В Северной столице завершил работу 21-й Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2017). Организаторы уже отчитались о рекордном числе участников, мероприятий и суммах, на которые были подписаны соглашения. Повестка ПМЭФ, как обычно, вышла далеко за рамки экономики. Форум по традиции посетил президент Путин, который сначала неожиданно заговорил о системных экономических реформах, а потом сделал ряд резких внешнеполитических заявлений. Лидеры «ЯБЛОКА» анализируют итоги ПМЭФ и приходят к выводу, что, в сущности, никаких итогов нет.
Рекордным прошедший форум стал не только по числу гостей и плотности программы, но, возможно, и по уровню оптимизма, наполнявшего речи участников. Представители российского истеблишмента охотно говорили о том, что экономика страны решительно выходит из периода стагнации и вступает в новую фазу роста.
Основные тезисы, прозвучавшие на форуме, особенной новизной не отличались. Вновь было констатировано, что «нефтяная игла не вечна», а лейтмотивом заявлений, по традиции, стала полная приверженность власти и бизнес-элиты либеральному курсу.
Главный вывод, сделанный проправительственными СМИ - российское руководство серьезно задумалось о развитии реального сектора и перспективах высокотехнологичных отраслей, которые должны стать драйверами экономического роста. У журналистов не было выбора: о цифровой экономике, технологиях и инвестициях в этот раз говорили не только бизнесмены и представители «либерального крыла» правительства, но и президент Путин. И это было даже более неожиданным, чем предложение Алексея Кудрина в ближайшие 7-8 лет полностью приватизировать российский нефтяной сектор.
Впрочем, в центре ПМЭФ оказалась в итоге не столько экономика, сколько политика. Фронтменом вновь выступил президент, сделавший ряд резких заявлений в дискуссии с американской телеведущей Меган Келли. Путин, под смех и аплодисменты публики, в излюбленной манере отшучивался в ответ на вопросы о возможном вмешательстве российских хакеров в избирательную кампанию в США, говорил о том, что у подобных подозрений нет никакой доказательной базы, и переходил в контрнаступление. При этом сложно было не заметить контраста между «экономической» речью российского президента и его уже привычной политической риторикой.
Лидеры «ЯБЛОКА» - о своих впечатлениях от прошедшего форума.
Сергей Иваненко, зампред «ЯБЛОКА»:
- Оптимизм участников ПМЭФ - в значительной степени показной. Группа, много лет находящаяся у власти, должна демонстрировать уверенность в себе, тем более перед президентскими выборами. Российская экономика действительно вышла из минуса, но так и не ушла в плюс. Происходит стагнация, в то время как весь мир растет. Среднемировые показатели экономического роста в 3% в год – это довольно высокие показатели. Все идут вверх, а мы топчемся на месте. Собственно, и по составу участников, политическому представительству (кроме премьер-министра Индии говорить на форуме было не о ком) видно, что Россия остается в положении экономической периферии. Что касается «экономической» речи Путина, то он много лет говорит о самых разных важных вещах, проблема только в том, что ничего не реализуется - ни технологические прорывы, ни рост инвестиционной привлекательности. Не меняется ситуация с правом собственности и т.д. Даже если сигнал дается им всерьез, то он не исполняется, а довольно быстро затухает и превращается в очередное распиливание денег. Вообще, Петербургский форум – это такая одна большая встреча с Путиным. Потому что даже если речь идет о каких-то среднего масштаба проектах с иностранным бизнесом, привлечь в Россию инвестиции могут только его личные гарантии. Так все устроено в нашей стране.
