Президент Владимир Путин подписал указ о назначении новым главой Совета по правам человека бывшего ведущего программы «Время» на Первом канале Валерия Фадеева. Одновременно Путин подписал указ об изменении состава совета. Из него исключили политолога Екатерину Шульман, главу правозащитной организации «Агора» Павла Чикова, профессора ВШЭ Илью Шаблинского, руководителя правозащитной организации «Восход» Евгения Боброва, а также бывшего главу СПЧ Михаила Федотова.
Владимир Путин и Михаил Федотов. Фото: РИА Новости
Дополнительно в совет назначены недавно освобожденный из-под стражи на Украине исполнительный директор МИА «Россия сегодня» Кирилл Вышинский, уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова и президент «Центра прикладных исследований и программ» Александр Точенов.
Разгром СПЧ в своих аккаунтах в социальных сетях прокомментировали председатель «Яблока» Эмилия Слабунова, член Федерального политкомитета партии Лев Шлосберг, а также член СПЧ и федерального Бюро партии Андрей Бабушкин.
Каждый день приносит очередное покушение на права и свободы человека в России. Минюст требует ликвидировать движение «За права человека» Льва Пономарева. Из состава Совета по правам человека исключают тех, кто выступал против нарушения этих прав и свобод – правозащитников П. Чикова, Е. Боброва и особенно цинично показательно И. Шаблинского и Е.Шульман, не проработавших там и года.
Мало кто сомневается, что вместо них в состав СПЧ ввели апологетов режима.
Решила заглянуть на сайт Центра прикладных исследований и программ, президент которого А. Точенов стал таким новобранцем. В разделе «Руководство» видим 11 зам. директоров и директоров! В разделе «Опыт» последний по времени упомянутый проект относится к 2014 году. Ну и вишенка на торте – на главной странице сайта видим материал члена Общественной палаты РФ, зам. председателя Общественной палаты Мурманской области Ю. Величко, той самой, которая в эти дни демонстрирует стране свой забитый икрой холодильник, с комментариями, что у нее кризиса нет.
На той же главной странице один из экспертов Центра Олег Иванов прямым текстом объясняет разгром: «СПЧ покидает достаточно большой пул т.н. «общественников», которые имеют откровенно прозападные взгляды, …исповедующих явно либеральные ценности…. Мне импонирует то, что на смену им приходят люди с патриотическими взглядами, государственники, действительно любящие свою страну».
К слову, на заседание Комитета по мониторингу выполнения обязательств Россией в Совете Европы, в котором я выступала с докладом 1-го октября в Страсбурге, был приглашен и председатель СПЧ М.А. Федотов. Он отказался приехать.
Что делать? Вступать в партию «Яблоко». Права и свободы можно защитить только политическими инструментами.
Что и требовалось доказать. Запах прав человека улетучивается из Совета по защите прав человека при гаранте прав и свобод человека. Совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека становится филиалом Общественной палаты РФ.
Мало того, что Михаил Федотов отправлен в отставку и выведен из состава Совета, так вслед за ним из Совета исключены Илья Шаблинский, Павел Чиков и Екатерина Шульман – члены Совета, открыто и бесстрашно защищавшие граждан от полицейского государства, и Евгений Бобров - защитник переселенцев и мигрантов, зампред Совета.
Письмо 27 членов Совета Путину с просьбой о продлении полномочий Федотова до завершения срока работы действующего состава Совета предсказуемо оставлено без ответа и выброшено в помойное ведро. Ответ – в указе президента № 512 от 21.10.2019.
Эта пощечина – месть тишайшему Федотову и наиболее активным членам Совета за открытую правозащитную работу. Всем показано: реальная правозащитная деятельность никоим образом не должна ассоциироваться с президентом Путиным. Как говорится, близко не подходите.
Ну что, всё к лучшему: никаких имитаций, никаких прикрытий, никаких иллюзий. Права и свободы человека и гражданина не имеют никакого отношения к гражданину, исполняющему обязанности гаранта прав и свобод. Дата. Подпись. Собственноручно.
Если об отставке М.А. Федотова мы еще как – то знали (хотя и надеялись на то, что сможем этой отставки избежать), то исключение из Совета четырех наших коллег стало неприятной неожиданностью.
Павел Чиков был членом Совета с 2012 года. Наверное, половина людей, которые являются обвиняемыми по резонансным делам, защищают адвокаты из возглавляемой им «Агоры».
Илья Шаблинский был одним из лучших специалистов в сфере избирательных прав граждан. Он выявлял множество нарушений, как в законодательстве о выборах, так и в правоприменительной практике.
Екатерина Шульман приходила на помощь тем, кого задерживали при сомнительных обстоятельствах и помогала не допускать в отношении них произвола.
Однако наиболее важной была роль заместителя председателя Совета Евгения Боброва. На выездных заседаниях Совета он вел прием до самого утра, готовил до полвины всех рекомендаций Совета, наладил контакт с ведомствами, подготовил ряд бесценных предложений по регистрации граждан и по жилищному строительству.
Проводить Михаила Александровича и коллег собралось более 30 членов Совета. У некоторых на глазах были слезы. Веселее всех выглядел сам М.А. Федотов.
– Совет занимался в основном тем, что тушил пожары, – сказал он. – Я же в ближайшее время хотел бы работать над проблемами следующих десятилетий.
М.А. Федотов пообещал, что будет участвовать в работе Совета в качестве эксперта, и не утратит связь с его членами.
Мне же очень хотелось бы увидеть Михаила Александровича в качестве секретаря Общественной Палаты РФ либо на худший случай – члена Совета Федерации.