16 января председатель «Яблока» Николай Рыбаков принял участие в программе «Лицом к событию» с ведущей Еленой Рыковцевой. Гости студии – экс-депутат Госдумы от КПРФ Сергей Обухов, журналист «Дождя» Михаил Фишман и бывший премьер правительства РФ Михаил Касьянов – обсуждали назначение премьер-министром Михаила Мишустина, что ожидать россиянам после внесения поправок в Конституцию и несменяемость власти, анонсированную в послании президента.
Николай Рыбаков: Самое важное в том, что сейчас говорил слушатель, что он является символом перемен. Конечно, никаким символом перемен он не является, потому что никаких перемен нет, есть цементирование власти. И как раз выбирался человек не в зависимости от того, играет он в хоккей или теннис, а способен ли он гарантировать вот это вот цементирование власти Путина и гарантировать, что это будет продолжаться после 2024 года. Причем не только личной власти Путина, но и кланов вокруг него, группировки. Вот этот человек, совершенно очевидно, что это способен гарантировать.
Елена Рыковцева: Два человека уже говорят нам, что это послание, все эти перемены, которые вносятся в конституцию, нацелены на то, чтобы сохранить Путина Владимира навсегда. Вот я хочу, чтобы вы все, каждый, высказали свое отношение к этой позиции. И каким образом именно эти поправки сохраняют его навсегда? Николай, Вы согласны, что они для этого?
Николай Рыбаков: Так я ее, собственно говоря, и озвучил, поэтому как – вам расскажут фигуристы, пианисты и актеры, которые объединены в комиссии по изменению Конституции. Ну, там же есть ряд совершенно непонятных явлений. Допустим, этот Государственный совет. Ну собирались они себе и собирались спокойно бы. Нет, придумали их вписать в Конституцию. Совершенно непонятный орган, куда он будет встроен, какие у него будут полномочия. И возможно, это как раз будет председатель Госсовета с непонятными пока нам полномочиями, которые Денис Мацуев наиграет нам потом. Но зачем все это делается? А в целом, если объединить первую часть послания и вторую, я бы сказал, это катастрофа.
Я согласен с тем, что должны быть бесплатные завтраки в стране, где 20 миллионов бедных, должны быть бесплатные завтраки, но для бедных, а не для всех. Но над этим они не думали совершенно. В нацпроекты невозможно никакую жизнь в них вдохнуть невозможно, потому что это абсолютно мертворожденные дети, там нет никакого содержания правильно продуманного.
Сейчас делается маскировка всей происходящей ситуации в стране. Уничтожен Конституционный суд фактически. Потому что если президент обратился в Конституционный суд до подписания закона, и Конституционный суд принял решение, официальное свое решение, что этот закон конституционен, то гражданин не может больше туда обращаться с жалобой на этот закон, потому что Конституционный суд уже сказал, что он конституционен. Плюс президент поручает вместе с контролируемым абсолютно Советом Федерации возможность отправлять в отставку не только судей Конституционного суда, но судей Верховного суда, что вообще возмутительно. России очень нужны реформы, но они должны идти ровно в противоположную сторону. Почему это закрепление президентской власти? Потому что это контроль президента над судебной системой.
Михаил Обухов: Которого сейчас нет.
Николай Рыбаков: Но теперь он закрепляется, потому что президент сможет отправлять в отставку судей. Это вообще, до чего додуматься! Самое ужасное, что во всей этой системе сделано – это то, что в Конституции предлагается закрепить то, что мы больше не признаем авторитет международного права. То есть нам недостаточно было вот того решения Конституционного суда, теперь это хотят еще записать в Конституцию, чему рады тоже очень многие парламентарии наши. То есть на самом деле это близко, если нельзя сказать, что это конституционный переворот, но во всяком случае это очень близко к этому. Возможно, через какое-то время, когда мы узнаем, что там наплодит реально эта комиссия, то, возможно, действительно будет констатация, что это переворот произошел.