Основатель партии «ЯБЛОКО», председатель ее Федерального политического комитета Григорий Явлинский дважды участвовал в выборах президента России – в 1996-м и 2000-м годах (в 2004 году бойкотировал президентскую кампанию в связи с невозможностью, по его мнению, провести свободные и честные выборы, на выборах президента в 2012 году ЦИК снял кандидатуру Явлинского, с его точки зрения, по политическим мотивам). Григорий Алексеевич планирует бороться за пост президента и в 2018 году. «Генеральная репетиция» – конечно же, сентябрьские выборы Госдумы. «ЯБЛОКО» включило в свой избирательный список таких видных оппозиционеров, как Владимир Рыжков и Дмитрий Гудков, не являющихся членами партии, и вообще рассчитывает стать «основой демократической коалиции». Под какой программой? Об этом нам рассказал сам Григорий Явлинский.
«Эта экономическая система ведет Россию к непрерывному, безнадежному отставанию»
- Григорий Алексеевич, читатель спрашивает: «Мощная система, с которой вы боретесь, владеет огромными ресурсами: денежными, военными, полицейскими, судебными и так далее. Что может противопоставить «ЯБЛОКО» и вы лично этому спруту? Или возможен какой-либо компромисс с частью системы? То есть: не станет ли победа либеральных сил, если она произойдет, очередной сменой декораций, не затрагивающей суть системы?»
- Этой системе, которую создали за последние 25 лет, можно противопоставить только одно – большое желание значительной части людей ее изменить. Если такое желание будет – это можно сделать. А смысл нашей работы в том, чтобы создать точку кристаллизации, то есть объединить легальным, открытым способом всех, кто хочет поменять систему – по-настоящему, всерьез, навсегда.
- Вас не смущает трагический пример Бориса Немцова?
- Убийство Бориса Немцова – страшная трагедия. Она показала, что никаких гарантий никто дать не может. Это вопрос личного выбора. И мы этот выбор сделали.
- Многие наблюдатели связывают успех либеральной оппозиции с состоянием путинской экономики. Одни эксперты утверждают, что экономически путинский режим устойчив, экономика сдувается, но медленно. Другие предрекают, что зыбкая стабильность совсем ненадолго – и впереди массовая безработица, резкое сокращение доходов населения, «голодные бунты». К каким событиям нам приготовиться, по вашему мнению?
- Одна из причин, почему эту систему надо менять, заключается в том, что она плохо предсказуема, все гадают как на кофейной гуще. Даже в правительстве никто не может сказать, какими будут макроэкономические параметры, что они будут делать через месяц-два, какие будут приняты решения. Пытаются угадать в прогнозах, но это далеко не всегда получается: вспомните, сколько раз нам уверенно заявляли, что «дно кризиса пройдено», потом снова заявляли, потом еще.
Проблема этой экономической системы прежде всего в том, что она ведет Россию к непрерывному, глубокому, безнадежному отставанию. Она не вызовет «голодные бунты», но навсегда оставит Россию в числе слаборазвитых стран. Сегодняшняя доля России в мировом ВВП порядка 1%, у нас далеко не самая большая продолжительность жизни, высокая смертность, доходы на душу населения очень существенно, в 3-5 раз, отстают от показателей развитых стран. Качество образования, медицинского обслуживания, вообще качество жизни в этой экономической системе будет не просто слишком медленно расти, а деградировать. В результате через 30-40 лет получится, что в мире есть группа развитых стран, где качество жизни населения, здоровья, образования будет несопоставимо в сравнении с остальными, неразвитыми странами. И это положение закрепится навсегда, они навсегда останутся неразвитыми, в их числе Россия.
Для нашей страны такое состояние дел чревато тем, что она не сможет сохранить свою целостность. Потому что Россия – огромная страна и может удерживать свое единство, только если у нее сильная экономика.
- На кого нам лучше делать ставку как на внешнеэкономических партнеров – на Европу или Азию?
- Наши коренные интересы в том, чтобы российская экономика была интегрирована с наиболее развитыми странами, чтобы у нас с ними было единое экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока.
- Но Путин-то тоже об этом мечтает.
- Разница между мною и Путиным в том, что он за все эти годы должен был этого достичь. Вместо этого развязали войну с Украиной, отобрали у нее кусок территории и рассорились с Европой. Я намерен избраться президентом, чтобы перестать мечтать о современной стране и начать ее реально создавать.
