений, связанных с пандемией коронавируса и возможного назначения дня общероссийского голосования, тема поправок в Конституцию Российской Федерации вновь становится актуальной.

Центр законодательных инициатив партии «Яблоко» подготовил Экспертное заключение от 25.03.2020 №2 по поправкам к Конституции Российской Федерации.

Краткое изложение выводов.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (далее – Закон о поправке), а также Заключение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.03.2020 № 1-З (далее – Заключение) противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку и содержание Закона о поправке (стр. 8-24 Заключения), и его форма (стр. 24-26 Заключения), и процедура его принятия (стр.2-8 Заключения), грубо нарушают положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации. 

Содержание значительной части поправок противоречит главе 1 Конституции, несмотря на установленное частью 2 статьи 16 Конституции требование о том, что никакие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя, то есть положениям ее первой главы. Вопреки данному требованию в Конституцию вносятся следующие нормы:

1. О нераспространении на действующего Президента нормы о недопустимости пребывания в должности более двух сроков, что противоречит статье 1 Конституции, предусматривающей, что Российская Федерация - демократическое правовое государство, а также статье 6 Конституции, устанавливающей равенство прав граждан Российской Федерации.

2. О расширении полномочий Президента, автоматически влекущем ослабление всех ветвей государственной власти, такие как:

  • 1) общее руководство со стороны Президента Правительством, подотчетность Председателя Правительства Президенту, обязательность для Председателя Правительства распоряжений, поручений Президента, полный контроль за назначением и прекращением полномочий всего состава Правительства со стороны Президента - лишает самостоятельности исполнительную власть; 
  • 2) исключительные полномочия Президента инициировать предварительный конституционный контроль в отношении проектов всех видов федеральных и региональных законов, в том числе принятых в установленном порядке, но еще не вступивших в силу, -  тем самым осуществлять косвенное вето (запрет) на все неугодные Президенту законы как федерального, так и регионального уровня, а также право назначения части сенаторов, в том числе пожизненно, - дает возможность управления законодательной властью, что лишает ее самостоятельности;
  • 3) исключительное полномочие по инициированию назначения и прекращения полномочий руководства высших судов (Конституционного Суда, Верховного Суда), судей высших судов, а также назначение самостоятельно руководства иных федеральных судов и федеральных судей; единоличное формирование прокурорского корпуса - делает управляемым независимое правосудие в нарушение части 1 статьи 120 Конституции.

Указанные выше новеллы грубо нарушают принципы разделения властей и самостоятельности органов государственной власти, являющиеся основами конституционного строя в соответствии со статьей 10 Конституции, а тем самым нарушают правовой и демократический характер российского государства, провозглашенный основой конституционного строя в статье 1 Конституции. 

3. О запрете призывов к отчуждению в мирном порядке части территории Российской Федерации, об обеспечении защиты исторической правды, о запрете умаления значения подвига народа при защите Отечества, о создании государством условий для воспитания в детях патриотизма, что не совместимо с принципом идеологического многообразия, являющимся основой конституционного строя, установленной частью 2 статьи 13 Конституции;

4. О допустимости неисполнения решений межгосударственных органов, в том числе международных судов, если они в истолковании Конституционного Суда противоречат Конституции, либо противоречат основам публичного правопорядка Российской Федерации, что нарушает признание международных договоров частью российской правовой системы как основы конституционного строя, предусмотренной частью 4 статьи 15 Конституции, и право граждан России обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, установленное частью 4 статьи 46 Конституции;

5. О вхождении органов местного самоуправления в единую систему публичной власти, что нарушает принцип самостоятельности местного самоуправления и невхождения органов местного самоуправления в систему органов государственной власти, что противоречит статье 12 Конституции.

Указанные поправки, внесенные в главы 3-8 Конституции, делают Основной закон страны противоречащим основам конституционного строя, конституционным принципам правового и демократического государства (статья 1 Конституции).

Форма Закона о поправке не соответствует Конституции по следующим основаниям:

1. Под видом одной поправки в нарушение статьи 136 Конституции в Конституцию внесены многочисленные и разнородные поправки, друг с другом не связанные, что предполагает принятие не одного, а нескольких законов о поправке (что особенно недопустимо с учетом того, что голосовать за эти разнородные поправки избирателям предлагается как за одну поправку - пакетом). 

2. Законопроект не сопровожден пояснительной запиской, которая бы убедительно объясняла необходимость внесения и суть каждой из предлагаемых поправок и их взаимосвязь.

3. Суть ряда поправок не соответствует их расположению в тексте Конституции: по своей значимости часть поправок должна быть помещена не в главы 3-8, а в главу 1 Конституции в качестве основ конституционного строя (например, о создании единой системы публичной власти, о Государственном Совете как органе государственной власти, о преемственности в развитии Российского государства, о его правопреемстве по отношению к СССР, о необходимости соответствия МРОТ прожиточному минимуму и т.д.). Другая часть поправок должна быть внесена в главу 2 Конституции в качестве положений о правах человека и гражданина (о допустимости брака как союза только мужчины и женщины, об ограничении избирательных прав граждан и права на равный доступ к государственной службе, о защите достоинства граждан и т.д.). 

Внесение данных поправок в Конституцию возможно лишь в порядке статьи 135 Конституции путем созыва Конституционного Собрания для подготовки проекта новой Конституции и путем всенародного голосования (референдума). При этом согласно пункту 3 статьи 135 Конституции при проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Указанное выше формальное противоречие влечет чрезвычайно опасные сущностные последствия: основы конституционного строя и права человека посредством включения в иные главы Конституции противоречащих им норм размываются и сводятся на нет незаметно, без открытого и честного обсуждения подмены. 

Процедура принятия поправок к Конституции, предусмотренная Законом о поправке, противоречит статье 136 Конституции, регламентирующей процедуру внесения поправок, поскольку устанавливает стадии внесения поправок, не предусмотренные данной статьей, а именно заключение Конституционного Суда о конституционности поправок и проведение всероссийского голосования – института, вообще не известного российскому законодательству, и значительно уступающего в легитимности процедурам, предусмотренным для референдума (всенародного голосования). Явные нарушения процедуры опасны как приданием видимости народной поддержки нынешним антиконституционным действиям властей, так и созданием на будущее прецедента грубого нарушения Конституции в деятельности органов государственной власти. 

Нарушение Конституции высшими органами власти грозит разрушением правовой системы в Российской Федерации. Поддержка Конституционным Судом антиконституционных действий власти дискредитировала конституционный контроль как таковой. 

Приложение: Экспертное заключение № 2 по Закону РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ и по оценке его Конституционным Судом РФ в Заключении от 16.03.2020 № 1-З.

Член Федерального политкомитета партии, руководитель Центра законодательных инициатив. Заслуженный юрист России, кандидат юридических наук


Статьи по теме: Конституция свободных людей


Все статьи по теме: Конституция свободных людей

Статьи по теме: Центр законодательных инициатив


Все статьи по теме: Центр законодательных инициатив