После расстрельной истории в Красногорске, когда местный предприниматель Амиран Георгадзе, убив несколько муниципальных чиновников, своего партнера и случайного прохожего, застрелился сам, прошло уже полгода. Давно похоронены и жертвы, и сам убийца. Однако интерес к делу «красногорского стрелка» не затихает. Люди по-прежнему хотят знать, что стало истинной причиной трагедии? И какую роль в этой страшной истории сыграла районная власть?
В народе трагедию в Красногорске почти сразу окрестили «подмосковной Кущевкой». Если местный олигарх, застроивший высотками полрайона, расстреливает в здании местной власти двух руководителей района (Юрия Караулова, первого заместителя главы района, и Георгия Котляренко, руководителя «Красногорских электросетей»), ясно, что причиной такого чудовищного поступка не могла стать обычная неприязнь к чиновникам. Очевидно, тут замешаны очень большие деньги.
О том, насколько большие, догадаться тоже несложно. Подмосковье застраивается такими стремительными темпами, без оглядки на яростные протесты жителей, защитников природы и памятников старины, что можно предположить — здесь уже давно правит бал не столько закон и порядок, сколько неутолимая жажда наживы.
Многие эксперты и политики, которых «МК» опрашивал сразу же после трагедии, в один голос утверждали: такое могло произойти в любой точке ближнего Подмосковья, где ведется интенсивное жилищное строительство и где коммерческие интересы застройщиков лоббируются со стороны муниципальных чиновников. А иногда эти интересы сталкиваются, и тогда происходят кровавые разборки, подобные красногорской.
Желая потушить публичный скандал, подмосковный губернатор в первые дни после трагедии пообещал жителям области, что будет проведено тщательное расследование всех обстоятельств этого дела и он лично проследит за ходом следствия. Но время идет, а результаты расследования не оглашаются. Глава района Борис Рассказов спокойно, с почестями уходит в отставку и сейчас занимает престижную должность советника при губернаторе. А недавно в одном из своих телеинтервью Андрей Воробьев и вовсе объявляет: никакой коррупционной составляющей в действиях красногорских чиновников не выявлено.
Однако в распоряжение «МК» попали документы, свидетельствующие об ином. В отчете Контрольно-счетной палаты Красногорского района сказано, что в ходе реализации только 20 инвестиционных контрактов, заключенных между компаниями-застройщиками и Красногорской районной администрацией, муниципальный бюджет понес материальный ущерб в размере более 700 млн рублей!
Из чего складывались эти потери и насколько к ним причастны два бывших первых лица района — глава Борис Рассказов и его первый зам Юрий Караулов, теперь уже покойный, — нашей газете рассказал депутат красногорского совета депутатов от партии «ЯБЛОКО» Игорь ЗАЙЦЕВ.
— Почему Контрольно-счетная палата района (КСП) заинтересовалась инвестконтрактами застройщиков? Толчком послужило дело «красногорского стрелка»?
— Нет, проверка началась буквально за несколько дней до этой трагедии. Поэтому, как только все случилось, следствие сразу же изъяло контракты, заключенные с фирмами Амирана Георгадзе. Что они там обнаружили, нам не сообщили.
Проверку инициировал я сам, потому что обратил внимание на странный парадокс: согласно закону застройщики обязаны передавать на баланс района определенную долю площади от возводимой недвижимости. Это и есть их инвестиции в экономику района. Эти обязательства оговариваются сразу же при оформлении градостроительной документации и закрепляются в инвестиционном контракте. Доля района в зависимости от объемов застройки может составлять от 3 до 20 процентов.
Но, несмотря на то, что на территории муниципалитета растут один за другим жилищные комплексы, торговые центры, офисы, местные жители от этого ничего не получают. Спрашивается, где квартиры для очередников и переселенцев из аварийного и ветхого жилья, где детские садики и школы, другие социальные объекты?