- За что надо браться сначала: создавать комфортные условия для бизнеса, в том числе снижая налоги, освобождая его от груза «социальной ответственности», или развивать социальную сферу, человеческий капитал?
- Хороший вопрос. Важнейшие цели – неприкосновенность частной собственности, реально независимая судебная система. В этих рамках развитие бизнеса и, следовательно, социальная система будут на совсем ином качественном уровне, нежели сегодня. Но в нынешней политической системе нельзя сделать ни того, ни другого. В первую очередь надо менять политическую систему.
- А огромные расходы на вооружение, с вашей точки зрения, оправданы? НАТО вплотную придвинулось к нашим границам, повсюду эпицентры терроризма. В конце концов, военные разработки могут быть источником гражданских технологий.
- Смотрите, в Советском Союзе были громадные оборонные расходы, советская оборонная промышленность была одной из самых мощных в мире, армия Советского Союза вполне конкурировала с армиями Соединенных Штатов и НАТО. Но поскольку экономика в целом была слабая, это закончилось тем, что армия осталась, а страна-то развалилась. Так что, спустя всего лишь четверть века повторять все то же самое? Считаю, что важнейшим аспектом государственного строительства является создание компактной профессиональной контрактной армии.
- Вопрос читателя и вашего избирателя из Свердловской области: «Как в случае победы «ЯБЛОКА» на выборах будут поддерживаться регионы РФ? А то при нынешней власти регионы всей страны приходят в упадок, а эта самая власть утверждает, что в России все распрекрасно, и, услышав крик народа, желает «всего доброго, хорошего настроения, здоровья». Это ли не цинизм?»
- Мы сторонники изменения отношений между Москвой и регионами, мы считаем, что Россия должна быть реальной федерацией. Доля налогов в распоряжении регионов, их экономические права должны быть значительно выше. Лично я сторонник экономического федерализма: чем больше экономических прав у регионов, тем выше состязательность, тем выше в итоге будут общие результаты.
Желание все централизовать в Москве и раздавать регионам подачки, кормить их с руки… Могу сказать по опыту Санкт-Петербурга (с декабря 2011 года Григорий Явлинский – депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, руководитель фракции «ЯБЛОКО» – прим. ред.): бюджет города 450 млрд рублей – это только на содержание врачей, учителей и латание дыр, больше ничего, никакого развития. Совершенно непродуктивная политика, и мы будем прикладывать все усилия, чтобы ее изменить.
- Отдельный вопрос – о муниципалитетах. Они-то у нас совсем забиты и загнаны в угол.
- Очень важный вопрос. Это положение ведет к тому, что в итоге у нас инфантильное население. Люди не знают, как им собраться и принять решение, чтобы построить детскую площадку. У них нет опыта обустройства собственной жизни, потому что им не доверяют ни копейки денег. Никакие законы, касающиеся финансирования муниципалитетов и удовлетворения базовых потребностей людей, не реализуются, муниципальное управление низведено до ничтожного уровня. Сергей Митрохин, будучи депутатом Госдумы, вносил целый пакет законопроектов по финансированию местного самоуправления, но ими не хотят пользоваться.
Это часть большой политики, которая нацелена на создание такой системы, в которой народ безмолвствует. Ему целыми днями показывают по телевизору балаган, где шутки, как правило, ниже пояса, а вечером – политическую истерику, и все. Идет целенаправленное разрушение сознания граждан. Вместо того чтобы они сами собирались и решали, как им создавать ТСЖ, асфальтировать дороги, строить детские сады и площадки, контролировать средства. Одним словом, учились управлять своей жизнью, своей страной.
«Первым делом на посту президента установлю мир с Украиной, прекращу войну»
- Читательница София как раз об этом спрашивает: «Толстой в свое время сказал, что правительство держится только на невежестве народа. Что можно сделать с невежеством народа нынешнего? Как научить его противостоять массированной лживой пропаганде, провоцирующей худшее в человеке?»
- Народы везде одинаковые, есть только более образованные и менее образованные. Российский народ хорошо образован. Проблема в элитах. Именно элиты обязаны выражать интересы народа и уметь их защищать и реализовывать. Такой элиты в России нет. У нас «элитой» называется Бог знает кто. А вот людей, которые не желают выменивать профессионализм – на деньги, принципы – на должности, порядочность – на общественное положение, очень-очень мало, почти нет.
