Что делать с собранным мусором и где, актуальнейшая проблема, но и предшествующая стадия – сбор и вывоз мусора из жилых районов – имеет не меньшее значение. Однако ее обсуждение сводится в основном к раздельному сбору, хотя, на мой взгляд, полезно взглянуть на эту стадию обращения с отходами шире.
Сбор и вывоз в жилом секторе считается «коммунальной услугой», которую должны оплачивать «собственники отходов», фактически жители – собственники и наниматели жилья. Помимо «обращения с твердыми коммунальными отходами» к коммунальным услугам, согласно Жилищному кодексу, относятся водоснабжение и водоотведение (которое нам привычнее называть канализацией), отопление, электро- и газоснабжение, а также твердое топливо для печей. Между тем коренное отличие вывоза отходов от всех остальных коммунальных услуг – это невозможность индивидуализации. На трубы, подающие в вашу квартиру воду, тепло или газ, можно поставить счетчики, объемы пользования канализацией можно рассчитать исходя из потребления воды. Но сколько вы выбрасываете мусора, узнать фактически невозможно, если только не задействовать сложные (и нереалистичные) схемы – например, снабдить каждый мусорный контейнер или окошко мусоропровода весами и системами идентификации пользователей, а вас, выбрасывающего мусор, при этом персонифицировать. Да и где вы выбрасываете мусор, тоже не всегда известно, особенно если в доме нет мусоропровода. Мусорные же контейнеры часто не привязаны к домам и даже дворам, в Москве, например, они часто стоят просто в переулках и проездах (а есть и дома без дворов) и никто не может проследить, куда вы его выбросили – в «свой» контейнер, за который платят жильцы вашего дома, или в «чужой». Наконец, есть множество урн для мусора: возле магазинов, в парках и просто на улицах.
Еще сложнее ситуация с индивидуальными домами. Исторически их жители (кроме садоводств и организованных поселков) оплачивали только налоги и то, что к их дому подведено: электричество, газ, воду. Теперь им полагается еще и плата за «вывоз мусора», но повлиять на то, как им будет оказываться эта услуга, они не могут. Кому-то удобнее отнести мусор на площадку, а кому-то – оставить в пакете или контейнере возле дома, откуда их в определенный день и час заберет мусоровоз, но «получателю услуги» не дают возможности даже сделать выбор.
Между тем кроме услуг, получаемых по гражданско-правовым договорам, граждане получают от публичной власти – государственной и муниципальной – множество других услуг, не индивидуализированных и оплачиваемых бюджетом, который пополняется из наших налогов. Например, власть содержит дороги, и каждый налогоплательщик участвует в их содержании независимо от того, сколько он ими пользуется и пользуется ли вообще. Хотя технически проследить за этим можно – например, заставить каждый автомобиль оборудовать модулем GPS или «Глонасс» и затем выставлять автовладельцу индивидуальный счет.
Возможно, по пути индивидуализации платы за автодороги и пойдут: в Нидерландах, например, этот вариант уже прорабатывают. Но индивидуализировать учет производимых человеком отходов на нынешнем этапе невозможно.
Мировые образцы при этом разные: если в Европе жители, как и в России сейчас, оплачивают вывоз мусора как услугу, то в США и Японии это делают власти с оплатой из местных бюджетов. При этом в Германии за «чужой» мусор платить не хотят: мусорные контейнеры обычно стоят за калиткой, запирающейся на ключ, ключи только у жителей конкретного дома, а значит, выбросить мусор не в свой контейнер не получится. Нетрудно предсказать эффект от таких калиток и ключей в России: мусор, скорее всего, начнут выбрасывать где попало, при том что и сейчас культура обращения с отходами в нашей стране не на уровне лучших мировых образцов.
На мой взгляд, сегодня пора понять, что оплачиваемой на основе гражданско-правового договора может быть только индивидуализированная услуга, по крайней мере если ее сравнительно легко можно индивидуализировать (поэтому потребление воды ею является, даже если у вас еще не стоит квартирный счетчик, ведь поставить его несложно). Услуги же неиндивидуализированные оказываются разными уровнями публичной власти за счет наших налогов: это и содержание дорог, о котором я уже упоминал, и содержание полиции, и многое другое. Вывоз мусора стал тут странным исключением: несмотря на то что индивидуализировать потребление этой услуги нельзя, государство упорно продолжает считать ее именно услугой и заставляет граждан принудительно вступать в гражданско-правовые отношения с теми, кто ее предоставляет.
Может ли вывоз отходов быть услугой? Может, если он осуществляется с территорий предприятий или домов, доступ на придомовую территорию которых ограничен жильцами-плательщиками. Но если доступ к площадкам накопления отходов не ограничен, никаких оснований считать это услугой нет. Источником средств на вывоз мусора с таких площадок должны быть бюджетные средства, а не оплата «коммунальной услуги». Собственно, за счет бюджетных средств и сейчас вывозится мусор с дорог, из парков, скверов и многих других публичных мест.
Можно дискутировать о том, целесообразно ли вводить специальный «мусорный» налог или, например, лучше синхронизировать переход на бюджетное финансирование вывоза мусора с очередным повышением налога на имущество физических лиц. Просто перебросить эти расходы на местные бюджеты, как правило дефицитные, – неправильно. Но рано или поздно надо прекратить называть «услугой» то, что услугой по своей сути не является.