У нас в районе в очереди на улучшение жилищных условий стоит всего 800 человек. Учитывая чудовищные темпы застройки, то, что за 4 последних года было построено около 3 млн кв. м жилья, все наши очередники уже давным-давно должны были получить новые квартиры. А они стоят в очереди по 20 лет! Сравните: 3 млн кв.м построили — и всего лишь 75 новых квартир выдали очередникам. Садов и школ тоже не хватает, в новых микрорайонах Нахабино и Путилково устроить ребенка в детский садик — практически неразрешимая проблема.
— Каким образом застройщикам удавалось уходить от обязательств по инвестконтрактам?
— Существует довольно хитрая схема, благодаря ей компании могут вообще ничего не давать району, и им за это ничего не будет. Например, некая стройфирма заключает с Красногорской администрацией инвестконтракт, по которому обязуется передать после окончания строительства энное количество площади. В этом документе могут фигурировать очень выигрышные для района условия, вплоть до 20% от всех видов недвижимости (жилье, парковки, офисы, социалка). Когда проект идет на утверждение в область или его презентуют на публичных слушаниях, муниципальные чиновники в паре с застройщиком могут обещать жителям золотые горы. Мол, район получит благодаря его реализации жилье для очередников и дополнительные места в школах и садах. И с этим не поспоришь: и детские сады нужны, и школы, и бараки нужно расселять. Но после того как инвестконтракт подписан, начинается самое интересное. Спустя какое-то время появляется дополнительное соглашение, и часто не одно, где доля района заметно сокращается. И так от одного допсоглашения к другому процент передаваемых району площадей сжимается до нуля. Поэтому несмотря на то, что в Красногорске новые микрорайоны растут как грибы, по этим проверенным 20 контрактам было снесено только 100 кв. м ветхого жилья с переселением жителей.
— Можете привести примеры — кому из застройщиков достались такие преференции?
— В 2011 году при заключении инвестконтракта некая строительная фирма «Жилкомресурсинвест» обязалась передать Красногорскому району 20% от общей площади возводимого ею жилья, деловой недвижимости и подземных гаражей. А уже через месяц с небольшим застройщик передает права и обязанности по контракту другой компании — «Инвестиционно-строительная компания Славянская». Между новым застройщиком и администрацией муниципалитета заключается дополнительное соглашение, в котором сказано, что в связи с изменением техусловий стоимость строительства якобы увеличилась на 264 с лишним млн руб., поэтому данные затраты инвестор покрывает за счет доли администрации, которая чудесным образом оценивается как раз в эту сумму. При этом застройщик даже не потрудился предоставить заключение эксперта, подтверждающее, что строительство действительно подорожало именно на эту сумму. Более того, и самих документов, подтверждающих фактические затраты, нет. В результате только по этому контракту бюджет района недополучил 300 млн руб. Спасибо застройщику, что по доброте душевной не насчитал свои издержки больше этой суммы, а то район мог бы еще и должен остаться…
Когда КСП проверила все 20 контрактов, оказалось, что дополнительно к ним было заключено около 100 различных соглашений, и каждое из них меняло условия контракта, причем не в пользу района. Сравните: по условиям инвестконтрактов имущественная доля администрации Красногорского района должна была составлять 68 тыс. кв. м жилой и 6,8 тыс. кв. м нежилой площади. А в результате изменений, вносимых дополнительными соглашениями, она сократилась до 23 тыс. кв. м жилой и 3,7 тыс. кв. м нежилой площади.
— А в какие годы принимались все эти поправки?
— С 2005 по 2015 год.
— То есть уже и при нынешнем губернаторе Андрее Воробьеве?
— Да, и он, между прочим, на одном из Градсоветов спрашивал Рассказова: почему из инвестконтрактов исчезла доля района: «Вам что, жилье для очередников не нужно?». Борис Егорович обещал разобраться, но все шло своим чередом. Поэтому и получается, что в 2014-2015 годах на территории района было введено в строй 1,7 млн квадратных метров жилья, а нашим очередникам выделили всего 22 квартиры. Да и то пятнадцать из них ключи получили уже после того, как совет депутатов по моей инициативе начал эту проверку.