Такие стали появляться в начале 1990-х годов, а потом, в связи с тем, как проводились реформы, их коррумпировали, большинство из них отдались коррупции и развратились ею. Особенно сильно эта зараза поразила журналистов. Что они тогда говорили? «Вот только Бориса Николаевича президентом выберем – и начнем писать честные тексты». Ни один из тех, кто ушел тогда в штаб Ельцина, уже никогда не писал честных текстов. Многие из них до сих пор фиглярствуют на нашей медийной сцене. В общем, короткий ответ на вопрос такой: нам бы Толстых побольше.
- Но Толстые, духовная, нравственная элита, не берутся ниоткуда: их образовывают и воспитывают. А у нас воспитание и образование приняли совершенно формальный характер. Школы и вузы штампуют неучей, лучшие умы эмигрируют. А мы остаемся на архаичной «сырьевой игле», в хвосте других экономик мира. Какова программа «ЯБЛОКА» в области образования и науки?
- Во-первых, уточню, что существующей системе не нужны никакие граждане – ни образованные, ни необразованные. У этой системы экономика «трубы», правительство сидит «на трубе», торгует нефтью, ему нужны только те, кто добывают нефть и газ и передают их по трубам, а это очень небольшое число. Остальные граждане только мешают, морочат голову: дай то, дай это. Кому там, в этой системе, они нужны? Никому. Поэтому «лишним» желают «хорошего настроения и держаться».
Во-вторых, что касается образования: у нас есть подробная программа. А вот если главным занятием образования будет по-прежнему врать о нашей истории, камуфлировать то, что произошло в 1917 году, в 1930-х годах, замалчивать, почему рухнула большая страна, которую народ защищал, не считаясь ни с чем, лгать, что кругом враги, что весь мир – враги, на одной таблице умножения мы никуда не уедем. Инженерное образование в СССР было одним из самых лучших в мире – и что? Да, летали в космос. А страну сохранить не смогли. Так давайте начнем с того, чтобы 18 сентября встать и прийти проголосовать, куда проще.
- Григорий Алексеевич, вопросы о внутренней политике. Из Петербурга интересуются: «Какова ваша позиция в связи с появлением в Питере так называемого «кадыровского» моста?» И еще один читательский вопрос на тему Кавказа: «Несмотря на «кормление», Кавказ остался рассадником коррупции, бесправия, терроризма, орудием расправы над неугодными (убийство Анны Политковской, Бориса Немцова), угрозой стабильности всему российском обществу. Что нам делать с Кавказом?»
- Первое: я и мои товарищи считали необходимым провести городской референдум [в Петербурге], но его запретили, не дали этого сделать. Я считаю, что такие странные переименования ведут исключительно к разжиганию межнациональной розни. Будем настаивать на референдуме сразу же после выборов.
Далее, если говорить о Кавказе, то там нужно делать (только не удивляйтесь) то же, что и, например, в Свердловской области: не должно быть ни диктаторов, ни «паханов», полиция не должна быть мафиозной, суд должен быть честным, коррупцию надо пресекать, права людей – защищать. Во всей России, и на Урале, и на Кавказе, и в Москве, вот и все. Когда такая простая мысль овладеет умами наших начальников, люди на Кавказе почувствуют, что они граждане большой страны, что они не «другие», ничем не хуже, что у них есть защита в виде Конституции и законов, гарантирующих их права.
Конечно, на Кавказе есть свои особенности. Но свои особенности есть везде, в любом регионе и городе, слава Богу, все мы разные. Но сначала нужно установить общие правила: что законы в стране едины для всех, что никто не имеет права их нарушать, что граждане России в полной мере обладают своими правами на всей территории страны, в любом ее уголке. Это для начала, а уже потом будем учитывать специфику.
- «А с Крымом нам что делать?», – задает вопрос читатель Сергей.
- Позиция партии «ЯБЛОКО» предельно простая и понятная: то, что сделали с Крымом, это нарушение всех законов – российских и международных, договоров и соглашений. Нужно это признать и, поскольку Россия с Украиной не могут решить эту проблему самостоятельно, собрать международную конференцию, которая определит всеми признаваемую «дорожную карту», как дальше должна развиваться ситуация с Крымом. Не годится, чтобы Россия была страной с непризнанными границами, неприемлемо, чтобы 3,5 миллиона человек находились в положении, когда им не выдают международные визы, лишают международного сообщения и так далее.
- Еще вопрос от читателя: «Уважаемый Григорий Алексеевич, когда вы станете президентом, как будут реорганизованы и реформированы спецслужбы типа МВД, ФСБ, ФСО, Нацгвардии – «пехотинцы» Путина?»