Александр Гнездилов, зампред «ЯБЛОКА»:
- На ПМЭФ, как и на всех других подобных площадках, президент Путин пытается решить задачу преодоления экономических проблем без изменения политического курса. Нам нужны технологии и инвестиции, но страны, где находится добрая половина потенциальных инвесторов и основные передовые разработки, злоумышляют против России. Очевидно, что одно утверждение входит в конфликт с другим. Экономика и политика неразрывно взаимосвязаны. Экономический прогресс диктуется в том числе политическими изменениями. Режим может даже оставаться авторитарным, как в Китае, но он должен проводить современную, предсказуемую для своих граждан и инвесторов политику, создавать надежные, ясные и комфортные правила игры для участников рынка, обеспечить простор для инициативы. Инвестиции должны быть застрахованы от внезапных поворотов в политике, таких, как аннексия Крыма и война в Донбассе».
Президент из спецслужб и его окружение органически не способны действовать открыто и предсказуемо, отказаться от лжи и дезинформации - что Путин на форуме и продемонстрировал. Он так работает, на этом построен успех его карьеры, его жизни и ему уже поздно меняться. Да и зачем? Ведь экономические перемены тоже ведут к переменам в политике. Когда экономика основана на нефти и газе, контролировать трубу и вслед за ней всю экономику, политику и общество - довольно просто. Изменение экономической структуры ведет к появлению свободолюбивого креативного среднего класса, который начинает требовать от власти соблюдения законов, качества жизни и многих других вещей. Оно Путину надо? Нет. Поэтому он легко жертвует стратегическими интересами России и решает свои тактические задачи. "День простоять, да ночь продержаться", "на наш век хватит", "после меня хоть потоп" - примерно в этом кругу пословиц находится логика нынешнего президента и его администрации. В 2018 году общество должно дать этому курсу оценку. И выбрать направление дальнейшего движения.
Эмилия Слабунова, председатель «ЯБЛОКА»:
- Прошедший Петербургский экономический форум - очередная серия сказки про голого короля. Масса портных с деланым энтузиазмом обсуждала рюшечки и воланчики, король подыгрывал, временами ерничал, придворные подобострастно смеялись.
О подданных не вспоминали даже в экономических категориях потребителей и субъектов внутреннего рынка. Среди строя макроэкономических показателей места человеку не оказалось: растущая бедность, удушающая оптимизация социальной сферы, серая экономика с незащищенными работниками остались за кулисами форума. Наверное, хотелось, чтобы форум, на который потрачено два миллиарда рублей, ни в коем случае не сопровождали отрицательные эмоции.
Истинные цели, преследуемые нынешней властью, хорошо иллюстрируют поправки в бюджет 2017 года, которые будут обсуждаться в ближайшие дни в Госдуме. 1,2 трлн. рублей дополнительных доходов на две трети уйдет на покрытие дефицита государственного бюджета, а из оставшейся трети половина с барского плеча отдается силовикам (это секретная часть бюджета – военные расходы, плюс нацгвардия, полиция, прокуратура и СК). Еще немного передается в качестве кредита Белоруссии - с его помощью она будет возвращать нам свои же долги. Часть средств достанется Россельхозбанку, который за счет этих денег будет кредитовать агрохолдинги (фермерские хозяйства опять ничего не получат). Менее 1% достанется образованию и здравоохранению.
Ситуация очень хорошо показывает приоритеты власти. Сказочного мальчика, который бы сказал участникам форума об истинных причинах происходящего в стране и главном средстве для решения проблемы, не нашлось.
А главная причина – это президент, одержимый только целью сохранения своей власти, приведший страну к международной изоляции и потере доступа к технологиям и финансовым рынкам.
И пока у нас не появится президент с политической волей к развитию страны, ничего не изменится, сколько бы форумов у нас не происходило и сколько бы эти форумы ни стоили. Решить эту задачу можно 18 марта 2018 года.
И еще. На два потраченных на форум миллиарда рублей можно было отремонтировать половину дорог в Волгограде, сделать капитальный ремонт 2/3 школ в Екатеринбурге, построить два из трех необходимых мусороперерабатывающих заводов в Омске или построить 10 детских садов на 200 мест каждый в любом городе страны