Более того, даже те квартиры, которые передавались району честными застройщиками, не всегда доходили до очередников. Я, собственно, и заинтересовался этой темой после того, как стал выяснять, почему в районе не выполняется указ президента о предоставлении жилья участковым. Вот тут я и обнаружил, что пропали 9 квартир, переданные на баланс района компанией, построившей два дома по улицам Лесной и Советской. Тогда я поднял этот вопрос на совете депутатов. Время идет, но нет вразумительного ответа. В конце концов пришлось инициировать проверку КСП.
Скажу больше: в то время как люди полжизни стоят в очереди на квартиру, новое жилье простаивает. Помните, я сказал, что за 2014-2015 годы было выдано всего 7 ордеров для очередников, а на балансе района тогда числилось 130 свободных квартир. И сейчас не намного лучше — не распределено еще 110. Спрашиваю чиновников, которые занимаются оформлением документов: почему не выдаете на них ордера? Отвечают: не успеваем, у нас в отделе всего 4 человека работает. Представляете, какая у них производительность? По одной квартире на сотрудника в месяц! Не маловато ли?
— Так что все-таки с этими 9 квартирами — нашлись?
— Нет. Ущерб районному бюджету от их пропажи составил более 72 млн руб. Есть информация, что они уже заселены, но, конечно, не очередниками и не переселенцами из ветхого и аварийного жилья...
— Не могли эти квартиры уйти обманутым дольщикам?
— Исключено. У нас действительно были проблемы с 41 дольщиком, но для компании, которая согласилась предоставить им квартиры, в два раза увеличили объемы строительства.
— Это все факты, которые удалось обнаружить КСП во время проверки?
— Есть кое-что еще. Ни для кого не секрет, что свободных участков под строительство в ближнем Подмосковье уже нет, в том числе и в Красногорске, а сети, дороги — вся инфраструктура перегружена до предела и требует серьезных инвестиций для модернизации. Казалось бы, в таких жестких экономических условиях, как сейчас, муниципальная власть просто обязана максимально эффективно использовать такой финансовый ресурс для наполнения бюджета, как арендная плата за земельные участки, предназначенные под застройку. Тем более земля в дефиците, и застройщики не поскупятся на хорошую цену. Но конкурсы на право аренды земли в Красногорском районе среди строительных компаний практически никогда не проводились. Зато нередко чиновники прощали компаниям долги по аренде.
Например, за одной из таких фирм числилась в 2012 году задолженность в сумме 6,5 млн руб. Вместо того чтобы во время взыскать с недобросовестной компании долг, чиновники закрывают старый договор аренды с формулировкой: «Стороны считают, что взаимные обязательства по настоящему договору выполнены, финансовые расчеты произведены, взаимных претензий нет...» И открывают новый. Случайно или нет, но имя компании-должника совпадает с названием фирмы, где гендиректором когда-то был «красногорский стрелок» Амиран Георгадзе. Кстати, на участке земли, за которым уже четыре года тянется долг, стоит несколько многоэтажек. То есть компания не заплатила не из-за того, что денег нет. И это, к сожалению, далеко не единичный случай. У другой компании долги по аренде земли составляют 20 млн рублей, по старому курсу рубля это чуть меньше миллиона долларов! И это еще не все чудеса подмосковного управления бюджетными деньгами. Не гася задолженность по аренде земли, эта фирма умудрилась приватизировать данный земельный участок. Я сам занимался бизнесом, поэтому хорошо знаю, что любого предпринимателя, не заплатившего налоги в казну в размере 12 млн руб., ждет тюрьма, а здесь практически царский подарок: долги прощают, да еще и землю в придачу дают.
— К каким выводам пришла Контрольно-счетная палата?