- Главный принцип – прозрачность и подотчетность обществу, конечно, за исключением секретных вопросов. Все спецслужбы должны осознавать, что они существуют на народные деньги и должны защищать народ, его безопасность, а не прикрывать от народа отдельных персон, которые называют себя государством. Сегодня у нас человек не защищен от силовиков никем, ничем и нигде – ни в СИЗО, ни в суде, ни в тюрьме, с ним можно творить все что угодно. Должна быть система сдержек и противовесов между правоохранительными органами – следствием, прокуратурой, должен быть независимый суд, развитая система суда присяжных, реальный доступ правозащитных организаций и прессы к деятельности правоохранителей.
- А пока ничего этого нет? Как вы относитесь к праву свободного человека не только иметь короткоствольное оружие, но и защищать себя, свою собственность и близких с оружием в руках?
- Думаю, особенности нашей культуры не позволяют принимать такие решения. Думаю, что, если в России разрешить гражданам использовать боевое оружие в обычной жизни, когда они сочтут нужным, это приведет к большим неприятностям. То, что эта тема обсуждается уже не один год, свидетельствует о том, что люди не доверяют качеству работы полиции. Но в наших конкретных условиях это не выход из положения – вооружить людей, даже если плохо работают полиция и спецслужбы. Я сторонник не американского, а европейского подхода: надо добиваться повышения качества работы полиции и спецслужб.
- Во взаимоотношениях гражданина с ними все в конечном счете, действительно, упирается в суд. Каково ваше отношение к идее люстрации судей, чистки судебных рядов?
- Важная идея. Но смысл не только в чистке, а в отмене неправосудных приговоров. Судьи, под условием амнистии (и, конечно, с дальнейшим запретом на профессию), должны признаться, кого они посадили за взятки, а незаконно осужденные должны быть освобождены – вот что главное. Ведь множество несчастных, особенно из бизнеса, сидят только потому, что их конкурент «занес» больше денег. Помните: была кампания против «оборотней в погонах»? Чего только не было, но слышали ли вы когда-нибудь, чтобы кого-то из их невинно осужденных жертв выпустили на свободу? Люди, отправленные этими «оборотнями» за решетку, как сидели, так и сидят.
- Но кто и что заставит судей раскаяться и признаться в содеянном? Общественное мнение?
- Новая власть, новый президент, новые порядки, новые законы. То же – в области борьбы с коррупцией. Коррупционные связи сохраняются, пока десятки лет не меняется власть.
- А если и у представителей новой власти появится соблазн использовать эту власть в своекорыстных интересах? Вот такой «хитрый» вопрос.
- А я вам дам «хитрый» ответ: власть нужно менять регулярно. У нас власть не меняется 25 лет, по сути, все эти годы у власти находится одна и та же группировка: назначила себе преемника, и вот он все «пашет и пашет на галерах». Количество президентских сроков нужно ограничить двумя, срок президентских полномочий укоротить с 6 лет до 4. Если за 8 лет ничего доброго не сделал, не сделаешь и за 12. Это как в школе: если не знаешь, как решать задачу, так ее и не решишь, сколько времени ни давай.
- От Ельцина Путину досталась Конституция с сильным перекосом в пользу президентских полномочий, а Путин их еще и расширил. Теперь все зависит от личного характера человека, занимающего пост президента: порядочный человек в Кремле – считается с гражданскими свободами, непорядочный – узурпирует власть. Что, по вашему мнению, делать с конституционными полномочиями президента?
- Важнейшая задача нового президента – начать работу по созданию новой системы власти, сбалансированной по полномочиям и взаимному контролю, взаимным сдержкам. Ключевые вещи в нашей Конституции уже прописаны: например, о разделении властей, независимости суда. Но пока эти принципы носят декларативный характер, потому что президент в своих полномочиях, действительно, возвышается и над правительством, и над парламентом, и над судом и правоохранительной системой. Важнейшая цель – разделение властей и независимость суда. Могу заверить вас, что движение к этой цели приведет к конституционной, правовой и судебной реформам, и в результате в России будет установлена сбалансированная система власти.
А вообще говоря, после серьезной подготовки нужно проводить Учредительное собрание, то самое, которое большевики разогнали в январе 1918 года. В соответствии с действующим Основным законом оно должно проходить форме Конституционного собрания. Мы должны вернуться к своим корням и истокам, продолжить наши исторические традиции и таким образом решить вопрос о новом конституционном устройстве России.
- А первый ваш шаг на посту президента?
- Первым делом я установлю мир с Украиной, прекращу войну, а потом поговорим обо всем остальном.