2 апреля 2016
Борис Вишневский, Новая газета

Борис Вишневский: Генерал-омбудсмен

Фото: РИА Новости

Сразу несколько источников сообщили, что новым уполномоченным по правам человека в России вместо Эллы Памфиловой может стать депутат Госдумы от «Справедливой России» Татьяна Москалькова. В том, что генерал-майор МВД Москалькова — доктор юридических и доктор философских наук, прошедшая в милиции путь от рядового референта до первого заместителя начальника Правового департамента МВД РФ — имеет огромный опыт, сомнений нет. Сомнения есть в том, тот ли это опыт, который нужен для должности омбудсмена.

Политическая биография кандидата в омбудсмены примечательна.

В 1999 году Москалькова (пребывая уже в генеральском звании) баллотировалась в Госдуму от «Яблока» по одномандатному округу в Ярославской области, но проиграла.

Через восемь лет новая попытка оказалась успешной, но уже от другой партии — «эсеров» (где собралось несколько бывших «яблочников», которые предпочли карьеру принципам). В 2011 году Москалькова вновь попала в Думу от «Справедливой России».

Темы ее диссертаций тоже примечательны: доктором юридических наук она стала за работу «Нравственные основы уголовного процесса: стадия предварительного расследования», доктором философских наук — за работу «Культура противодействия злу в работе правоохранительных органов Российской Федерации».

Что касается ее законодательной деятельности, то она имеет отчетливый карательный уклон, причем это получило достаточно широкую огласку.

Так, летом 2012 года, после акций Pussy Riot и арт-группы «Война», генерал Москалькова предложила внести в Уголовный кодекс статью об ответственности «за покушение на нравственность» — с наказанием в виде лишения свободы. Аргумент — необходимость законодательно защитить «религиозные, духовные, культурные и исторические святыни, а также моральные ценности», предотвратив тем самым «угрозу разрушения государственности». Правда, даже ее товарищи-эсеры не поддержали генеральский порыв как излишний.

Еще одна «карательная» инициатива Москальковой — предложение о расширении полномочий полиции в части применения огнестрельного оружия и поражения в правах родственников террористов, в том числе конфискации их имущества. Также она поддержала инициативу Кадырова-младшего сжигать дома родственников террористов.

Далее, в апреле 2015 года, Москалькова вполне серьезно предлагала переименовать МВД в ВЧК (Всероссийскую чрезвычайную комиссию) и дать этой комиссии все полномочия «для наведения порядка, сохранения страны в покое и безопасности». И хотя инициатива развития не получила, ход мыслей генерала Москальковой не требовал развернутых пояснений. Как не требует пояснений и то, чем запомнилась ВЧК в отечественной истории и какими именно методами она «наводила порядок» и «сохраняла страну в покое и безопасности».

Наконец, когда турецкие ВВС сбили российский самолет, Москалькова, сурово осудив турецкие власти, немедленно предложила в целях «обеспечения безопасности российских туристов» дать правительству право на «введение временных ограничений реализации туристского продукта». То есть дать правительству право «временно» запрещать российским гражданам организованный отдых в любой стране мира.

Излишним будет напоминать, что депутат Москалькова исправно голосовала в Госдуме за все драконовские законы — «закон Димы Яковлева», закон об «оскорблении чувств верующих», закон об НКО — «иностранных агентах» и многие другие. И конечно, в едином порыве поддерживала «присоединение Крыма».

При таком, как принято говорить, бэкграунде, было бы понятно, если бы Татьяну Москалькову прочили на пост министра внутренних дел, Генерального прокурора, главы Следственного комитета или директора ФСБ. Тут ее «карательный уклон», совмещенный с лояльностью властям, был бы абсолютно уместен. Но ее предлагают на пост омбудсмена, где необходимы прямо противоположные качества.

Где нужно уметь не ограждать власть от недовольных граждан, а защищать граждан от нападок власти. Где надо требовать не расширения полномочий полиции, а недопущения ее произвола. Где нужны не беспощадность и суровость, а сочувствие и забота. Где нужно уметь оппонировать власти, являющейся главным нарушителем прав человека, а не призывать к ужесточению наказаний. Где надо отстаивать не «святыни», а людей, становящихся жертвами бездушия чиновников и несправедливого суда. Где — если суммировать сказанное — надо быть на стороне тех, кого преследуют, а не на стороне тех, кто преследует.

Правозащитники уже высказали свое категорическое неприятие кандидатуры «генерал-омбудсмена» — предупредив, что в случае ее назначения не смогут с ней работать. По мнению членов Совета по правам человека при президенте РФ, пост омбудсмена надо предложить Владимиру Лукину — два срока успешно работавшему на этой должности, а потом «сдавшему пост» Элле Памфиловой. А если у власти «есть желание быстро и качественно полностью уничтожить правозащитное движение в стране, то выбор Москальковой в качестве омбудсмена просто идеален».

Источник

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Защита прав граждан


Все статьи по теме: Защита прав граждан