— В заключении КСП сказано, что районный бюджет понес из-за неэффективного менеджмента ущерб в размере 700 млн рублей. Между прочим, недавно губернатор Подмосковья сказал, что именно эту сумму с большим трудом нашли в областном бюджете, чтобы оказать материальную помощь нуждающимся старикам. Но я считаю, что результаты проверки вышли за рамки наших полномочий — моих как депутата, да и всего совета депутатов Красногорского района. Разбираться с этим делом и выяснять, чем были вызваны те или иные решения по инвестконтрактам — наличием коррупционной составляющей или плохим менеджментом, — должны правоохранительные органы. Поэтому на ближайшем заседании совета депутатов я собираюсь поставить вопрос о передаче результатов проверки КСП в надзорные и следственные органы. Хотя, боюсь, Красногорской прокуратуре будет довольно сложно расследовать это дело объективно, так как здание для нее было построено в счет доли Красногорского района как раз по одному из таких контрактов.
— Неужели нет ни одной фирмы, которая бы полностью выполнила свои обязательства перед районом и передала на баланс положенные по контракту площади?
— Почему же — есть такие. 90% переданных площадей Красногорский район получил за счет реализации пяти контрактов из 20. А остальным 15 застройщикам практически «обнулили» обязательства перед районом. И что примечательно: многие, кто выполнил все обязательства перед районом, у нас уже не работают, а кто не передал району фактически ничего, поимел здесь не один контракт.
— Почему никто в администрации района не обратил на это внимание? Кто вообще мог подписать такие странные условия инвестконтрактов?
— Только глава района и его первый зам. Из текста Положения о порядке рассмотрения инвестконтрактов был даже исключен пункт о контроле за ходом их реализации, поэтому никто из рядовых сотрудников администрации проверить, как они исполнялись, не мог. Никаких коллегиальных органов по приему результатов инвестиционных контрактов в администрации создано не было. Когда Рассказову принесли акт Контрольно-счетной палаты, он подписывать его отказался.
— Если где-то убыло, в другом месте обязательно прибыло. Как думаете, в чьих карманах осели эти 700 млн руб.?
— Пусть это выясняют правоохранительные органы. Для них в Красногорске еще много работы, проверка КСП лишь подняла верхний пласт. Как вы считаете, может трехкомнатная квартира в Красногорске стоить 750 тыс. рублей?
— ???
— А вот согласно договору администрации с одной из строительных компаний выходит, что так и есть. Фирма должна была передать району 8255 кв. м жилой площади — это примерно 120 трехкомнатных квартир; потом начались манипуляции с допсоглашениями, и в конце концов район должен был получить только канализационный коллектор. Но, во-первых, по закону застройщик обязан строить канализацию к собственному дому за свой счет, а не за бюджетные деньги. А во-вторых, если строители и чиновники, подписавшие этот договор, приравняли 120 трехкомнатных квартир к коллектору, который строители сами оценили в 90 млн руб., то получается, что одна «трешка» в новостройке в Красногорске стоит 750 тыс. руб. И таких эпизодов там накопать можно на несколько томов уголовного дела! Потому что проверкой было охвачено порядка 800 000 кв. м жилья — это примерно 1/8 часть объема строительства в Красногорском районе за последние 10 лет.
— Как думаете, услышим мы когда-нибудь результаты честного расследования по делу «красногорского стрелка»?
— Подписывали такие бумаги два человека: глава района Борис Рассказов и его первый зам, ныне покойный Юрий Караулов, которого многие считали покровителем Амирана Георгадзе. Один из них сейчас в ранге советника губернатора области занимается подготовкой к областным выборам от партии «Единая Россия». Второй лежит на кладбище. С кого спрашивать? Да и в самой администрации, похоже, не горят желанием докопаться до истины. Даже дверь, в которую вошел Георгадзе в тот роковой день, замуровали.
Дверь заделали, но вопросы у людей все равно остались…