В России очередная неудача в космической отрасли: потерян запущенный накануне с Байконура грузовой космический корабль "Прогресс". По данным Роскосмоса, корабль был запущен с помощью ракеты-носителя "Союз-У". На седьмой минуте полета с него перестали поступать телеметрические данные. Большинство обломков корабля сгорели в плотных слоях атмосферы, остальные упали в 60–70 километрах западнее Кызыла в Туве. Информации о жертвах и разрушениях нет. Крушение произошло почти сразу после заявления вице-премьера российского правительства Дмитрия Рогозина о том, что "российская космонавтика вырвалась из пелены поражений и обидных аварий".
Одной из причин многочисленных неудач российской космической отрасли является ее недофинансирование и масштабная коррупция, полагает эксперт Центра антикоррупционной политики партии "Яблоко" Максим Круглов:
– Главная причина – та система коррупции, которая сложилась в государственной корпорации Роскосмос, неэффективное расходование средств, которые выделяются корпорации. Вторая причина – это очень серьезное недофинансирование отрасли. Если посмотреть в сравнении с Европейским космическим агентством, с китайским, с американским, то Россия существенно отстает по выделению средств, по финансированию. А то, что выделяется, во-первых, недостаточно, а во-вторых, там большая часть просто разворовывается, оседает в каких-то нецелевых направлениях. Поэтому такие результаты. Но это проблема не только этой отрасли, а всех государственных корпораций, всей той системы государственного управления, которая сложилась у нас к 2016 году. Плюс все это происходит на фоне экономического кризиса, который испытывает страна.
– Российскую космическую отрасль преследуют неудачи, ракеты падают, происходят аварии... Может, перед отраслью не поставлено четких задач?
– Почему, цели поставлены вполне правильные, у нас есть определенные стратегические программы по освоению космоса. Проблема в том, что у нас совершенно не развита сфера частных космических компаний, и в этом смысле отсутствует какая-то конкуренция, потому что у нас есть один Роскосмос и его подрядчики, которые с ними аффилированы. В этом смысле, как и в любой сфере, где отсутствует конкуренция, каких-либо прорывных результатов ждать сложно. Опять же можно сравнить с американскими программами, где очень большую роль играют частные космические компании, которые поставляют определенные компоненты, космические системы для НАСА, например. Можем вспомнить компанию Илона Маска и так далее.
– На днях вице-премьер Дмитрий Рогозин, который курирует космическую отрасль, заявил, что российская космонавтика вырвалась из пелены поражений и обидных аварий...
– А что ему еще говорить? Это чиновник советского типа, он может только рапортовать об успехах, даже если их нет. Что касается его роли, она достаточно плачевна, потому что Дмитрий Рогозин особо никогда себя не показывал эффективным управленцем или эффективным менеджером. Да, он был политиком, потом дождался назначения на высокую должность в правительство и дальше там работает, не показывая никаких эффективных результатов.
– А в чем причина абсолютной безнаказанности Дмитрия Рогозина? Ракеты падают, космодром Восточный строился со скандалами. И ничего...
– Я думаю, что как таковых коррупционных преступлений он лично не совершает, просто система управления, которую он курирует, неэффективна… Я не знаю, мне сложно влезть в голову президента. Посмотрим, может быть, когда-нибудь он примет какие-то кадровые решения. Я просто не уверен, что они помогут, потому что здесь же дело в системе управления, которая сложилась, и которую один человек поменять просто не сможет. Есть определенные практики и традиции, которые сложились в этой системе, и кто же даст ее поменять?
Подробнее читать здесь
О ком статья?
Заместитель председателя партии, член федерального Бюро, заместитель председателя московского отделения. Руководитель фракции партии в Московской городской Думе (2019-2024). Кандидат политических наук